За несколько кругов до финиша тройку лидеров разделяли лишь три секунды – идеальный сценарий для гонки Формулы 1, и именно это мы увидели в Германии. Британский эксперт Джеймс Аллен анализирует тактику команд в Хоккенхайме, где Фернандо Алонсо одержал очередную победу, уже третью в этом сезоне…
Все три лидера выбрали одну и ту же тактику, стартовав на мягких шинах, а два следующих отрезка проехав на Medium. Но в этот уик-энд мы увидели, как сильно продвинулись многие команды в изучении особенностей поведения шин Pirelli, которое в начале сезона некоторые называли «лотереей». Большинство команд без проблем проехали дистанцию с двумя пит-стопами, выстраивая гонку так, как они хотели, и произвольно выбирая тактику.
В Хоккенхайме использовались составы Soft и Medium, такие же, как в Мельбурне и еще на четырех гонках сезона. Немецкую трассу и ее характеристики, влияющие на работу шин, действительно во многих отношениях можно сравнить с Мельбурном. Мы увидели еще одно доказательство прогресса команд, хотя оставались одна или две, которые по-прежнему испытывают проблемы с температурным балансом резины, что сказывается на их тактике и на результатах гонки.
В начале сезона некоторые команды столкнулись с тем, что разница температур передних и задних шин могла достигать 20 градусов, что приводило к полному нарушению баланса. Ferrari, Red Bull и Lotus лучше всех научились с этим справляться, в Sauber таких проблем не было, тогда как McLaren в последних гонках страдала именно из-за этого, но теперь начинает отыгрываться. А у Mercedes, похоже, эти сложности по-прежнему остаются.
В Германии разница в скорости между Soft и Medium была минимальной, и все зависело просто от предпочтений команд, хотя некоторые из них, чьи машины неплохо едут на мягких шинах, выяснили, что Soft по ходу отрезка позволяет отыграть около 2 секунд.
Но на первых кругах после выезда из боксов мягкие шины были определенно быстрее, чем Medium, и отсюда вытекает вопрос: мог ли Феттель атаковать Алонсо на первых пит-стопах?
Предстартовые ожидания
Предполагалось, что в условиях гонки скорость Soft будет на уровне Medium, хотя в квалификации мягкие шины позволяли ехать на 0,7 секунды быстрее. Ожидалось, что Soft может выдержать до 21 круга, против 24-х в случае с Medium. Поэтому команды склонялись к варианту тактики, при котором гонщики стартуют на мягкой резине, а два последующих отрезка проводят на Medium – именно так выстроила гонку тройка лидеров. Однако можно было выбрать и вариант Soft/Soft/Medium, и мы видели, что он был даже несколько быстрее. Но в группе лидеров шла острейшая борьба, и если бы кто-то из них решился на изменение тактики, возможно, мы бы увидели иной исход гонки.
Борьба лидеров
Андреа Стелла, инженер Алонсо, сказал, что единственный момент, когда в воскресенье они заволновались, был после 1-го пит-стопа, когда на прогрев комплекта Medium пришлось потратить какое-то время. Фернандо провел пит-стоп на 18-м круге, а Себастьян Феттель свернул на пит-лейн двумя кругами позже.
Второй отрезок Алонсо состоял из 23-х кругов, тогда как Феттель проехал только 21 круг. Судя по скорости Райкконена на мягких шинах на среднем отрезке, можно предположить, что для Red Bull это был шанс.
Глядя на то, как Алонсо ехал на Medium, Феттель мог поставить мягкие шины, что, возможно, позволило бы ему выехать на трассу перед Ferrari, но тогда Алонсо мог бы отреагировать, перейдя на мягкие шины на последнем пит-стопе – при том, что Феттелю пришлось бы использовать Medium, что, вероятно, уравняло бы их шансы. Это тонкая грань, однако было интересно, если бы в Red Bull решили рискнуть.
За тот короткий период в пятницу и субботу, когда трасса была сухая, у Red Bull и Ferrari было недостаточно времени поработать со сликами. Поэтому обе команды предпочли выбрать Medium в качестве основной шины для гонки, причем, в Ferrari такую резину поставили и на машину Массы уже после первого круга, когда бразильцу пришлось вернуться в боксы за новым носовым обтекателем. Так что в Скудерии занимались сбором информации уже по ходу 1-го отрезка.
В воскресенье по мере износа Soft скорость падала примерно на 0,1 секунды, тогда как в случае с Medium – 0,08 секунды, так что деградация была не столь значительным фактором. Скорее, все зависело от относительного темпа команд.
Райкконен и Lotus в хорошей форме
Lotus F1 и Кими Райкконен вновь выступили весьма уверенно: финн четвертым пересек линию финиша, но в итоге занял 3-е место после штрафа, наложенного на Феттеля. Вновь команда продемонстрировала, что претендует на место в группе лидеров, и ее гоночный темп позволяет бороться за победу. В Хоккенхайме Кими Райкконен провел ранний пит-стоп на 11-м круге, после чего продолжил ехать на Soft. За счет этого он смог опередить Уэббера, Хюлкенберга и Мальдонадо. Потом, пользуясь тем, что машина Lotus щадит резину, до второго пит-стопа он проехал 27 кругов, причем, по дороге обогнал Михаэля Шумахера, что позволило ему финишировать четвертым.
Из тех, кто избрал тактику Soft/Soft/Medium, Райкконен добился самого высокого результата – как считали в Lotus, именно этот вариант был самым быстрым. Но не для всех он оказался эффективным: Шумахер попытался им воспользоваться, но на Mercedes задняя резина по-прежнему изнашивается весьма сильно, поэтому Михаэлю пришлось совершать третий пит-стоп, из-за чего он упустил 5-е место. Также его подвело и то обстоятельство, что для гонки у него оставался только один свежий комплект Medium.
Кобаяши удивил всех необычной тактикой
Мы уже видели, что некоторым гонщикам на быстрых машинах в последние два года удается пробиться через весь пелотон за счет тактики, противоположной той, что избирает большинство. Но обычно это объясняется тем, что они не пробились в финал квалификации и сэкономили пару комплектов свежей резины.
В воскресенье Камуи Кобаяши, стартовав 12-м, пробился на 4-е место (после штрафа Феттеля), применив схему Medium/Medium/Soft. Но, поскольку квалификация проходила в дождь, и у всех сохранились свежие комплекты сликов, он не смог добиться столь явного преимущества. Но как складывалась его гонка?
Машина Sauber очень быстра с полными баками, поэтому первый отрезок Камуи проехал очень уверенно, и, поскольку стартовал на Medium, то первый пит-стоп провел на 22-м круге. К этому моменту он уже ехал 4-м, а выехав из боксов, оказался на 9-й позиции, но при этом мог атаковать, поскольку два последующих отрезка у него были достаточно короткими: 21 круг и 24 круга. Он опередил Уэббера и Переса на втором отрезке, а Хюлкенберга – на заключительном, и поднялся еще на позицию вверх, когда Шумахер был вынужден провести третий пит-стоп.
Казалось, что он даже сможет атаковать Райкконена, когда под конец гонки ехал на мягких шинах, однако ближе к финишу начал терять скорость. Тем не менее, японский гонщик показал хорошую форму: если у вас быстрая машина, вы можете эффективно использовать и альтернативную тактику. Впечатляла и легкость, с которой он проводил обгоны.
Однако, как и Lotus, Sauber страдает из-за недостаточно высоких результатов в квалификации.
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com