В традиционной колонке на страницах британской Telegraph Дэвид Култхард комментировал выступления Себастьяна Феттеля. Шотландец считает, что причина частых ошибок не в прессинге, а в недостатке опыта…
Дэвид Култхард: «Начав в 1994-м карьеру в Формуле 1, я допустил множество ошибок в первых восьми гонках, но газеты писали только хорошее, и я наивно полагал, что все журналисты – мои друзья.
Потом наступил 1995-й, я завоевал пять поулов, и только один реализовал в победу. Меня дважды разворачивало по пути на стартовое поле в Германии – пришлось вернуться в боксы за запасной машиной, развернуло на инсталляционном круге в Монце, когда гонка стартовала без меня, в Аделаиде я врезался в пит-уолл, и пресса резко сменила тон на критический.
Я помню подборку «10 лучших гонщиков года» в журнале Autocourse, когда один из уважаемых экспертов написал: «У Дэвида есть удивительная способность говорить о инциденте, как будто не он в тот момент сидел за рулём». Пресса считала, что я не готов взять на себя ответственность за ошибки, и я не верил своим глазам, когда читал это.
Понадобилось некоторое время, чтобы понять – сражение с прессой выиграть нельзя. Речь не идёт о какой-то враждебности в мой адрес, просто Формула 1 – это спорт, в котором многое зависит от СМИ, и работа журналистов в том, чтобы писать и о хорошем, и о плохом. Сейчас это должен понять и Себастьян Феттель.
Себастьян – невероятно быстрый и талантливый гонщик. В 23 года он уже доказал, что может выигрывать гонки, и я не думаю, что в паддоках много тех, кто считает, что он никогда не выиграет титул. Он может выиграть его уже в этом сезоне.
Чего ему серьёзно не хватает в борьбе с четырьмя другими претендентами – опыта. Феттель провёл чуть больше 50 Гран При, Дженсон Баттон – больше 180, двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо – больше 150, а напарник Себастьяна Марк Уэббер выступает в чемпионате десятый год. Единственный соперник по борьбе за титул с сопоставимым числом проведённых Гран При – Льюис Хэмилтон, но он пришел в Формулу 1 конкурентоспособным, его карьеру с 12-ти лет поддерживали в McLaren.
Себастьян перешел из BMW Sauber в Toro Rosso, где стал самым молодым победителем гонки в истории спорта, а в этом году проводит лишь второй сезон за Red Bull Racing, и уже участвует в борьбе за титул.
Хочу, чтобы вы поняли – я не пытаюсь найти оправдание недавним ошибкам Феттеля. Он столкнулся с Марком в Турции, слишком далеко отпустил машину безопасности в Венгрии, допустил ошибку в Спа, выбив из гонки Дженсона Баттона. Он потерял контроль над машиной.
Пресса начинает рассуждать о том, способен ли Феттель справляться с прессингом, и Мартин Уитмарш подлил масла в огонь в своих комментариях после финиша – он назвал Себастьяна «мальчик авария», а решение стюардов, оштрафовавших его проездом по пит-лейн «снисходительным». В McLaren умеют давить на гонщиков.
Я не думаю, что дело в прессинге. Кокпит – естественная окружающая среда для гонщика, и на трассе я никогда не чувствовал прессинга. Он появляется, когда вы понимаете, что потеряли контроль над ситуацией, а по Себастьяну я этого сказать не могу. Я вижу молодого человека, который страдает от болезней роста, но пытается сохранить хладнокровие. Он старается не обращать внимания на критику, как прежде не реагировал на комплименты.
Проанализировав гонку в Спа, Феттель поймёт, что не должен был обгонять Дженсона в том месте. Его машина была быстрее, он всё равно бы вышел вперёд, а если вспомнить то, что произошло с Фернандо Алонсо, можно понять – любой мог допустить ошибку в той ситуации.
Себастьян – быстрый гонщик, который допустил несколько ошибок из-за нехватки опыта. Я уже говорил, что не ищу ему оправдания, Формула 1 – это не институт благородных девиц, я лишь хочу сказать, что эти ошибки вполне объяснимы».