Британский эксперт и комментатор Джеймс Аллен анализирует непростую ситуацию в команде Ferrari…
Джеймс Аллен: «Столкновение гонщиков Red Bull в минувшее воскресенье отвлекло внимание публики от неудачного выступления Ferrari в юбилейном, 800-м Гран При. Скудерия не только ещё больше отстала от Red Bull и McLaren, но и уступила в скорости Mercedes и Renault. В двух последних гонках Роберт Кубица опережал гонщиков Ferrari в квалификации.
В последние два года Скудерия активно разыгрывала историческую карту, чтобы противостоять бывшему президенту FIA Максу Мосли и его плану ограничения бюджетов. В столь продолжительной истории неизбежны подъёмы и спады, сейчас некоторые итальянские СМИ называют возникшую ситуацию кризисной, но были и худшие времена.
Гонка в Турции обеспокоила Ferrari, ведь ещё зимой новая машина была ориентиром на зимних тестах. Не стоит забывать, что команда остановила доработку прошлогодней машины ещё в июле, чтобы сосредоточиться на F10. Их соперники из McLaren продолжали развитие машины до конца прошлого сезона, команда серьёзно прогрессирует и в 2010-м, при этом складывается ощущение, что Скудерия не в состоянии соответствовать столь высокому темпу развития машины.
Было бы неправильно полагать, что ситуация изменилась к худшему после Бахрейна – Алонсо поднимался на подиум в Испании, в Монако Ferrari считалась одним из претендентов на победу, пока Фернандо не разбил машину на свободных заездах. Но, в Турции команда не была конкурентоспособна. С начала квалификации было понятно, что Ferrari серьёзно уступает соперникам с небольшим количеством топлива. В первой сессии Алонсо проиграл Феттелю восемь десятых, потом не прошел в финал, а Масса уступил Уэбберу те же восемь десятых.
В чём причина?
В последних гонках руководитель команды Стефано Доменикали не раз говорил о нехватке прижимной силы. Машина недостаточно быстра. В прошлом году Ferrari тоже не хватало прижимной силы, но при этом в квалификации на турецкой трассе команде удалось добиться большего, чем на F10, которая выиграла первую гонку сезона.
Ferrari объясняет причину неудачного выступления на квалификации в Стамбуле недостаточной эффективностью машины с небольшим количеством топлива на мягких шинах. При этом интересно наблюдать за тактикой команд на свободных заездах в пятницу – McLaren и Mercedes выезжают на трассу с меньшим, а Ferrari и Red Bull – с большим количеством топлива. По этой причине гонщики McLaren часто возглавляют протокол в пятницу и более стабильно, чем Ferrari, выступают в квалификации.
По ходу уик-энда в Стамбуле серьёзно изменилась погода – днём в пятницу асфальт прогрелся до +50 градусов, утром в субботу его температура не превышала +26, а в квалификации +36 градусов. После квалификации представитель Bridgestone Хирохиде Хамашима заявил, что «переменчивые условия серьёзно осложняют командам работу по поиску настроек на трассе, которая и так достаточно непростая из-за изменения её характеристик по ходу уик-энда».
В Формуле 1 всё зависит от тенденций и умения ими управлять. Если тенденция негативна, вы пытаетесь как можно скорее её переломить, если позитивна – делаете всё, чтобы закрепить успех. В этой ситуации об отсутствии прогресса лучше всего говорит высказывание Алонсо, который критиковал команду после квалификации: «В Китай, Испанию, Монте-Карло и Турцию мы не привезли никаких новинок, за это время Red Bull, McLaren и Mercedes продвинулись далеко вперёд».
В Ferrari сосредоточились на разработке воздуховода, управляющего эффективностью заднего антикрыла на прямых, но в Red Bull сделали акцент на других областях, отказавшись от воздуховода до тех пор, пока преимущества от его использования не перевесят потери. Скудерия продолжила работу, считая, что это решение может иметь существенное значение в борьбе с McLaren. Впрочем, очень скоро воздуховод появится и на машинах Red Bull, судя по тому, что в гонке машины McLaren имели преимущество на прямых.
Прогресс McLaren в Турции говорит о том, что команда серьёзно движется вперёд, и отчасти эти успехи базируются на проработанной конструкции воздуховода – они могут сосредоточиться на других областях, пока в Ferrari и Red Bull отлаживают собственную систему.
Стефано Доменикали заявил журналистам: «Мы действительно прикладываем серьёзные усилия к системе управления задним антикрылом, но пока она не идеальна. Команда рассчитывает на прогресс в Валенсии, где на машине появится множество новинок, но пока мы уступаем соперникам в темпе развития машины».
Ferrari сама загнала себя в ловушку. Техническая бригада в Маранелло не так сильна, как у McLaren, особенно в развитии машины. Команда собирается усилить техническое подразделение, но Скудерии нужно совершить невозможное, чтобы вернуться в борьбу. Алонсо понимает это лучше многих – способность McLaren быстро дорабатывать машину была одной из причин, по которой он подписал контракт с командой в 2007-м.
Тем временем, бывший президент FIA Макс Мосли омрачил празднование 800-го Гран При Ferrari, обвинив команду в попытке влияния на решения Апелляционного суда. На следующий год после разбирательства обстоятельств аварии Нельсиньо Пике в Сингапуре’08 это заявление не улучшило ситуацию.
В интервью Daily Mail Мосли заявил: «Монтедземоло считает, что Ferrari все можно. Когда развивалась история с двойными диффузорами, он звонил мне каждый день и требовал: “Вы должны договориться с Апелляционным судом и гарантировать нашу победу”.
Он не так открыто формулировал, но разговор был именно об этом. Я сказал: “Лука, извини, но, во-первых, суд все равно не воспримет подобные вещи, а во-вторых, я не собираюсь этого делать”. Да я и не мог ничего сделать. И он сильно обиделся, искренне считая, что я мог повлиять».
Команда из Маранелло ответила кратким заявлением: «Мы не хотим ничего комментировать, нужно смотреть вперёд и не тратить напрасно время, обсуждая то, что осталось в прошлом».»