Хотя Кими Райкконен расстался с Формулой 1 в конце прошлого года, в паддоке его по-прежнему вспоминают и ещё долго будут вспоминать.
Беат Цендер, старожил команды, которая до 2019 года называлась Sauber, а ныне это Alfa Romeo, считает финна самым талантливым из всех гонщиков, с кем ему доводилось работать, а их за 30 лет было немало.
Цендер любит рассказывать, как будущий чемпион мира произвёл впечатление на швейцарскую команду на самых первых тестах в Муджелло осенью 2000 года. Причём, нельзя сказать, что это впечатление было однозначным…
«Первое впечатление не было таким уж хорошим, – говорит Цендер. – Но что можно ожидать от парня, который пересел в машину Формулы 1 сразу после Формулы Renault? На тестах мы проехали три-четыре круга, после чего Кими потребовался перерыв, чтобы перевести дух. Мы попросили Йозефа Леберера, нашего физиотерапевта, ему помочь. Впрочем, Кими сразу заверил, что может ехать быстрее…»
Всё, что было потом, уже история, но можно напомнить слова Серхио Ринланда, в то время занимавшего пост главного конструктора Sauber, который тоже был на тех тестах: «Наблюдая за работой Кими за рулём Sauber, я вспомнил Сенну. На первых тестах Айртона в Формуле 3 в Тракстоне в 1982-м все сразу поняли, что он – будущая суперзвезда. И на тестах в Муджелло у нас было похожее ощущение».
За годы работы в Sauber Беату Цендеру довелось иметь дело с такими гонщиками, как Хайнц-Харальд Френтцен, Ник Хайдфельд, Жак Вильнёв, Фелипе Масса, Роберт Кубица и Шарль Леклер. Но если спросить, кого он считает самым одарённым и быстрым из всех, то ответ будет однозначным: «Кими. С точки зрения чистого таланта, это, безусловно, Кими».
Райкконен дебютировал в Формуле 1 в 2001 году, заработав очки с первой попытки. По словам Цендера, у него был трёхлетний контракт с Sauber, причём составленный весьма жёстко и не предполагавший досрочного расторжения. Но довольно скоро стало известно, что в услугах Кими заинтересована команда McLaren, на тот момент одна из самых сильных в Формуле 1.
«Райкконен объявил нам, что он либо перейдёт в McLaren, либо просто уйдёт из команды. Но зато Sauber получила солидную финансовую компенсацию, и эти деньги были инвестированы в строительство новой аэродинамической трубы», – рассказал швейцарский инженер.
Эти события происходили два десятилетия назад, и с тех пор имя Кими не сходит с первых полос гоночной прессы. Конечно, когда он объявил о завершении карьеры, наступило некоторое затишье, но всего через полгода о знаменитом финне заговорили вновь, поскольку он готовится к возвращению в NASCAR и в следующий уик-энд выйдет на старт гонки в Уоткинс-Глен.
Ему предстоит пилотировать третью машину Chevrolet Camaro команды Trackhouse Racing, первые тесты уже позади, Кими доволен их итогами и надеется, что всё сложится удачно. А пока вместе с семьёй он отдыхает в Нью-Йорке, в том числе катается с детьми на каруселях в Центральном парке. Кстати, по-своему символично, что он для себя выбрал вороного коня – возможно, в память о временах выступлений за Ferrari…