Сегодня FIA опубликовала свой взгляд на политическую ситуацию в Формуле 1, снабдив материал копиями документов, отражающих историю вопроса...
Письмо от 28 апреля 2009
от президента Ferrari Луки ди Монтедземоло
президенту FIA Макса Мосли
Уважаемый Макс,
Насколько я понял из вашего письма к командам от 21 апреля 2009 и нашей телефонной беседы, состоявшейся на прошлой неделе, комплект документов регламента на сезон 2010 года будет представлен для одобрения Всемирному Совету FIA 29 апреля 2009 года. Ferrari, как член Всемирного Совета, получила эти документы вчера утром. Очевидно, среди прочих мер, регламент описывает участие команд, готовых согласиться на ограничение бюджета.
Первоначально эту встречу созвали для решения проблемы McLaren, но несколько дней назад был добавлен новый пункт повестки дня. Эти документы, как мне сказали, занимают больше ста страниц и были представлены меньше, чем за 48 часов до встречи.
Все аспекты нового регламента должны быть тщательно проанализированы. Вы знаете, я всегда был обеспокоен возможным ограничением бюджетов, я полагаю, что существуют серьёзные технические трудности по проверке соблюдения таких ограничений. При этом любая спорная ситуация могла бы подорвать имидж Формулы 1 и серьёзно повредить участвующим командам.
С другой стороны, есть сомнения в необходимости создания двух категорий команд, что неизбежно приведёт к преимуществу одной категории над другой и возникновению сомнений в справедливости чемпионата, которые скажутся на общественном мнении и понизят значимость Формулы 1. Я не думаю, что это отвечает интересам ведущих команд и общественности.
Мои сомнения разделяют многие члены FOTA. Ввиду серьёзности вопроса все команды согласились провести детальное обсуждение вашего предложения во время следующей встречи исполнительного комитета FOTA, которая намечена на шестое мая. Я полагаю, что было бы уместно рассмотреть регламент на заседании Всемирного Совета, но не принимать окончательного решения.
Я хотел бы выразить обеспокоенность подходом FIA к введению радикальных поправок к регламенту Формулы 1. При всей их справедливости, я не считаю, подход и выбор времени оптимальным – нет никакой чрезвычайной необходимости принимать эти поправки прямо сейчас. В любом случае, предложенные меры требуют всестороннего и очень внимательного анализа с привлечением всех участников, поскольку ограничение бюджета серьёзно затронет внутреннюю структуру каждой команды. За два оставшихся дня это не может быть решено.
Так же, я хотел бы привлечь ваше внимание к тому, что важность участия команд в процессе написания правил, была одной из причин подписания Договора Согласия в 1982-м году. Всемирный Совет не мог внести коррективы в регламент без одобрения Комиссии Формулы 1. В связи с этим Ferrari отправила запрос в FIA и получила ответ, в соответствии с которым: «Все права и обязанности Ferrari по Договору Согласия 1998 года, продлены до 31 декабря 2012 года, как будто соглашение оставалось в силе, mutatis mutandis (латин: "с изменением того, что подлежит изменению")...» – это цитата из вашей переписки с Жаном Тодтом от 17 января 2005 года. Как вы знаете, все дополнительные права, предоставленные Ferrari на этой стадии, позднее были ещё раз подтверждены.
Я не считаю, что упомянутый процесс принятия решений и гарантированные права Ferrari были или будут соблюдены в этом конкретном случае, если завтра Всемирный Совет примет поправки. Я хотел бы привлечь ваше внимание к факту - Ferrari настаивает на соблюдении процесса и гарантиях прав, которые должны уважаться.
Сказав это, хочу ещё раз подтвердить – я полностью поддерживаю идеи инициированного FIA процесса сокращения затрат. И я, и ассоциация FOTA, надеемся на сотрудничество со всеми заинтересованными сторонами для достижения этой цели в честной и профессиональной манере.
