Ситуацию, в которой оказалась Формула 1, многие называют тупиком, однако президента FIA Макса Мосли это, похоже, не пугает: он спокойно говорит о возможности потери ряда существующих команд, включая Ferrari, и ждет, что их место займут новые. О том, как могут развиваться события, рассуждает британский эксперт и комментатор Джеймс Аллен…
Джеймс Аллен: «По словам президента FIA Макса Мосли, он ожидает, что заявки на участие в чемпионате мира подаст только половина действующих команд Формулы 1. Конечный срок приема заявок – 29 мая, остается меньше двух недель.
Сегодня в Верховном суде в Париже проходят слушания по иску Ferrari против FIA: Скудерия пытается опротестовать методы, которыми пользуется федерация, составляя правила на 2010-й год. Если иск будет выигран, это создаст прецедент, после чего можно будет подвергнуть сомнению сам подход FIA к написанию нового регламента.
“Думаю, в любом случае от трех до шести команд подадут заявки в срок", – заявил Мосли. Остальные могут сделать это и с опозданием, если останутся места, но их может и не быть...
Они должны определиться, что делать дальше. Если они хотят выступать в Формуле 1, то должны вернуться за стол переговоров. Если собираются заняться чем-то другим, им придется приступать к постройке новых машин”.
Предположительно, несколько команд всерьез намерены выйти на старт следующего сезона - Lola, Prodrive, USGPE, а также iSport, ныне выступающая в GP2.
Нельзя исключить и такой вариант сценария: автоконцерны могут попытаться организовать собственную гоночную серию. В свое время, несколько лет назад, когда они были объединены в Ассоциацию автопроизводителей (GPMA), они даже заказывали исследование экономической целесообразности такого проекта. Однако в то время мировая экономика была на пике своего развития, и дела с продажей как автомобилей, так и прав на телетрансляции, обстояли исключительно хорошо. Сейчас ситуация сильно изменилась.
Затевать новую серию – чрезвычайно сложное дело, особенно в момент, когда автомобильная индустрия переживает глобальный кризис. У автоконцернов, чьи команды соревнуются в Формуле 1, есть проблемы и поважнее, чем организация собственного чемпионата, требующая колоссальных инвестиций. Именно на это рассчитывают Макс Мосли и Берни Экклстоун.
Теоретически, автоконцерны могли бы объединить усилия с какой-либо из существующих серий, но самой сложной частью задачи все равно станет получение доступа к широкой телевизионной аудитории, поскольку без этого трудно заинтересовать спонсоров и удостоиться внимания прессы.
В Формуле 1 все телевизионные контракты заключены на годы вперед, причем, с ведущими каналами мира, например, с ВВС. Если же произойдет раскол, и Ferrari вместе с прочими заводскими командами окажутся в одной серии, а Brawn GP, Force India, Williams и т.п., – в другой, это не пойдет на пользу ни первым, ни вторым.
От Формулы 1 останется лишь бледная тень, а новая серия, несмотря на присутствие Ferrari, вряд ли вызовет серьезный интерес на телевизионном рынке. Впрочем, не исключено, что ее гипотетические организаторы смогут получить время в программах эфирных телеканалов, если согласятся на бесплатный показ своего чемпионата, или сами будут его субсидировать. Но заработать сотни миллионов на продаже прав на трансляции, как это делают хозяева Формулы 1, будет нереально.
Нечто подобное произошло в США с IndyCar в середине 90-х, когда хозяин автодрома в Индианаполисе Тони Джордж разошелся с командами, выступавшими в чемпионате CART. Серию, которая называлась IndyCar, пришлось переименовать в ChampCar, и она потеряла свою самую знаменитую гонку – Indy 500. Контракты с телекомпаниями были поделены, отчего очень сильно проиграли обе серии…
Не думаю, что в случае с Формулой 1 до этого дойдет, но наш спорт, несомненно, переживает крайне болезненный момент».