Тони Парнелл: По-моему, с гонками сейчас все в порядке

Тони Парнелл, в свое время поработавший и техническим консультантом FIA, и даже руководителем команды Jaguar, не согласен с теми, кто считает, что нынешнее поколение шин Pirelli «испортило» Формулу 1, поскольку гонщикам приходится больше думать о том, как сохранить резину, чем атаковать. По мнению Парнелла, исторически автоспорт всегда был таким.

Он вспоминает времена, когда руководители команд вместе с FIA еще только вели долгие дискуссии в попытках найти способ повысить зрелищность гонок, в те годы все больше напоминавших процессии. Именно тогда и родилась идея DRS…

Тони Парнелл: «В результате долгих дискуссий появилась идея системы DRS, за которую ухватился Чарли Уайтинг, осознавший, что если на отдельных участках трасс обеспечить нужную разницу в скорости между машинами, это должно сработать. Хотя идея поставить лидирующую машину в невыгодное положение сама по себе была довольно революционной…

Но в тот период, когда система DRS еще только зарождалась, произошло нечто необычайное. Это было в Монреале в 2010-м, когда в Bridgestone ошиблись с выбором резины и привезли на Гран При Канады шины, которые резко теряли скорость буквально после нескольких кругов. В результате мы увидели лучшую и самую интересную гонку за долгие годы – она понравилась всем. Комментаторы просто заходились в восторге, поскольку на трассе происходило очень много событий.

Питер Райт, который в то время работал в FIA и был всегда готов предлагать толковые идеи и давать умные комментарии, поделился своими наблюдениями, сказав, что можно взять курс на использование шин, специально разработанных для повышения зрелищности гонок, а не для скорости. И это было действительно очень верное наблюдение.

Питер, участвуя в дискуссии об обгонах, высказал предположение, что в других видах спорта, в частности, в велоспорте и MotoGP, главным является именно умение беречь шины, а все сэкономленные ресурсы реализуются во время финишного рывка в стремлении вырвать победу.

Разумеется, в авто- и мотогонках подобный подход тоже был традиционным. Тот, кто смотрел Ф1 в 80-х, тут же вспомнят, как Сенна (сохранивший свои шины) прессинговал Мэнселла в Монако (которому это не удалось). Или можно вспомнить Валентино Росси, мастера расчетливой и плавной езды, который тоже умеет беречь шины, чтобы под конец гонки прорваться вперед. И болельщикам это всегда нравилось!

По иронии судьбы Pirelli объявила, что шины, которые не будут деградировать, появятся как раз в Монреале. И ведь именно те самые люди, которые, с одной стороны, стремятся упорядочить интереснейшие и непредсказуемые гонки наших дней, с другой с ностальгическим чувством вспоминают золотые времена, когда умение беречь шины просто было залогом успеха и ключом к победам.

Итак, в Канаде в 2010-м году у Формулы 1 появилась возможность поменять поставщика шин. В Bridgestone решили, что если компания будет производить шины, не вполне соответствующие лучшим инженерным стандартам, это навредит ее имиджу.

В Pirelli же – то ли целенаправленно, то ли это было лучшее, на что они были способны – начали производить шины, очень напоминавшие те, что команды получили в Монреале в 2010-м году. Результат? В последние три сезона смотреть гонки стало намного интереснее. Прошлый год принес нам ряд действительно неожиданных результатов, например, победу Williams, и я помню многочисленные комментарии в прессе, что это был лучший сезон из всех, которые только можно вспомнить. Но самым важным было то, что в итоге залогом победы в чемпионате все равно осталась комбинация “лучший гонщик/лучшая машина”.

Гонки стали именно такими, о каких пять лет назад можно было только мечтать: непредсказуемыми, с большим количеством обгонов, и проходят они в очень острой борьбе. И здорово, что гонщики, умеющие беречь шины, сегодня добиваются успеха.

Одна из моих бывших студенток, кому я преподавал в Кембридже (а именно, Рут Баском, ныне работающая в Ferrari), провела исчерпывающее исследование, доказав, что несмотря на заметно увеличившееся с появлением DRS число обгонов, на 85% этот прирост связан с характеристиками резины.

Все это означает, что теперь FIA намного лучше понимает, что нужно делать, чтобы гонки были более зрелищными. Если шины заменить на другие, которые не будут деградировать, можно будет найти иные способы, позволяющие добиться аналогичного эффекта (на ум приходит идея экономии топлива). Кроме того, теперь все намного лучше понимают, как работает DRS, следовательно, это дает возможность корректировать систему с прицелом на повышение зрелищности гонок.

Но опять же, все это во власти FIA, которая должна определять спортивную политику и в соответствии с ней выстраивать свои действия. Не Pirelli решать, за счет чего следует повышать зрелищность – всем этим должна заниматься федерация.

Но, самое важное, необходимо найти нужный баланс. Понятно, что есть риск сделать гонки слишком искусственными, и в FIA это хорошо понимают. Однако только федерация должна определять, какими должны быть характеристики резины, а не те люди, которые дают истеричные комментарии прессе.

По-моему, с гонками сейчас все в порядке, и это подтверждают телевизионные рейтинги. Не сомневаюсь, если кому-то из лидеров не удается выигрывать все поулы и гонки подряд, найдутся люди, которые обязательно начнут сетовать. Жалобщиков в Формуле 1 всегда хватало. Не стоит обращать на них внимания: что-то нечасто я встречал болельщиков, которые бы просили вернуть гонки, напоминающие процессии. Подумайте об этом…»

Текст: . Источник: Pitpass
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё