Берни Экклстоун считает, что нынешний кризис, охвативший спорт, продолжается, и конца спорам не видно, поскольку стороны пикируются вовсе не из-за регламента чемпионата: идет борьба за власть. Об этом коммерческий босс Формулы 1 заявил в интервью немецкому изданию Auto Motor und Sport…
Вопрос: Вы можете разрубить гордиев узел кризиса, в котором оказалась Формула 1?
Берни Экклстоун: Не знаю. Я пытаюсь.
Вопрос: В чем главная проблема?
Берни Экклстоун: Флавио Бриаторе хочет создать новую гоночную серию, и все решать сам. У Луки ди Монтедземоло сложные отношения с президентом FIA. Что касается Джона Хауэтта, то я задаю себе вопрос: чего он хочет добиться? Полагаю, он и сам этого не знает. Остальные хотят, чтобы все это наконец прекратилось, чтобы можно было сосредоточиться на спорте.
Вопрос: Может быть, FOTA просто провоцирует Макса Мосли?
Берни Экклстоун: В таком случае, все это совершенно напрасно. Мы ломаем то, что хорошо работало, и ущерб может быть огромным. Но самое печальное, что это путь в никуда.
Вопрос: Что может произойти в следующую пятницу?
Берни Экклстоун: Боюсь, ничего особенного не произойдет. Все идет своим чередом. Будет много разговоров и мало дела. Мне надо было приобрести акции какого-нибудь производителя минеральной воды. В последнее месяцы на разных совещаниях было выпито столько минералки! Отличный бизнес.
Вопрос: Обе стороны хотят одного и того же, т.е. ратуют за снижение расходов. Почему они не могут договориться?
Берни Экклстоун: Потому что дело вовсе не в этом: идет борьба за власть.
Вопрос: Но ведь это знакомый сценарий, не так ли?
Берни Экклстоун: Я сталкиваюсь с этим на протяжении 35 лет.
Вопрос: FIA хочет ограничить бюджеты, а какова ваша позиция?
Берни Экклстоун: Макс Мосли всех разбудил. Он объяснил, что нет необходимости тратить столько денег, сколько расходовалось все последние годы. В итоге все поймут, что это никак не влияет на спорт. Необходимо разорвать этот порочный круг.
Вопрос: И в пятницу наступает последний срок?
Берни Экклстоун: Именно так.
Вопрос: А что будет, если вы не договоритесь?
Берни Экклстоун: Команды, которые собирались подать заявки, вероятно, их подадут. А остальные вольны делать все, что им угодно.
Вопрос: А что будет с Ferrari, Red Bull и Toro Rosso? Могут ли они отказаться от участия в Формуле 1?
Берни Экклстоун: Это им дорого обойдется. Мы всегда выполняли наши контракты, и от команд жду того же.
Вопрос: Ferrari уверяет, что FIA первой нарушила контракт…
Берни Экклстоун: Мы говорим о разных контрактах, не имеющих друг к другу никакого отношения. У нас отдельные договоренности с Ferrari. Ее заявка принята, и мы хотим, чтобы эта команда выступала с нами.
Вопрос: Какова вероятность организации альтернативного чемпионата?
Берни Экклстоун: Лично я бы не взялся за подобный проект.
Вопрос: Почему?
Берни Экклстоун: Потому, что это невозможно. Очень много времени уйдет на то, чтобы заработать хотя бы какие-то деньги, поскольку у меня заключены контракты со всеми трассами и телеканалами. Команды могут рассчитывать максимум на 15 процентов тех доходов, что получают сегодня.
И вы действительно верите в то, что советы директоров автоконцернов станут участвовать в этих играх? Представьте себе: вы выступаете на правлении компании и просите денег на создание новой машины и еще столько же на организацию какого-то нового чемпионата. Руководителям автокомпаний сейчас не до этого…
Вопрос: Много ли потеряет Формула 1, если из нее уйдут знаменитые команды?
Берни Экклстоун: В первый год потери будут. Но не надо их преувеличивать. Давайте вспомним пример Honda. Сегодня все говорят о Brawn GP, а Honda уже забыта. О Brawn GP сейчас пишут больше, чем о Ferrari: я вовсе не принижаю важность Скудерии, я лишь констатирую факт. Мы любим Ferrari и не хотим ее терять, как не хотим терять и других автопроизводителей.
Вопрос: Значит, громкие имена все-таки важны?
Берни Экклстоун: Формула 1 как бренд больше и значимей имени любой команды или гонщика. Даже когда не будет ни меня, ни Макса Мосли, Формула 1 все равно останется.
Вопрос: С какими еще проблемами столкнутся организаторы альтернативного чемпионата?
Берни Экклстоун: Что будут делать команды, когда разойдутся во взглядах на какие-нибудь технические детали? Скорее всего, решение, которое они в итоге примут, будет ошибочным. Я был первым, кто критиковал KERS. Все, кроме BMW были против этой системы. И все же решение было принято в пользу KERS, и на нее потратили кучу денег.
А вспомните споры вокруг двойных диффузоров. Все команды набросились на Brawn GP, стремясь запретить их использование. Что же будет, когда им все придется решать самим? Лет 30 назад, например, решение принимались, исходя из здравого смысла. Я помню, моя команда Brabham построила машину BT46B, которую прозвали «пылесосом». Она абсолютно соответствовала букве регламента. Но остальные команды убедили меня отказаться от этого проекта, иначе всем бы пришлось строить такие «пылесосы». И я отказался, потому что это было на благо спорта. Эта технология могла разрушить Формулу 1. Мы тогда создавали ту Ф1, какой она стала сегодня. А сейчас я не вижу ничего, кроме бессмысленной конфронтации.