Постойте с внешней стороны поворота Maggotts и понаблюдайте за тем, как машины несутся прямо на вас на скоростях за 300 км/ч перед тем как резко дернуться вправо – и все это на полном газу…
Когда ваше дыхание восстановится, а органы чувств справятся с нервной перегрузкой, вы, пожалуй, поверите, что по части скорости Сильверстоун уступает только Монце. В прошлом году на пути к победному финишу Кими Райкконен прошел лучший круг гонки со средней скоростью 229.514 км/ч.
Изменения направления движения на высоких скоростях во многом определяют характер трассы. Аэродинамика машины проходит здесь настоящий тест на эффективность, а шины подвергаются жесточайшей пытке – и в этом смысле Сильверстоун не уступает Барселоне.
После введения моторов V8 скорость в таких поворотах, как Copse, Maggotts и Bridge зависит только от того, сколь быстра машина на входе. Гонщик в кокпите собирается с духом, не отпуская педали газа, поворачивает руль и испытывает перегрузки под 3,5 g. С линии старта до поворота Stowe он вообще не пользуется тормозами – т.е. почти полкруга!
Сбрасывать скорость надо только в связке Becketts, но это происходит без участия тормозов. Аэродинамическое сопротивление и компрессия двигателя столь велики, что гонщику достаточно отпустить акселератор и перейти на пару передач вниз. К тому моменту, как он дважды дернет подрулевой переключатель коробки передач, не прикасаясь к тормозам, машина уже замедлится достаточно, чтобы вписаться поворот. И даже на входе в Stowe, который сегодня намного уже, чем в прежние времена, требуется лишь один короткий удар по тормозам – в последний момент перед тем, как начать переключаться с 7-й передачи на 4-ю.
В таких условиях очень важно, чтобы передок машины был отзывчивым и стабильным. Главное, гонщик должен быть уверен в себе: если с этим проблемы, то малейший сброс газа выльется в заметные потери времени. Напор и уверенность – вот две главных заповеди на этой части круга, а все остальное зависит от эффективности аэродинамики машины.
Кроме узкого входа в поворот Vale – он следует сразу после Stowe, – все остальное в комплексе представляет собой более медленную часть трассы, которой заканчивается круг. Именно она придает Сильверстоуну некоторую сумасшедшинку. Из-за этих поворотов приходится колдовать над настройками шасси в поисках разумного компромисса: задние колеса должны цепко держать трассу при разгонах, а подвеска должна быть мягче, чем в идеале требуется для быстрой части круга с его скоростными извивами. А никто, между прочим, не говорил, что Формула 1 – это простое дело.
Весь этот комплекс вместе с фантастическим поворотом Bridge, ему предшествующим, был построен перед Гран При 1991-го года. До этого с 1949 года трасса сохраняла изначальную конфигурацию, повторявшую периметр аэродрома, существовавшего здесь исторически, – за исключением шиканы Woodcote, добавленной в 1975-м как раз для того, чтобы хоть чуть-чуть снизить скорости.
Потом, в 1987-м, эта шикана была полностью переделана: перед ней появился безымянный крутой левый поворот, просуществовавший лишь четыре сезона. Затем его поглотили повороты Luffield, соединившие новую связку с участком, оставшимся от первоначального кольца. С тех пор Copse перепрофилировали дважды, и первая версия поворотов Luffield 1 / Luffield 2 трансформировалась в один длинный вираж с постоянным радиусом.
В дни проведения Гран При Великобритании 1948 года в районе Copse трасса резко поворачивала вправо, выходя на взлетно-посадочную полосу, затем вновь шла вдоль периметра от Maggots до Stowe, загибалась вправо, возвращаясь на ВПП, и далее через шпильку Club опять вытягиваясь вдоль периметра.
Классическая конфигурация была значительно быстрее, чем нынешняя, даже несмотря на то, что средние скорости машин в наши дни значительно возросли.
Самый быстрый круг во время Гран При Великобритании 1973-го года (до того, как добавили шикану) был пройден со средней скоростью 215,6 км/ч. В 1985-м, когда уже появилась шикана, но до того, как построили связку Woodcote, скорость выросла до 243 км/ч. А разве можно забыть удивительный круг Кеке Росберга во время квалификации 1985 года? Средняя скорость была равна 259 км/ч, – и это несмотря на медленный прокол шины и моросящий дождь! Круг Росберга долго оставался самым быстрым в истории Формулы 1, и только в 2002-м году Хуан Пабло Монтойя побил рекорд финна на трассе в Монце. А если выпустить современные машины на старый Сильверстоун версии 1949-73-го гг., то они бы проходили круги со скоростями под 280!
Однако в 1951 году, когда Фройлан Гонзалес показал в квалификации среднюю скорость в районе 160 км/ч, автодром вовсе не считался таким уж быстрым. На таблице видно, что он занимает лишь пятую строчку в списке трасс того исторического чемпионата. Но тогда гонки еще проходили на совершенно безумных треках, таких, как Реймс, в Монце и в помине не было шикан, а Спа была почти такой же быстрой, как Монца. И скорости на них были процентов на 20 выше, чем в Сильверстоуне.
Но по мере того, как менялись конфигурации автодромов, а антикрылья произвели революцию в аэродинамике машин, Сильверстоун занял одну из лидирующих позиций.
