Каждый год в последний день апреля автоспортивный мир вспоминает Роланда Ратценбергера, австрийского гонщика, чья жизнь оборвалась 29 лет назад в тот роковой уик-энд в Имоле.
В 1994 году 33-летний австрийский пилот подписал контракт на пять гонок с Simtek, новой командой Формулы 1, основателем, владельцем и техническим директором которой был Ник Уирт, впоследствии технический директор Virgin Racing. В своё время мы уже приводили эти слова Уирта, но сегодня уместно вновь процитировать его воспоминания о Роланде Ратценбергере.
Ник Уирт: «Я никогда не забуду нашу первую встречу, когда Роланд впервые приехал на базу Simtek в Бэнбери. Я в то время жил в маленькой деревне недалеко от Сильверстоуна. Уже не помню, почему так получилось, но он вызвался подбросить меня домой. Оказалось, что он приехал в наш офис на одном из самых маленьких автомобилей, которые только можно было взять напрокат – он был размером с Fiat 500, возможно, это был Ford Fiesta с двигателем объёмом 1 литр.
Все, кто живёт в тех краях, хорошо знают дорогу, которая ведёт от Бэнбери к Сильверстоуну. И мы понеслись по этой дороге с безумной скоростью, возможно, немного нарушая правила. И там, в конце длинного прямого участка, есть жуткий правый поворот – тот, кто там ездил, понимает, о чем я говорю. Сейчас там установлена полицейская камера для контроля за скоростным режимом.
И когда мы на полном ходу приближались к тому месту, я его предупредил: “Роланд, будь осторожен, это весьма коварный поворот”. А он лишь посмотрел на меня своим особым взглядом, к которому я потом даже успел привыкнуть. И мы преодолели этот поворот, не снижая скорости, вылетев на встречную полосу, на этом маленьком Ford. Любой человек, кто попробовал бы сделать то же самое, однозначно не смог бы удержаться на дороге и оказался бы в канаве в перевёрнутом автомобиле. У меня перед глазами успела промелькнуть вся моя жизнь, но каким-то чудом Роланд вырулил, используя и поребрик, и обочину – на моей памяти это был самый невероятный пример мастерского управления автомобилем.
И когда он вышел из этого поворота, на лице его сияла широкая улыбка, а вот я был белый, как снег. Но тот случай я запомнил на всю жизнь. И хотя понятно, что Ford Fiesta – далеко не машина Формулы 1, я тогда подумал: этот парень кое-что знает об искусстве вождения автомобиля!»