F1News.Ru уже рассказывал о презентации проекта «Евразия-Автодром-Домодедово»: в ближнем Подмосковье, на территории городского округа Домодедово, началось сооружение трассы, которая в 2010-м году должна принять этап чемпионата мира престижной кузовной категории FIA GT. Это первое российское автоспортивное сооружение такого уровня, способное принимать самые различные соревнования, разве что кроме Формулы 1.
Впрочем, Артур Трофимов, председатель совета директоров компании «Евразия СИТИ», ведущей строительство автодрома, подчеркнул: речь идет о продуманном коммерческом проекте, который изначально был ориентирован не только на спорт. На автодроме также будут проводиться открытые дни для владельцев дорожных спорткаров и спортивных мотоциклов, корпоративные мероприятия и мастер-классы по обучению искусству гоночного пилотирования.
В эксклюзивном интервью для F1News.Ru управляющий директор компании Apex Circuit Design Клайв Боуэн, разработавшей проект трассы, рассказал об особенностях российского автодрома…
Вопрос: В чем особенности домодедовской трассы? Чем она, по-вашему, будет интересна для гонщиков?
Клайв Боуэн: Для начала придется затронуть техническую сторону дела, и вот почему. Проекты разных автодромов должны соответствовать разным критериям. Формула 1, как вы знаете, это самые быстрые, самые дорогие, самые захватывающие автогонки в мире. Машина Формулы 1 достигает высоких скоростей быстрее, чем автомобиль другого класса. Если говорить о возможности проектировщиков изменять профиль трассы в вертикальной плоскости, когда она идет в гору или под уклон, то здесь ориентиры задает FIA, и они напрямую связаны со скоростями машин.
Когда вы проектируете и строите автодром первой категории, который будет омологирован для гонок уровня Гран При, все вертикальные переходы на нем должны быть очень плавными. Практически все, кому доводилось выступать на современных трассах Формулы 1, в один голос говорят, что они довольно плоские, скучные и унылые, и езда по ним не доставляет особого удовольствия.
Следовательно, если ваш основной рынок – сектор корпоративных развлечений, как в случае с проектом «Евразия-Автодром-Домодедово», а также гонки национальных чемпионатов или международных серий, таких как FIA GT, безусловно, есть прямой смысл намеренно снизить его категорию ниже стандартов Формулы 1. Максимальные скорости в FIA GT не столь высоки – значит, мы можем применить более агрессивный подход к проектированию и в больших пределах изменять радиус траектории.
Итак, возвращаемся к вашему вопросу: на домодедовском кольце мы, в частности, видим, что перепады горизонта здесь носят более ярко выраженный характер, и это здорово! Если бы мы проектировали трассу для Формулы 1, такого бы не было.
Вопрос: И все же, если говорить об автодромах первой и второй категории по классификации FIA: в чем здесь принципиальная разница и для проектировщиков, и для инвесторов, которые, надеюсь, рано или поздно замахнутся на сооружение такой трассы в России?
Клайв Боуэн: Прежде всего – и это главное! – для трассы Формулы 1 нужно намного больше места. Земля в Москве чрезвычайно дорогая: если бы нам нужно было выделить 80 – 85 гектаров территории для такого объекта, то издержки, с этим связанные, намного превысили бы объем инвестиций.
Даже если не рассматривать этот момент и оценить только объем необходимых вложений, то автодром, отвечающий современным стандартам Формулы 1, обойдется вам примерно в пять раз дороже, чем домодедовская трасса (проект «Евразия-Автодром-Домодедово» оценивается в $64 млн). Таким образом, изначальные затраты были бы намного выше, уже не говоря об уровне текущих расходов, связанных с выплатами Берни Экклстоуну за право принимать гонку, и так далее. Получается, чтобы такой проект был экономически оправданным, необходимы еще более масштабные вложения в развитие инфраструктуры.
В нашем же случае важно подчеркнуть: сейчас мы создаем объект, спрос на который со стороны корпоративных клиентов, автопроизводителей и российских автоклубов уже превышает его расчетную загрузку – а ведь это только первый автодром такого уровня в вашей стране. Возможно, за ним последуют другие.
И еще: исключительно важно развивать базовые, корневые, как я их называю, виды автогонок. Формула 1 – это замечательно, но тут есть и свои минусы. Когда вы проводите в вашей стране национальный Гран При, подобное событие никак не сказывается на развитии местного автоспорта. Но, когда вы создаете трассу, предназначенную для того, чтобы люди постигали азы гоночного искусства, где вы можете проводить соревнования более скромного уровня, – тогда вы создаете тот необходимый фундамент, на базе которого возможно дальнейшее развитие российского автоспорта.
Вопрос: Давайте перенесемся из России в Великобританию: в последнее время много говорят о том, что Сильверстоун вскоре потеряет право принимать этап чемпионата мира, и Формула 1 получит прописку в Доннингтоне. Как бы вы сравнили эти две трассы?
Клайв Боуэн: Если говорить о том, сколь они интересны, техничны и сложны с точки зрения гонщиков, то обе трассы можно считать лучшими в Великобритании. Но если рассуждать с позиций зрителей, то Доннингтон явно предпочтительнее. Однако, чтобы довести его до очень высокого уровня Сильверстоуна в части безопасности, качества инфраструктуры и собственно гонок, этот автодром потребует весьма серьезных инвестиций.
Если Сильверстон рассматривать отдельно, мы увидим, что это изумительный автодром, а связка Becketts – Maggots – Chapel – лучшая в мире последовательность быстрых поворотов. И, повторюсь, чтобы довести Доннингтон до уровня Сильверстоуна, потребуются колоссальные средства.
Если их сравнивать, я бы сказал так: Доннингтон – великолепная парковая зона, и у нее есть своего рода эстетические достоинства, которые можно выгодно использовать. Но техническое преимущество остается за Сильверстоуном, а это, безусловно, залог более интересных гонок.