Ассоциация команд FOTA была образована в июле 2008 года, когда возникли серьёзные сомнения в благополучном будущем Формулы 1. Впервые за многие годы команды собрались вместе, чтобы обсудить возникшие проблемы. Первым президентом FOTA был выбран Лука ди Монтедземоло, в январе 2010-го на этом посту его сменил руководитель McLaren Мартин Уитмарш…
Мартин Уитмарш: «Прежде мы почти не общались друг с другом, в последние тридцать лет Ferrari и McLaren были соперникам не только на трассе, но пришло время сообща двигаться дальше. В тот момент мы ещё не знали, что впереди мировой экономический кризис, ассоциация FOTA собралась очень вовремя, иначе несколько команд не смогли бы выйти на старт чемпионата.
Даже в рамках FOTA было непросто найти компромисс, с одной стороны свои позиции защищали крупные концерны, вроде Toyota, с другой – небольшие команды, вроде Toro Rosso. У них разные интересы, разные причины прихода в Формулу 1, но только вместе мы могли выработать общую позицию.
Нам удалось договориться о запрете на тесты, сэкономив большие средства, добиться серьёзного снижения затрат на детали – раньше моторы стоили около 20 миллионов Евро, а коробки передач – 5-6 миллионов, сейчас двигатель можно получить за пять миллионов, а коробку – за полтора.
Отдельные люди хотели развалить ассоциацию, был период, когда внутри FOTA возник раскол, но мы смогли перестроиться. Я рад, что в этом году к нам присоединились новые команды, мне приятно слышать высокую оценку эффективности ассоциации со стороны владельца Lotus Тони Фернандеса, и мы снова ищем компромисс, ведь у топ-команд и новичков разные интересы.
Технический вызов Формулы 1 – самый серьёзный в автоспорте, в чемпионате выступают лучшие гонщики мира, и ни одна другая серия не привлекает такого числа болельщиков, но нам нужен оптимальный баланс скорости и зрелищности. Формуле 1 нужны новые технологии, необходимо задуматься о слишком высоких ценах на билеты – к сожалению FOTA не может на это влиять, но мы делаем всё, чтобы добиться повышения качества телетрансляций.
Обгоны? Если посадить за руль лучших гонщиков и выставить машины на старте по их скорости, обгонов не может быть много, но всё зависит от деталей, над которыми мы продолжаем работу. В NASCAR, к примеру, отлично справляются маркетингом и телетрансляциями, мы можем у них многому научиться, хотя эта серия ориентирована на достаточно узкую аудиторию, а Формула 1 – это чемпионат мира».