В традиционной колонке на сайте BBC экс-пилот Toro Rosso, комментирующий гонки на ВВС Radio 5, Хайме Альгерсуари рассказал о впечатлениях от Гран При США и проанализировал шансы Алонсо и Феттеля на победу в чемпионате...
Хайме Альгерсуари: «Ситуация в чемпионате в кульминационный момент сезона, а именно в Гран При Бразилии в этот уик-энд, немного напоминает финал Лиги чемпионов, когда за минуту до свистка счет 1-1. Может произойти всё, что угодно.
Теоретически, у Себастьяна Феттеля из Red Bull Racing отличные шансы: у него более быстрая машина и преимущество над Фернандо Алонсо в 13 очков, но победителю достанется 25 очков. Один гонщик может всё потерять, а второй – всё получить. Единственное, что может сделать Фернандо Алонсо – агрессивно пилотировать и рисковать от старта до финиша. Единственный вариант для Себастьяна Феттеля – использовать консервативный подход, ведь он может всё потерять.
Как с этим справиться? Это напоминает партию в покер. У двух игроков разные карты, и разыграть их надо максимально эффективно. Совершенно необязательно, что победителем станет тот, у кого карты лучше. Прежде всего, Феттелю нужно финишировать и заработать очки – на этом он должен сконцентрироваться. Он лидирует, у него самая быстрая машина в пелотоне. Алонсо занимает вторую позицию в личном зачете, и ему нечего терять.
Гран При Бразилии – хаотичная гонка, в которой часто случаются неожиданности: в Сан-Паулу часто идут дожди, велика вероятность выезда автомобиля безопасности. Подобные факторы могут помочь, а могут и сыграть против вас. Оба гонщика и их команды испытывают огромный прессинг. Обычно они хорошо с ним справлялись, но это может обернуться интересными вещами.
Нынешняя ситуация – практически полная противоположность той, что была в решающей гонке 2010 года, когда Феттель начал финальный Гран При сезона, уступая Алонсо 15 очков, но завершил его чемпионом мира. В подобной ситуации не исключены ошибки на пит-стопах или в тактике, а из-за них можно проиграть титул.
Все многого ждут от этой гонки, но не стоит забывать события предыдущих Гран При этого сезона. Если помните, в Валенсии Себастьян Феттель доминировал. Он мог совершить ещё один пит-стоп, но всё равно выиграл бы гонку. Однако Себастьян выбыл из борьбы из-за отказа генератора. А в Гран При Бельгии Алонсо мог финишировать вторым, но в первом повороте на его Ferrari «приземлился» Lotus Романа Грожана. Это не зависело от Фернандо, и он ничего не смог сделать, чтобы избежать аварии.
В сезоне двадцать Гран При, и каждый из них имеет значение. Если Алонсо за рулем менее конкурентоспособной машины оказался претендентом на титул, то только благодаря тому, что лучше справлялся с подобными ситуациями. Он рисковал, когда в этом была необходимость, и действовал осторожно, когда это было нужно. Две или три гонки в его исполнении были особенно примечательными.
В первой гонке сезона, в Мельбурне, Ferrari уступала полторы секунды на круге, но Фернандо всё равно финишировал в пятерке. Через неделю в Малайзии он одержал победу. Это невероятно. Для Феттеля сезон складывался иначе. Когда у него была лучшая машина, он одерживал победу, а когда Red Bull Racing оказывалась недостаточно конкурентоспособной, финишировал в пятерке. Они оба чемпионы, оба великие гонщики, но в этот уик-энд любая ошибка может дорого стоить.
Техасский Остин доказал, что может успешно принимать Гран При Формулы 1. Фантастическая конфигурация, множество зрителей, всё прошло очень хорошо и для Формулы 1, и для США, а гонка оказалась одной из лучших среди тех, что я видел в этом году.
Борьба Льюиса Хэмилтона и Себастьяна Феттеля за победу была потрясающей. Я не ожидал, что Льюис и McLaren окажутся настолько быстры, чтобы опередить Феттеля на RB8. В нескольких предыдущих гонках доминировала Red Bull Racing, но Хэмилтон смог держаться в ее темпе. Это одна из отличительных черт McLaren в этом году. Успехи этой команды чаще всего сменяли неудачи.
В начале сезона все мы думали, что McLaren будет доминировать, но этого не получилось. Темп MP4-27 немного упал, у команды возникли сложности с поиском настроек, и она долго не могла найти подход к резине, но затем вернулась в лидеры. После этого она терпела неудачи, но сейчас вновь борется за победы. Это довольно необычно и совсем не похоже на Red Bull Racing и Ferrari. И всё же в США Льюис с Себастьяном боролись между собой – больше никто не смог поддерживать их темп. В итоге Хэмилтона и Феттеля разделили всего шесть десятых.
Победителя в Остине определил один инцидент – Феттель потерял много времени за отстающим на круг Нараином Картикеяном, что позволило Хэмилтону сократить отрыв и опередить Red Bull Racing за счет DRS. В тот момент Себастьян рассердился и кричал по радио, что поведение Картикеяна недопустимо.
Подобные инциденты всегда были частью гонок. Те, кого опередили на круг, обязаны уступать дорогу лидерам, но они не могут исчезнуть с трассы, поэтому лидерам нужно определенное мастерство, чтобы справиться. Подобные ситуации обсуждаются на долгих брифингах с директором гонки Чарли Уайтингом. И лидер, и круговой оказываются в сложной ситуации. Последовательность поворотов на Circuit of the Americas такова, что уступить траекторию непросто. На скоростном извилистом участке первого сектора, где Феттель догнал Картикеяна, просто не оказалось места, чтобы пилот HRT мог подвинуться в сторону.
В этот уик-энд разница в скорости между машинами топ-команд и самыми медленными машинами оказалась одной из самых больших по ходу сезона. Я не хочу говорить, что это произошло по вине Феттеля или Картикеяна – я не был на их месте.
Круговые хотят добиться максимальных результатов, даже если они не заработают очки – в Формуле 1 от результата зависит количество денег, которые вы получите в конце сезона. В то же время потеря секунды может дорого обойтись лидеру. Надо понимать, что это непростая ситуация».