Двукратный чемпион Мика Хаккинен в авторской колонке подвёл итоги сезона...
Удивительно, что в самом долгом сезоне в истории Формулы 1 судьба титула решилась на последнем круге финальной гонки. Я потрясён тем, что произошло в воскресенье, и знаю, что болельщики разделяют мои чувства. Мы ещё долго будем говорить об этой гонке!
Льюис фантастически стартовал со второй позиции, возглавив гонку. Тогда я подумал, что нас ждёт предсказуемый результат: ему достанется победа и восьмой титул. И неважно, что Макс попробовал атаковать на первом круге. Эта попытка обгона могла привести к аварии, но у Льюиса была возможность выехать в зону безопасности. Как я уже говорил, нужно обгонять с помощью скорости, мастерства и точности, а не за счёт выдавливания соперника с трассы.
Когда подошёл к концу период сейфти-кара, вызванного аварией Николаса Латифи, у двух претендентов на титул оставался один круг, чтобы определить итог чемпионата. Очевидно, что Макс получил преимущество. На свежем комплекте Soft у него было больше сцепления, чем у Льюиса на изношенной резине Hard. Обгон был неизбежен, хотя Льюис оборонялся как мог. Макс сделал то, что должен – выиграл гонку и завоевал титул. Казалось, что Ферстаппен и Хэмилтон оба в шоке, но меня порадовали их речи после финиша. Это идеальные представители нашего спорта.
Был ли прав директор гонки Майкл Маси, когда решил ускорить период сейфти-кара, позволил машинам между Максом и Льюисом вернуться в круг с лидерами и возобновил гонку на последнем круге?
По-моему, намного хуже, если бы чемпионат закончился финишем за сейфти-каром – это всех разочаровало бы. Решение директора гонки, которое затем поддержали четыре стюарда, основывалось на его понимании правил и на его ответственности за выбор момента, когда сейфти-кар должен вернуться в боксы. Найти баланс между стремлением обеспечить безопасность и желанием как можно быстрее возобновить гонку – это самая сложная задача.
В плане безопасности и скорейшего возобновления гонки Майкл Маси делал свою работу. Если в Mercedes решат опротестовать итоги гонки и личного зачёта, то в FIA детально изучат принятые решения и особенности применения правил. Не думаю, что результаты изменятся.
Макс и Льюис – оба чемпионы. У Хэмилтона семь титулов, у Ферстаппена – один. В Red Bull Racing бросили вызов Mercedes и отлично сработали, так что титул Макса был заслуженным. Льюису совсем немного не хватило, чтобы завоевать рекордный восьмой титул. По-моему, всё уравновешивает тот факт, что они с Валттери Боттасом принесли Mercedes Кубок конструкторов. Команде достанется самая большая доля призовых.
Это была самая плотная борьба, которую можно себе представить. Осенью казалось, что всё шло к победе Red Bull Racing, но в конце сезона Льюис стал добиваться успехов. Его победы в Бразилии, Катаре и Саудовской Аравии показали, почему он стал звездой. Я считаю, что он помог команде прибавить.
Я хочу отметить выступления ещё трёх гонщиков.
Подиум Карлоса Сайнса – отличный результат. Он опередил напарника, показав, насколько он быстрый, талантливый и целеустремлённый гонщик. Будем надеяться, что при новом регламенте Ferrari даст им обоим более быструю машину, способную выигрывать гонки.
Серхио Перес безупречно сработал и помог Максу Ферстаппену в гонке, стараясь как можно дольше оставаться на трассе, чтобы сдерживать Льюиса, а после обгона здорово его контратаковал. Мне нравится такая целеустремлённость и плотная борьба. Это ещё раз показало, почему Серхио – отличный напарник для Макса.
Моя бывшая команда McLaren закончила сезон на четвёртой строчке Кубка конструкторов. Она отлично отыгралась за последние четыре года. Я впечатлён её выступлениями в этом году: самый яркий момент – это победа Даниэля Риккардо в Монце. Ландо Норрис – один из самых перспективных гонщиков. Их обоих ждёт успешное будущее, и я думаю, что то же самое можно сказать о Формуле 1.