Неудачи McLaren в начале сезона породили волну слухов о дальнейшей судьбе руководителя команды Мартина Уитмарша: поговаривают, что ему уготована скорая отставка. Именно этому посвящен материал, опубликованный в газете The Daily Telegraph, который начинается словами: «Мартин Уитмарш производит непривычное впечатление человека, оказавшегося на осадном положении…»
Такое ощущение, что к своей возможной отставке Уитмарш относится по-философски, и его нынешние настроения граничат с фатализмом.
«Я всегда воспринимал будущее с философских позиций, – цитирует Уитмарша лондонская газета. – Я придерживаюсь таких взглядов: “Я занимаю эту должность, но если найдется кто-то более достойный – пусть приходит на мое место”. Я же уйду и займусь чем-то другим. Для того чтобы быть самим собой или достичь того, что я хочу, мне не нужна эта должность.
Я стараюсь поддерживать некий баланс. Даже если это не помогает тебе расслабиться, по крайней мере, делает тебя смелее. Акционеры могут завтра решить, что им нужен руководитель получше, что я им больше не угоден, и я буду выведен из игры – вот такое у меня положение. Это частная компания, и акционеры могут избавиться от меня уже сегодня, если захотят. Возможно, в течение первых нескольких часов мне придется испытать шоковое состояние, но потом я осознаю, что жизнь продолжается.
Я строю планы исходя из того, что все это закончится уже завтра. Я всегда говорю: не надо делать долги. Не надо брать слишком много кредитов. Трать на жизнь лишь малую часть того, что ты зарабатываешь. Тогда, если что-то пойдет не так, ты сможешь продолжать действовать с прежней уверенностью. Можно стараться избегать ошибок и построить на этом всю карьеру, но я собираюсь остаться самим собой и делать то, что считаю нужным. Моя сила в том, что я чувствую: “Если их это не устраивает, значит, так тому и быть”. Возможно, талантов у меня было недостаточно, поэтому пришлось брать еще и напускной смелостью.
В Формуле 1 тебя часто может ждать жестокая расплата. Очень быстро из героя ты можешь превратиться в полный ноль. Начиная с 1966 года, McLaren выиграла 186 Гран При – таких достижений в этот период не добивалась ни одна другая команда, и я был свидетелем более ста побед. Именно этого мы ждем от самих себя. Если нас подвергают критике, сами себя мы критикуем еще жестче.
Не люблю приезжать на гонки без искренней веры в то, что мы можем победить. Именно поэтому я работаю в автоспорте. Так что моя должность не гарантирует ни комфорта, ни стабильности. Но она помогает решительно настроиться на успех».
Говоря о возобновляющемся сотрудничестве McLaren и Honda, Уитмарш напоминает, что это была история успеха: «Поэтому наша команда хочет вернуть себе былую славу. С машиной этого года мы явно показываем не те результаты, какие должны показывать, но и раньше были периоды, когда нам приходилось упорно бороться».
Если руководитель команды McLaren сейчас пребывает в столь непростом настроении, все-таки, не стоит заблуждаться на его счет: когда необходимо, он умеет принимать весьма жесткие решения. В беседе с журналистом The Telegraph он вспомнил эпизод, происшедший прошлой осенью, когда Уитмарш летел из Японии в Южную Корею одним рейсом с тремя бывшими гонщиками своей команды: «Мартин Брандл повернулся ко мне и сказал: “Ты же меня уволил, верно?” Потом вмешался Дэвид Култхард: “И меня тоже”. Пришла очередь Хейкки Ковалайнена: “И меня!” И тут я внезапно понял, что лично уволил многих гонщиков, которые летели вместе со мной тем самолетом».
По собственному признанию, Уитмарш безгранично предан автоспорту: «Я слишком люблю гонки, и это делает меня плохим руководителем. Я сознательно преувеличиваю значение гоночной стороны дела, чтобы скрыть свои недостатки… И все-таки, я мог принять решение, сказав себе, что это крайне глупо – все время вот так мотаться по миру. В прошлом году мы с женой провели в Великобритании только пять уик-эндов. В какой-то момент придется заняться чем-то другим, иначе Формула 1 будет определять все мое существование. И еще не факт, что я этого хочу…»