Вольфф: Mercedes был нужен человек с немецким менталитетом

Тото Вольфф (справа) и Росс Браун, руководитель команды Mercedes AMG

В декабре прошлого года ушел в отставку Норберт Хауг, занимавший пост директора Mercedes Motorsport более двух десятилетий. В январе 2013-го его место занял Тото Вольфф, успешный австрийский предприниматель с большим опытом работы в бизнесе, в том числе связанном с автоспортом.

Его назначение стало частью серьезной программы оздоровления гоночного подразделения штутгартского концерна, руководство которого было недовольно результатами выступлений своей заводской команды в Формуле 1.

Практически сразу стало известно, что в Mercedes AMG переходит и Падди Лоу, покинувший пост технического директора McLaren, который в перспективе должен был сменить Росса Брауна, руководителя команды.

Затем, в марте, из команды ушел Ник Фрай, долгое время работавший в Брэкли рука об руку с Брауном в качестве главного исполнительного директора Mercedes AMG. Журналист BBC Sport Эндрю Бенсон попытался разобраться во всех этих кадровых перестановках, побеседовав с Тото Вольффом.

В свое время Росс Браун так охарактеризовал причины, приведшие к этой ситуации, ведь именно он какое-то время назад убедил руководство концерна в необходимости реструктуризации команды, включая смену технического руководства и модернизацию аэродинамической трубы.

«Вот в чем состоит реальность: хотя совет директоров Daimler согласился с нашим планом, возможно, я не смог правильно объяснить, что когда мы будем заниматься его реализацией, то во второй половине прошлого сезона неизбежно столкнемся с проблемами, – сказал Браун. – Поэтому в концерне были обеспокоены ситуацией, что вполне можно понять».

И тогда руководство концерна пригласило Ники Лауду, трехкратного чемпиона мира, предложив ему пост неисполнительного директора команды. О его назначении было объявлено в октябре, что совпало по времени с подписанием контракта с Льюисом Хэмилтоном и уходом Михаэля Шумахера. Лауда был инициатором приглашения чемпиона мира 2008 года, а также пытался переманить Джеймса Эллисона, высококлассного инженера, до вчерашнего дня занимавшего пост технического директора Lotus F1.

«Ники, помогавший команде решить ее проблемы, пытался вычислить, кто в паддоке мог бы подойти Mercedes, кто – нет, – рассказывает Тото Вольфф. – Он начал переговоры с хорошими специалистами, задавая им вопросы, когда истекают их текущие контракты, и одним из таких специалистов был Джеймс Эллисон. Но, думаю, в декабре, когда я пришел в команду, мы остановили этот процесс».

Не вполне понятная роль Лауды и его манера открыто выражать свое мнение привели к тому, что разобраться в новой структуре руководства Mercedes AMG стало довольно сложно.

«На самом деле, Ники, выполняя роль неисполнительного директора, не участвует в оперативном руководстве командой, – пояснил Вольфф. – Его можно считать нашим Джеки Стюартом (выполняющим роль консультанта в Lotus) или нашим Хельмутом Марко (советником по автоспорту концерна Red Bull).

Он помогает нам контактировать с советом директоров концерна. Его можно сравнить с таким оружием, как крылатая ракета – настолько эффективно он работает со спонсорами. Он – легенда, тот человек, кто очень помогает добиваться результата, когда ты ведешь переговоры с людьми, от которых зависит принятие решений. Его присутствие способствует подписанию хороших контрактов, но он не участвует в управлении предприятием».

Росс Браун добавляет: «Ники очень эффективен, когда надо что-то сделать очень быстро, но он не будет проводить на базе команды дни и недели, чтобы разобраться в том, как работают люди, в чем они нуждаются, как сделать весь процесс более эффективным».

