Мониша Кальтенборн занимала пост руководителя Sauber с 2012-го по 2017 гг. и в то время активно ратовала за введение в Формуле 1 бюджетного регулирования, но тогда эту идею, также поддержанную несколькими другими командами, реализовать не удалось.
Но вот уже второй год участники чемпионата руководствуются финансовым регламентом, и определённые успехи в этой области есть, однако это не избавило Формулу 1 от кризисных явлений, и одной из главных тем последних недель стал перерасход бюджета, допущенный Red Bull Racing.
«В то время мы не смогли договориться о том, как контролировать соблюдение бюджетных ограничений. Но сложнее всего был вопрос о том, каким образом применять санкции к нарушителям, – поделилась Кальтенборн в интервью Auto Bild. – Кроме того, начались споры о том, что всё это лишь создаст почву для доносительства и разного рода страхов.
Вероятно, мои слова вызовут удивление, но сейчас я отношусь к ограниченным бюджетам очень критически. Разумеется, в те времена, когда я руководила Sauber, я была очень заинтересована в переходе на такие бюджеты, ведь это был единственный способ хотя бы как-то приблизиться к топ-командам.
Теперь я не руковожу командой и могу оценивать ситуацию со стороны. Конечно, важно, чтобы успех в спорте определяли не только деньги. Найти способ снизить затраты действительно важно, однако ограничение бюджетов – не самый правильный способ этого добиться. И сейчас мы это видим.
Надо иметь в виду вот что: почему такой мощный бренд, как Red Bull, не может получать больше денег от спонсоров и вкладывать их в модернизацию техники? В таком спорте, как Формула 1, не должно быть уравниловки.
При этом есть другие способы, например, принцип «финансового фэйр-плей», реализованный в футболе, когда клубам разрешается тратить не больше денег, чем они зарабатывают. Тогда спорт вновь станет сбалансированным, ведь, например, в начале 2000-х было именно так – в те годы гонщикам Sauber удавалось подниматься на подиум. И это было возможно без всяких ограниченных бюджетов.
В конечном итоге, всё нужно решать за счёт технического регламента, потому что именно модернизация техники является основным драйвером роста расходов.
Мне представляется, что наилучшим выходом из ситуации для FIA стал бы такой: вообще никак не наказывать Red Bull, всего лишь сославшись на то, что финансовый регламент предусматривает определённые допуски. И хотя изначально при составлении регламента такого намерения не было, и это просто означает, что он нуждается в улучшении.
С моей точки зрения, все прочие решения будут хуже. Любой штраф будет носить субъективный характер, потому что регламентом предусмотрен определённый спектр разного рода санкций. А если будет решено наказать команду, каким-то образом урезав её бюджет на следующий сезон, то это просто нонсенс, потому что наказание должно быть применено в этом году».