В интервью Red Bulletin консультант компании Red Bull по автоспорту Хельмут Марко и гоночный инженер Себастьяна Феттеля Гийом Роклен рассказали о работе с самым молодым двукратным чемпионом мира.
Хельмут Марко: «Я впервые заключил контракт с Себастьяном в 2004 году в Хоккенхайме. В то время он уже сотрудничал с Red Bull, но эти отношения еще не были скреплены формальными договоренностями.
Мы отправили Себастьяна в немецкую команду Mücke Motorsport и с тех пор занимаемся его карьерой. В Формуле BMW в 2004 году он выиграл 18 из 20 гонок, а затем, оставаясь в составе Mücke Motorsport, перешел в Формулу 3. Первая половина сезона оказалась неудачной, но после того, в команде произошли серьезные изменения, причем, по его настоянию, он успешно завершил чемпионат. Это говорит о его отношении к делу.
В то время у нас не было собственной команды в Формуле 1, но мы хотели, чтобы Себастьян продолжал карьеру именно там. Нам поступило предложение от концерна BMW, который уже поставлял двигатели Williams и планировал в 2006-м году выставить на старт заводскую команду. Себастьян подписал контракт с BMW, который позволил ему попасть в Формулу 1, но мы оставили за собой право забрать его в любой момент. Это условие пригодилось, когда мы купили Minardi, чтобы на ее основе создать Scuderia Toro Rosso. В составе BMW Себастьян провел единственный Гран При, а как только у нас появилась вакансия, перешел в Toro Rosso.
Феттель всегда знал, что пилотирование – это только часть автоспорта, и если у гонщика нет необходимых знаний, если он не получает серьезную поддержку, то не сможет регулярно бороться за победу.
Иногда мне приходилось его сдерживать, поскольку он многого хотел и стремился добиться всего слишком быстро. Но у нас всегда были очень хорошие рабочие отношения, мы помогали ему стать зрелым профессионалом и добиться успеха. По сравнению с 2009 годом, сегодня Себастьян умерил свое честолюбие. Кроме того, он невероятно силен психологически».
Гийом Роклен: «Моя работа с Себастьяном заключается в том, чтобы готовить машину и работать с ней в ходе гоночного уик-энда. Когда он на трассе, я становлюсь для него посредником в отношениях с командой. Он получает от меня детальную техническую информацию, сведения обо всем, что касается организации работы на трассе или на базе, например, о графике тренировок на симуляторе.
По существу именно я координирую работу с машиной во время уик-энда и стараюсь добиться того, чтобы настройки отвечали его предпочтениям. Это включает много аспектов, в частности, выбор шин и работу с ними, выбор времени пит-стопов и анализ всех данных, которые удается собрать.
Кроме того, в моей работе важен такой аспект, как человеческие отношения. Я даю Себастьяну советы, настраиваю его и помогаю справляться с превратностями спортивной карьеры. Если коротко, главное в том, чтобы не создавать лишних проблем в той или иной ситуации.
Когда происходит что-то неприятное, важно не сдаваться. Приведу пример: Себастьян лидировал в прошлогоднем Гран При Кореи, а на последних кругах на его машине отказал двигатель. Но еще до гонки мы моделировали именно такую ситуацию, и это помогло ему отлично справиться с проблемой. Мне кажется, разница в возрасте помогает установить правильные отношения: мне 41, а ему 24, так что мы отлично сотрудничаем.
Я всегда стараюсь сохранять спокойствие в общении с Себастьяном, и это очень важно. Чтобы стать хорошим гоночным инженером, полагаю, нужно быть максимально уверенным в себе и уравновешенным человеком. Если вы чересчур бурно радуетесь, а ваши эмоциональные спады слишком явные, могут возникнуть сложности.
Фраза “Не все в нашей власти” – для нас очень важна, хотя считается, что умение объяснять вещи с рациональной точки зрения приходит с возрастом. Себастьян еще молод, но уже сейчас способен это делать.
Помогает и то, что мы очень много общаемся. Происходящее на трассе – это во многом результат наших разговоров по телефону или переписки по электронной почте, посвященных анализу предыдущей гонки».