Спа исчезла из календаря после 1970-го года, а через пару лет в Монце появилась первая шикана, и тогда Сильверстоун вошел в первую тройку, – хотя в те времена он принимал Гран При каждый второй сезон попеременно с Бэндс-Хетч. Шикана Woodcote добавила ко времени прохождения круга порядка трех секунд, а, начиная с 1991-го, когда был построен комплекс медленных поворотов Stowe-Club, скорости на классическом британском автодроме еще упали. И все равно он остается очень быстрым!
Скорость на лучшем круге:
1950 | км/ч | 1960 | км/ч |
США (Индианаполис) | 207.60 | США (Индианаполис) | 235.17 |
Италия (Монца) | 189.0 | Италия (Монца) | 220.0 |
Бельгия (Спа) | 185.5 | Бельгия (Спа) | 218.9 |
Франция (Реймс) | 180.8 | Франция (Реймс) | 217.4 |
Швейцария (Бремгартен) | 162.2 | Португалия (Порту) | 180.74 |
Великобритания (Сильверстоун) | 151.3 | Великобритания (Сильверстоун) | 179.6 |
Монако (Монте-Карло) | 103.1 | США (Риверсайд) | 163.1 |
1960 | км/ч | 1971 | км/ч |
США (Индианаполис) | 235.17 | Италия (Монца) | 247.02 |
Италия (Монца) | 220.0 | Австрия (Остеррайхринг) | 216.10 |
Бельгия (Спа) | 218.9 | Великобритания (Сильверстоун) | 212.2 |
Франция (Реймс) | 217.4 | США (Уоткинс Глен) | 189.091 |
Португалия (Порту) | 180.74 | Германия (Нюрбургринг) | 186.8 |
Великобритания (Сильверстоун) | 179.6 | ЮАР (Кайлами) | 184.0 |
США (Риверсайд) | 163.1 | Франция (Поль Рикар) | 183.33 |
Голландия (Зандфорт) | 160.9 | Испания (Монжуик Парк) | 160.3 |
Аргентина (Буэнос-Айрес) | 142.4 | Голландия (Зандфорт) | 158.98 |
Монако (Монте-Карло) | 117.7 | Монако (Монте-Карло) | 137.7 |
1981 | км/ч | 1991 | км/ч |
Великобритания (Сильверстоун) | 226.31 | Италия (Монца) | 242.619 |
Австрия (Остеррайхринг) | 219.14 | Германия (Хоккенхайм) | 236.434 |
Германия (Хоккенхайм) | 217.40 | Великобритания (Сильверстоун) | 217.803 |
Италия (Монца) | 214.092 | Бельгия (Спа) | 216.948 |
Аргентина (Буэнос-Айрес) | 204.066 | Сан-Марио (Имола) | 209.682 |
Франция (Дижон) | 197.86 | Япония (Сузука) | 207.756 |
Голландия (Зандфорт) | 187.06 | Мексика (Мехико Сити) | 207.267 |
Бельгия (Зольдер) | 184.19 | Испания (Каталунья) | 206.299 |
Сан-Марио (Имола) | 167.901 | Португалия (Эшторил) | 200.310 |
США (Лас-Вегас) | 163.481 | Франция (Маньи-Кур) | 194.215 |
Бразилия (Жакарепагуа) | 158.454 | Канада (Монреаль) | 193.579 |
Испания (Харама) | 157.489 | Бразилия (Интерлагос) | 193.570 |
Канада (Монреаль) | 145.019 | Венгрия (Хунгароринг) | 175.173 |
США (Лонг Бич) | 144.661 | США (Финикс) | 154.360 |
Монако (Монте-Карло) | 136.31 | Монако (Монте-Карло) | 142.006 |
2000 | км/ч | 2007 | км/ч |
Италия (Монца) | 243.645 | Италия (Монца) | 251.654 |
Германия (Хоккенхайм) | 235.570 | Бельгия (Спа) | 233.389 |
Бельгия (Спа) | 220.423 | Великобритания (Сильверстоун) | 229.515 |
Австрия (А1 Ринг) | 216.954 | Австралия (Мельбурн) | 223.978 |
Великобритания (Сильверстоун) | 214.663 | Турция (Стамбул) | 220.136 |
Япония (Сузука) | 212.830 | Бразилия (Интерлагос) | 214.127 |
Австралия (Мельбурн) | 208.686 | Франция (Маньи-Кур) | 208.670 |
Бразилия (Интерлагос) | 207.510 | Бахрейн (Сахир) | 207.120 |
Сан-Марио (Имола) | 205.249 | США (Индианаполис) | 206.398 |
Малайзия (Сепанг) | 202.498 | Малайзия (Сепанг) | 206.356 |
США (Индианаполис) | 201.994 | Канада (Монреаль) | 205.581 |
Испания (Каталунья) | 201.586 | Испания (Каталунья) | 202.685 |
Канада (Монреаль) | 201.338 | Китай (Шанхай) | 201.363 |
Европа (Нюрбургринг) | 199.365 | Европа (Нюрбургринг) | 199.593 |
Франция (Маньи-Кур) | 192.549 | Венгрия (Хунгароринг) | 197.029 |
Венгрия (Хунгароринг) | 178.812 | Япония (Фудзи) | 186.260 |
Монако (Монте-Карло) | 148.729 | Монако (Монте-Карло) | 159.715 |