Чемпионат 2008-го года запомнится не только яркими победами, по ходу сезона никто из сильнейших гонщиков не смог избежать ошибок, отчасти поэтому сразу чектверо пилотов сохраняют шансы на титул. Однако, чтобы конвертировать эти шансы в вожделенный трофей, претендентам, как минимум, необходимо избегать явных промахов, аварий, и технических сходов, ставших причиной потерь, которые Ferrari понесла в Венгрии и Валенсии.
Учитывая, что возглавляет турнирную таблицу Льюис Хэмилтон, а Фелипе Масса и Райкконен оказались в положении догоняющих, Скудерия, как недавно заявил ее глава Стефано Доменикали, больше не может «позволить себе роскоши терять очки из-за проблем с надежностью». В Маранелло принято решение усилить контроль за производством всех комплектующих: только проверкой качества литья там занимаются 40 сотрудников. Не поздно ли? Удивительное дело: даже в прежние времена, когда FIA еще не объявила моратория на модернизацию двигателей, именно Ferrari была образцом надежности. Но сейчас, когда моторы запрещено дорабатывать, и все технологии отлажены до предела, итальянские V8 вдруг начали взрываться один за другим.
Накануне Гран При Бельгии инженерные службы Ferrari, видимо, заранее волнуются. Ни Хунгароринг, ни Валенсию нельзя назвать трассами, где моторы испытывают особый стресс. А вот семикилометровая Спа станет серьезной нагрузкой для любого двигателя - 22 секунды полностью нажатой педали газа, и уникальная комбинация поворотов, требующая от силового агрегата максимальной гибкости, мотор должен обеспечить стабильный динамичный разгон в широком диапазоне скоростей, что всегда сопряжено с предельными нагрузками. И венцом всего является стремительный спуск от La Source к легендарной Красной Воде (Eau Rouge), после которой трасса взлетает на холм, одновременно изгибаясь то влево, то вправо: результат прохождения круга во многом зависит именно от этого сектора. И вряд ли Масса или Райкконен собираются беречь движки: им сейчас не до того, ибо каждое очко сейчас действительно на вес золота.
В Ferrari признали, что оба отказа моторов связаны с одной и той же проблемой: поломкой шатунов. Оба раза шатуны обрывало практический в одной и той же фазе рабочего цикла двигателя, под конец второй гонки. И если на машине Кими в Спа будет установлен новый мотор, то Фелипе предстоит проехать 308,5 км по арденнскому кольцу на Ferrari V8, уже выдержавшем победные 57 кругов по улицам Валенсии. Затем через неделю после Бельгии, во время Гран При Италии, ситуация повторится, только гонщики как бы «поменяются местами» – на новом двигателе будет стартовать Масса. А ведь в Монце 79% круга надо проходить на максимальных оборотах.
Фелипе Масса опережает Кими на 7 очков, и при этом отстает от Хэмилтона на 6. Руководство команды уже намекало, что, если надо, действующий чемпион мира будет прикрывать тылы более удачливого и быстрого напарника. А на днях на страницах Gazetto dello Sport президент Ferrari Лука ди Монтедземоло еще раз подтвердил, что бразилец вполне готов бороться за титул.
Лука ди Монтедземоло: «Я бы сказал, что Масса является чистокровным “продуктом” Ferrari, и уже созрел для победы в чемпионате. Если бы не потерянные очки, он бы сейчас лидировал с заметным отрывом. Последние 11 лет мы или выигрывали чемпионаты, или занимали вторые места, что позволяет испытывать удовлетворение, особенно если учесть, как много команд за это время просто-напросто обанкротились. Так что хватит ошибок, я уверен, Ferrari будет сражаться до конца».
Многие эксперты единодушны во мнении: одно из преимуществ McLaren сегодня заключается в том, что Льюис Хэмилтон является безоговорочным лидером команды, и в этих условиях проще строить победную тактику. Возможно, Ferrari тоже пора определиться, сделать ставку на Массу, присвоив ему, хотя бы негласно, статус первого пилота?
Однако комментарий Монтедземоло был несколько пространным: «Это старая история, которая тянется еще со времен Лауды и Регаццони. Иерархию определяет секундомер, а не президент. И как бы ни звали гонщика – Шумахер, Баррикелло, Райкконен или Масса – главное, что это гонщик Ferrari».