В 2014 году Формула 1 должна перейти на новые моторы, однако далеко не все этого хотят. Британский журналист Эндрю Бенсон считает, что спор о переходе на новые двигатели может расколоть Формулу 1...
Эндрю Бенсон: «Семь разных победителей в семи Гран При, жесткая конкуренция, непредсказуемые гонки. На первый взгляд, в Формуле 1 всё хорошо, но за кулисами чемпионата идёт жаркий спор по поводу нового регламента на двигатели, вступающего в действие с 2014 года. Регламент подразумевает использование новых эффективных турбированных моторов, а спорный вопрос в том, уместен ли такой переход в текущей экономической ситуации.
Переход на новые моторы активно поддерживают FIA и ключевые автопроизводители Формулы 1. Однако есть опасения, что двигатели станут гораздо дороже сегодняшних 2,4-литровых V8, и команды, которые покупают моторы, не смогут себе этого позволить.
У новых моторов есть могущественный враг – Берни Экклстоун, который с самого начала был против этого перехода. Он считает, что причина смены регламента носит исключительно популистcкий характер, поэтому нужно сохранить действующие правила. Первую битву Берни проиграл, использование новых двигателей уже прописано в регламенте на 2014 год, однако борьба ещё не окончена.
Учитывая все это, стоит с иной стороны взглянуть на недавнюю новость о создании ассоциации промоутеров Гран При. Эту ассоциацию можно рассматривать как попытку Экклстоуна усилить свою позицию в вопросе отказа от турбированных моторов. То, что произошло, можно назвать классическим тупиком.
В теории Формула 1 поддерживает переход на новые моторы. Renault и Mercedes хотят этого перехода. Ferrari отрицает слухи о своем нежелании переходить на новые двигатели и говорит о поддержке новых технологий. Независимый производитель - компания Cosworth, поставляющая моторы Marussia и HRT, может позволить себе не высказывать свою позицию. Однако команды, не имеющие прямой поддержки производителей, до сих пор не знают, сколько им будет стоить переход на новые моторы. Они опасаются, что он обойдется гораздо дороже нынешних пяти миллионов Евро в год.
Экклстоун делает всё, чтобы остановить этот переход. Он предложил бывшему руководителю Renault F1 Флавио Бриаторе написать регламент для гоночной серии GP1, который включает одну важную особенность – сегодняшние двигатели Формулы 1. Угроза в том, что Берни вместе с промоутерами и, возможно, многими командами, станет обладателем коммерческих прав на новую серию, а FIA окажется перед выбором: отказаться от новых моторов или потерять чемпионат.
Если это случится, Renault, скорее всего, уйдет из Формулы 1. Ее примеру может последовать и Mercedes. Так кто же будет поставлять моторы для новой серии? И неплохо бы найти сильную команду, которая первой решит присоединиться к отколовшейся серии.
С другой стороны, если FIA настоит на своем, а команды не смогут позволить себе новые двигатели, которые по слухам могут стоить в 4 раза дороже нынешних V8, кто будет выставлять машины для участия в Формуле 1?
Исполнительный директор Sauber Мониша Кальтенборн: «Если моторы вновь будут дорого стоить, я не буду удивлена тем, что многие не смогут себе их позволить, а Формула 1 с четырьмя командами - это уже не так интересно».
Производители считают, что отказ от новых моторов стал бы ошибкой, но при этом переход уже отложен на год. Для них, особенно для Renault и Mercedes, новые небольшие турбодвигатели с системами рекуперации энергии – будущее дорожных машин. Без таких моторов этим компаниям нет смысла продолжать выступления в Формуле 1.
Росс Браун, руководитель команды Mercedes: «Мы поддерживаем введение новых моторов. Мы работаем над их развитием и должны оправдать эту статью расходов перед Советом директоров, поэтому не хотим каких-либо отсрочек или задержек. Если Формула 1 постоянно будет колебаться в столь фундаментальных вопросах, требующих значительных инвестиций – это плохой знак. Я думаю, что новые моторы – это интересно.
Мощность мотора останется прежней, но при этом он будет расходовать на треть меньше топлива, чем сегодня. На определенном этапе моторы должны измениться. Мы не стали бы связываться с новыми двигателями, если бы не были готовы к переменам. В мире все меняется, и новые моторы будут гораздо актуальнее для Формулы 1 в будущем.
Если мы хотим, чтобы в чемпионат приходили новые производители, что я считаю хорошей идеей, то почему они при этом должны строить устаревший V8? Они и не будут этого делать. Они придут только с новыми моторами, поэтому, если мы хотим привлечь производителей в Формулу 1, нам очень нужны новые моторы».
Президент команды Marussia F1 Грэм Лоудон приводит аргументы против перехода на новые двигатели: «Команды понимают, в каком направлении движется FIA, и в целом поддерживают федерацию. Мы рады, что технологии развиваются в этом направлении, но моторы должны отойти на второй план по сравнению со стабильностью спорта».
Из этого высказывания можно сделать вывод, что всех, кроме самых крупных команд, ждут непростые времена. В то время, как первая четверка финансово обеспечена, у остальных восьми в той или иной степени есть проблемы.
Очередную часть этой саги можно было наблюдать на Гран При Канады, когда вице-президент Mercedes Motorsport Норберт Хауг заявил следующее: «Совершенно ясно, что если мы введем новые моторы, то в самом начале они будут стоить дороже. Однако я думаю, мы сможем добиться сопоставимых расходов в течение пяти лет, и это будет нашей целью».
Заявление Хауга стало новостью для клиентских команд, но не аргументом для окончания спора. У многих команд нет денег на увеличение расходов, даже если они будут отложены.
Переговоры за кулисами продолжаются, но когда я спросил Лоудона о том, как может разрешиться эта ситуация, он мне ответил: «У меня нет никаких идей на этот счет».