С наилучшими пожеланиями, Лука ди Монтедземоло.
Копия: Всем членам Всемирного Совета
Письмо от 29 апреля 2009
от президента FIA Макса Мосли
президенту Ferrari Луке ди Монтедземоло
Уважаемый Лука,
Спасибо за ваше письмо от 28 апреля. Как вы знаете, мы находимся в беспрецедентной ситуации. Думаю, цитата из выступления господина Марчионе по поводу ситуации в FIAT лучше всего охарактеризует климат, в котором оказалась Формула 1, и способы, которыми мы должны реагировать...
«Я полностью пересмотрел все наши планы на первую половину 2009-го, нам нужно ударить по тормозам, максимально использовать возможности приостановки производства. Нужно сеть за стол переговоров и сказать друг другу: "Шутки кончились. Нас призвали к ответу, но не каждый сможет ответить". Это может быть болезненно, но, если мы хотим сделать верный шаг для нашей промышленности, то его нужно сделать прямо сейчас. Возможно, я ошибаюсь, но ситуация вынуждает нас действовать безжалостно» – так комментировал господин Марчионе перспективы автомобильной промышленности в интервью Automotive News Europe от 12 декабря 2008 года.
Автомобильные компании и банки - два основных источника доходов Формулы 1, испытывают серьёзные сложности. В этой ситуации мы не можем просто сидеть и ждать, надеясь, что не произойдёт ничего плохого. Мы уже потеряли одного автопроизводителя. Несмотря на мои неоднократные запросы, ни один из производителей не дал нам юридических гарантий продолжения выступлений в Формуле 1. Мы в любой момент можем потерять ещё одну заводскую команду, и мы знаем, что сегодняшний уровень затрат недопустимо велик для частных команд.
Если мы хотим уменьшить риск разрушения чемпионата, нужно разрешить дебют новых участников, радикально сократив расходы. Это вопрос чрезвычайной срочности уже потому, что новым командам нужно знать правила сейчас, или начинать проект будет поздно.
Предложенный регламент позволяет новым участникам выступать на конкурентоспособном уровне, не слишком уступая в скорости существующим командам. Это наш страховой полис, в остальном, как вы видите, для команд, которые не согласны на ограничение бюджета, регламент почти не изменится. Единственное радикальное предложение направлено на сокращение разницы между малобюджетными и другими командами.
Если Ferrari выберет схему без ограничения бюджета, то новый регламент не лишит команду никаких прав и не наложит новых обязательств. Поэтому я не согласен с тем, что предложенный регламент ставит под угрозу любые обязательства, данные Ferrari, если Ferrari не будет препятствовать появлению новых команд в момент, когда нашему спорту угрожает опасность.
Кроме того, ваше утверждение о том, что вы получили комплект документов только вчера, не совсем точно. Ограничение бюджета было утверждено Всемирным Советом 17 марта, представитель Ferrari присутствовал на этом заседании. Вы не обсуждали с нами этот вопрос в течение последних шести недель. Регламент действительно состоит почти из 100 страниц, но в их числе и правила, по которым вы выступаете сейчас, и, по всей видимости, будете выступать в 2010-м. Предложения по ограничению бюджетов выделены в нескольких местах и добавлены в приложенном пятистраничном документе о финансовом контроле.
В надежде убедить некоторых членов FOTA согласиться на ограничение бюджета, мы уже пошли на существенные уступки. Спортивные правила будут одними для всех, и мы уверены (и эту уверенность разделяют наши юристы и финансисты) в том, что ограничение бюджетов осуществимо. Победа достанется самой умной команде, мы избавимся от необходимости накладывать ограничения на технологии, что было предложено командами для сокращения затрат.
Я надеюсь, что Ferrari возьмет на себя инициативу в принятии механизма ограничения бюджетов, обеспечив творческую свободу для своих инженеров и экономию средств для акционеров.
С наилучшими пожеланиями. Макс Мосли
Копия: Всем руководителям команд