После Гран При Европы британский эксперт и журналист Джеймс Аллен подготовил стратегический обзор прошедшей гонки…
Джеймс Аллен: «В восьмой гонке мы, наконец, узнали имя гонщика, которому в этом сезоне удалось выиграть две гонки – им стал Фернандо Алонсо, стартовавший с 11-й позиции. Этой победой он обязан отличному старту, на котором смог отыграть три позиции, эффективной работе механиков Ferrari (на первом пит-стопе они обслужили машину Алонсо на две секунды быстрее, чем механики Lotus машину Райкконена) и оптимальной стратегии. Кроме того, помогла и удача – выезд автомобиля безопасности на 28-м круге стал одним из определяющих моментов гонки.
На самом деле, факторов удачи было больше – сход Феттеля и Грожана из-за проблем с генератором, очередная заминка на пит-стопе Хэмилтона. После неудачи в квалификации, когда в Ferrari допустили тактическую ошибку, не использовав второй комплект более мягких шин, чтобы гарантировать прохождение в финальную сессию, мало кто мог поверить в победу Алонсо. В субботу команда пыталась сэкономить два комплекта более мягкой резины для финала квалификации, но недооценили конкурентоспособность соперников, в итоге выбыв из борьбы уже во второй сессии.
Интересно, что ошибка, допущенная во время квалификации, помогла в день гонки – у Алонсо осталось три новых комплекта резины – один Medium и два Soft, достаточных для прохождения всей дистанции. Хорошо стартовав и используя все представившиеся возможности в своих интересах, Алонсо смог одержать победу.
Предстартовые ожидания
Перед стартом расчёты говорили о том, что за счёт износа резины, тактика одного пит-стопа на 16 секунд медленнее тактики двух пит-стопов, что почти равно затратам времени на дополнительную остановку, но те, кто решил останавливаться однажды, оказались бы впереди тех, кто останавливался дважды, после их второго пит-стопа. В этой борьбе многое зависело бы от фактического положения машин на трассе. Команды рассчитывали, что новые шины Medium позволят проехать 25 кругов, а новые Soft – 20 кругов.
В большинстве команд оценивали износ шин по информации, полученной во время пятничных свободных заездов, когда и стало понятно, что тактика одного пит-стопа в Валенсии нецелесообразна – она не позволит гонщику вести активную борьбу на дистанции.
Анализируя износ, команды пытаются определить момент, после которого скорость начинает резко снижаться. Этот момент постоянно меняется, на одних трассах он наступает при 70% износе шин, на других – чуть позже. Судить об этом заранее невозможно – только приехав на трассу, но при высокой температуре эта точка всё же ближе к 70% износа.
Впрочем, некоторые команды посчитали тактику единственного пит-стопа приемлемой. Пол ди Реста и гонщики Mercedes стартовали, планируя использовать именно этот сценарий, но воплотить его удалось только ди Ресте. Возможно, если бы он, как и гонщики Mercedes, изменил тактику на дистанции, и использовал ещё один комплект мягких шин, то смог бы опередить на финише своего напарника Нико Хюлкенберга.
С точки зрения стратегии – странная гонка
В прошлом обгонять в Валенсии было очень сложно, но новое поколение шин Pirelli и система DRS изменили ситуацию. Отличный пример – прорыв Михаэля Шумахера, Марка Уэббера и Нико Росберга на последних двадцати кругах.
Уэббер и Шумахер квалифицировались за пределами первой десятки. У Марка возникли технические проблемы, и он стартовал только 19-м, а Шумахер начинал гонку с 12-й позиции. Оба они стартовали на Medium, что теоретически позволяло использовать тактику одного пит-стопа. В Mercedes так и планировали поступить с Шумахером, но пятничная оценка эффективности шин в очередной раз оказалась неверной в день гонки. Уже на пяти-шести первых кругах задние шины перегрелись, что серьёзно осложнило жизнь тем, кто планировал проехать дистанцию с одним пит-стопом.
Росберг тоже планировал останавливаться один раз, но в начале дистанции серьёзно уступал в скорости, и к тому моменту, когда Феттель провёл свой первый пит-стоп, Нико отставал от него на 32 секунды. Выезд автомобиля безопасности позволил ему догнать пелотон, потом он провёл дополнительный пит-стоп, получив комплект более мягких шин, и в итоге финишировал шестым.
Ди Реста был в двух секундах позади Хюлкенберга и в 27 секундах перед Росбергом после того, как Нико второй раз сменил шины. Он остался бы впереди, если бы сам в тот момент провёл второй пит-стоп, а учитывая преимущество в скорости на свежей резине, легко опередил бы и Хюлкенберга в борьбе за пятое место на финальной стадии гонки.
После 46 круга Шумахер и Уэббер проезжали круги на секунду быстрее лидеров, и в итоге смогли подобраться к подиуму, на который поднялся Михаэль.
Гонщики лидирующей группы провели второй пит-стоп на 28-м круге, когда выехал автомобиль безопасности – в итоге им нужно было проехать до финиша 29 кругов, из которых пять прошли в спокойном темпе до рестарта. Автомобиль безопасности позволил Шумахеру и Уэбберу догнать пелотон, но они сменили резину на десять кругов позже, и на новом комплекте Soft получили серьёзное преимущество в скорости, сумев отыграть множество позиций. К примеру, если на 42-м круге Хюлкенберг опережал Шумахера на 16 секунд, то на 56-м Михаэль уже вышел вперёд.
Выезд автомобиля безопасности всегда серьёзно влияет на реализацию командами выбранной стратегии. В Валенсии этот фактор был одним из решающих. Сначала гонщикам лидирующей группы пришлось менять заранее определённый план проведения пит-стопов, серьёзно сократив средний отрезок гонки – многие планировали останавливаться на 32-м круге, а заехали в боксы на 28-м. В итоге их финальный отрезок на шинах Medium оказался слишком продолжительным, что помогло гонщикам Mercedes и Уэбберу. У ди Ресты тоже был шанс, но в Force India им не воспользовались.
Ещё один фактор – заминка на пит-стопе Хэмилтона. Если бы её не произошло, он бы оказался впереди Алонсо на финальном отрезке гонки, и избежал бы столкновения с Мальдонадо. Возможно, он бы уступил Фернандо на трассе, поскольку резина на Ferrari изнашивается менее активно, чем у McLaren, но вполне мог подняться на подиум».
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com