Но именно этим занимается Вольфф. По его словам, совет директоров концерна Daimler «пришел к выводу, что по каким-то причинам у них нет точного представления о том, что происходит в Брэкли. Они получали массу отчетов, но ведь изначально Mercedes приобрел чемпионскую команду Brawn, а теперь она занимает только пятое место в Кубке конструкторов и крайне неудачно провела вторую половину сезона. В руководстве задумались: что можно сделать?

Было принято решение пригласить управляющего партнера, человека, который готов будет пойти на риск, возьмет на себя управление компанией, с одной стороны, многим рискуя, с другой, получая адекватное вознаграждение в случае успеха. Им нужен был человек с немецким менталитетом, с которым у них уже был опыт работы.

Когда я впервые познакомился с ситуацией, то спросил совет директоров: “Вы намерены остаться в Формуле 1?” Ответ был таким: “Да, намерены. Поэтому мы купили эту команду и подписали коммерческое соглашение с FOM (до 2020 года). Наша цель – стать чемпионами мира, как в 2009 году”.

Но многое в Формуле 1 изменилось с того времени, в тот период, когда все ориентировались на Соглашение об ограничение ресурсов, и команда была соответствующим образом реструктурирована.

Поэтому нужно было пересмотреть ожидания, и ситуация для нас сложилась удачно: я мог отчитаться перед советом директоров и подтвердить, что для достижения успеха нужно именно то, что делает Росс».

Начало 2013 года сложилось для Mercedes AMG действительно удачно: после четырех этапов сезона Льюис Хэмилтон занимает третье место в личном зачете, а гонщикам команды дважды доставались поул-позиции. Вольфф уже устал повторять, что руководителем команды остается Росс Браун, которого он всецело поддерживает. Но как долго Браун останется на этом посту, ведь в конце года в Mercedes AMG придет Падди Лоу?

По крайней мере, Вольфф дает понять, что он на роль руководителя команды не претендует: «Я – акционер, и это дает мне необходимые полномочия для принятия решений. Кроме того, я пользуюсь прикрытием руководства Mercedes, что позволяет смотреть на ситуацию с другого угла и преследовать цели, поставленные концерном. Я рад, что мне выпала эта роль. Мне не нужна какая-то конкретная должность – если хотите, можете назвать меня главной уборщицей – но я знаю, как надо проводить реструктуризацию компаний».

Было бы полным безумием лишить Росса какой-то части полномочий: он выиграл 15 титулов, и кто я такой по сравнению с этим человеком? Поэтому я сказал ему: “Занимайся машиной, а мне предоставь все остальное”. Именно так мы и распределили роли: он – инженер, я – бизнесмен».

Вольфф не конкретизировал, какая роль отводится Падди Лоу, но дал понять, что изменения в команде будут продолжаться: «Я просто стараюсь помочь, оставляя лучших специалистов, и, возможно, избавляясь от не столь хороших людей. В то же время мы пытаемся найти тех, кто мог бы укрепить нашу организацию, при этом, возможно, подкорректировав собственный подход или несколько пересмотрев свои функции. Все это очень тонкие вещи».

Возможно, по изначальному замыслу Лоу должен был заменить Брауна, но с тех пор ситуация изменилась. Похоже, реструктуризация, начатая Россом, приносит свои плоды, плюс они неплохо сработались с Тото Вольффом и уважают друг друга.

Но Брауну уже 59, и его карьера подходит к финалу, однако он хочет, чтобы Mercedes AMG успешно развивалась и после его отставки. Поэтому сейчас он участвует в обсуждении планов по интеграции Падди Лоу в руководство команды, что никак не угрожает его сегодняшнему положению в коллективе.

Как будет развиваться ситуация, в какой мере Mercedes AMG удастся сохранить темп, взятый в начале года, мы увидим совсем скоро. И еще более интересные вещи будут происходить в следующем году, когда Формула 1 перейдет на принципиально новые моторы, что повлечет значительные изменения в конструкции машин. Возможно, именно команда из Брэкли окажется лучше других готова к этим переменам.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Другие Новости по теме
Читайте ещё