Адам Парр, бывший исполнительный директор и президент Williams, расстался с Формулой 1 еще в марте и с тех пор, похоже, практически не появлялся в паддоке. Тем не менее, в конце года он привлек к себе общее внимание, став одним из героев декабрьских новостей. Во-первых, он выпустил любопытную книжку о закулисной жизни чемпионата, изданную в форме комиксов, а во-вторых, заговорил о том, что в Формуле 1 практикуется несправедливое распределение доходов и полномочий среди команд, что не соответствует европейскому антимонопольному законодательству, и Евросоюз должен обратить на это внимание. Британский журналист Джо Савар решил порассуждать о том, могут ли быть перспективы у подобного расследования?
Джо Савар: «У бывшего президента Williams Адама Парра репутация человека, который все делает правильно. Именно поэтому ему было трудно адаптироваться к Формуле 1 и согласиться с тем, что здесь всегда все делалось несколько более сложным образом, который часто можно было назвать “тотальной войной” всех против всех.
Следовательно, здесь любые методы хороши, потому что цель оправдывает средства. Но проиллюстрировать это на примерах непросто, поскольку всегда крайне сложно доказать, что причины возникновения некой ситуации кроются в таких-то действиях мистера Икс в отношении мистера Игрек. Сложившиеся традиции скрытности все усложняют. Тем не менее, многие, например, считают, что штраф в $100 млн, наложенный в свое время на McLaren, был местью за то, что эта команда сыграла свою роль в привлечении Еврокомиссии к расследованию взаимосвязи между FIA и коммерческими интересами хозяев чемпионата.
Может ли кто-либо доказать подобные обвинения? Нет, но что-то в этом есть, ведь через какое-то время, когда в компьютерах Renault F1 обнаружилась масса информации, позаимствованной у McLaren, команду из Энстоуна просто слегка пожурили.
Стоит добавить, что одним из побочных эффектов столь непрозрачных подходов является то, что постоянно создается почва для разнообразных слухов, основанных на теории заговоров.
Парр оставил свой пост в Williams весной, поскольку почувствовал, что совет директоров Williams не хочет ввязываться в драку, в которую собирался ввязаться он. В условиях “тотальной войны” члены этого совета, возможно, были по-своему правы, но, пожалуй, прав был и Парр, если анализировать ситуацию в рамках правил нормального бизнеса.
Сейчас проблема Формулы 1 в том, что после отставки Парру нечего терять, а это значит, что он может говорить то, что не стал бы говорить, будучи президентом Williams. Например, предлагать Еврокомиссии вновь обратить внимание на то, каким образом в нашем спорте заключаются контракты.
Он полагает, что Договор Согласия, переговоры по которому сейчас идут, должен быть изучен Еврокомиссией: надо бы выяснить, не являются ли преференции, обещанные Ferrari и Red Bull Racing, незаконными. Парр – юрист, и полагает, что неравное распределение полномочий (через представительство в совете директоров Формулы 1) и денег противоречит законам Евросоюза. Он также уверяет, что сами команды не будут жаловаться, поскольку не хотят впасть в немилость у тех, кто управляет спортом. С подобными доводами трудно спорить.
Единственный способ разобраться в ситуации состоит в том, что все надо сделать именно так, как предлагает Парр. Тут есть о чем поспорить, причем, на юридическом уровне, ведь одно дело, когда Ferrari пользуется особыми привилегиями в знак признания ее исторического значения и ценности для чемпионата, и совсем другое, когда что-то подобное предоставляется не McLaren и не Williams, а Red Bull, появившейся в чемпионате лишь недавно. Это заслуживает подробной дискуссии.
Но состоится ли она? Вероятно, все зависит от того, обратит ли Еврокомиссия внимание на Формулу 1 или нет. Лет десять назад этот орган прекратил несколько расследований, связанных с нарушением антимонопольного законодательства и правил ведения бизнеса, после того как все стороны договорились свести роль FIA исключительно к административно-регулирующей, чтобы предотвратить возможный конфликт интересов и снять коммерческие ограничения, с которыми сталкивались владельцы автодромов и телекомпании. Еврокомиссия тогда пообещала, что проследит, в какой мере принятые решения реализуются на практике. Начались эти расследования еще во второй половине 90-х на основании ряда претензий, а завершился процесс только в 2003-м.
Возможно, новое расследование тоже займет пять лет, но в итоге, возможно, правила игры несколько изменятся и будут лучше соответствовать закону о справедливой конкуренции. Если все сложится именно так, то Парр окажет спорту неоценимую услугу, хотя сегодня участники чемпионата вряд ли с одобрением воспримут его комментарии. Но, что сказано, то сказано, и будь, что будет. Посмотрим, дойдет ли дело до Брюсселя».