Гэри Андерсон, бывший конструктор гоночных машин, а ныне эксперт издания The Race, предложил любопытный, хотя и спорный способ, который позволит молодым и перспективным гонщикам набираться опыта в Формуле 1, а командам – готовить будущих звёзд и формировать реальный кадровый резерв.
Возможностей попасть в Формулу 1 всегда было не слишком много, а в наше время добиться этого стало ещё сложнее – гонщику почти невозможно получить шанс сесть за руль, если он не доказал свою состоятельность, выступая в других категориях.
Взять Оскара Пиастри: он выиграл Еврокубок Формулы Renault, затем титулы в Ф3 и Ф2, однако оказался на скамейке запасных. В этом году у него будет возможность несколько раз провести пятничные тренировки, поработать на тестах на старой машине Alpine и позаниматься на симуляторе.
Но если вы не выступаете в гонках, не участвуете с плотной борьбе на трассах, можно запросто утратить тот самый «инстинкт убийцы», который необходим, чтобы выигрывать гонки и чемпионаты. Молодым пилотам нужно побольше работать за рулём реальной машины и в идеале выступать в гонках.
Но в Формуле 1 уже давно нет для этого условий, хотя команды чемпионата должны быть в этом заинтересованы. Нам всё время говорят, что в чемпионате мира выступают 20 самых лучших гонщиков, хотя на самом деле это не совсем так. Половина из них – действительно высококлассные мастера, а вот к остальным могут быть вопросы.
Но ведь молодые гонщики – это будущие звёзды, поэтому очень важно, чтобы самые перспективные из них получили свой шанс. И такой способ есть.
Формула 1 стремится проводить всё больше гонок, и пилоты не слишком довольны тем, что объём работы постоянно растёт. А что если установить правило, которое будет предусматривать, что каждому гонщику разрешается провести максимум 20 гонок за сезон? Следовательно, каждый пропустит по три Гран При, но это же правило будет требовать, чтобы на этих этапах его заменял молодой гонщик.
Определяться с выбором таких этапов надо будет до начала сезона, а информация об этом должна храниться в запечатанных конвертах до первой гонки. И надо будет соблюсти ещё одно условие: оба гонщика основного состава команды не могут пропустить этап одновременно. Это позволит нейтрализовать возражения, что большинство болельщиков хотят видеть на трассе гоночных знаменитостей. В худшем случае как минимум половина стартового поля будет состоять из гонщиков, выступающих в чемпионате регулярно, но вероятность этого невелика.
Тогда молодые пилоты, такие как Пиастри, получат возможность набираться опыта. Если бы действовало такое правило, у него уже в этом году шесть раз была бы возможность показать себя – трижды он мог бы заменить Фернандо Алонсо, трижды сесть за руль машины Эстебана Окона. И тогда ему было бы проще в будущем рассчитывать на место в Alpine или какой-либо другой команде.
Есть и ещё один плюс: это не позволило бы гонщикам основного состава слишком расслабляться. Кроме того, молодые гонщики играли бы важную роль в борьбе команд за Кубок конструкторов, ведь до 13% очков могли бы заработать именно они, поэтому команды были бы заинтересованы в приглашении самых лучших.
Можно даже было бы предусмотреть для этих молодых гонщиков дополнительные тестовые дни по ходу сезона, затраты на которые не входили бы в лимит бюджетов. Достаточно было бы всего нескольких таких дней, но уже это принесло бы огромную пользу и позволило бы таким пилотам готовиться к выступлениям в Гран При.
Впрочем, понятно, что подобные идеи встретят сопротивление команд и организаторов чемпионата, ведь на старт гонок будут выходить не все звёзды Формулы 1. При этом никто не отрицает проблемы, связанной с весьма ограниченными возможностями для подготовки новых гонщиков, усугубившейся после 2009 года, когда тесты были максимально сокращены.
Формуле 1 пора предпринять решительные шаги, которые позволили бы следующему поколению пилотов получить возможность показать себя и проверить, на что они способны в сравнении с Шарлем Леклером, Максом Ферстаппеном, Ландо Норрисом, Джорджем Расселлом и другими гонщиками чемпионата.