Всех любителей автоспорта тревожит ситуация, сложившаяся вокруг официальной заявки на проведение Гран При России, которую до 31 июля Российская автомобильная федерация (РАФ) должна была отправить в FIA, чтобы гонку включили в календарь чемпионата мира 2014 года.
Этого не произошло, поскольку РАФ и промоутеру Гран При, краснодарскому ОАО «Центр Омега», до сих пор не удалось прийти к согласию по ряду вопросов. В письме, направленном FIA российской стороне, в котором назывались сроки подачи заявки, есть оговорка, что задержка может быть оправдана только форс-мажорными обстоятельствами.
F1News.Ru обратился к Игорю Ермилину, советнику президента РАФ по организации и проведению Гран При России, с просьбой прокомментировать события последних дней. Однозначно, что задержка с подачей заявки вызвана внутренними российскими причинами – сочтут ли их в FIA уважительными и подпадающими под категорию форс-мажорных обстоятельств?
«Конечно, это не форс-мажорные обстоятельства, – сказал Ермилин. – Это наша внутренняя проблема. Но, скорее всего, каких-то очень серьезных сложностей с включением гонки в календарь не будет, потому что Гран При России для всех важен, начиная от руководства страны и заканчивая мальчишками, которые болеют за автомобильный спорт. На самом деле проблема яйца выеденного не стоит, и я настроен более чем оптимистично на то, что она будет решена. Так или иначе всё состоится, но сейчас очень важно довести до промоутера, что Гран При – это не какое-то мелкое соревнование, которое можно, собравшись за две недели, взять и провести. У меня нет ощущения, что промоутер понимает всю грандиозность этой задачи, причем, не только в спортивном плане, но и со всех остальных точек зрения. Это глобальное событие, и основная проблема, по-моему – это просто непонимание размеров “бедствия”, с которым все столкнутся, когда мы будем проводить Гран При в Сочи».
Далее Игорь Ермилин пояснил F1News.Ru историю развития событий, начиная от момента заключения промоутерского контракта на проведение Гран При России, подписанного в октябре 2010 года. Суть его рассказа сводилась к тому, что РАФ изначально занимала последовательную позицию по вопросам спортивного обеспечения предстоящей гонки и старалась выстроить конструктивные отношения как с руководством Краснодарского края, так и с представителями компании-промоутера. Параллельно в рамках подготовки к предстоящему Гран При национальная федерация вместе с зарубежными партнерами, по сути, уже давно приступила к обучению квалифицированных кадров, которые могут быть привлечены к работе на гонке Формулы 1, хотя никакого договора с промоутером на это у РАФ не было. Опуская ряд подробностей, можно добавить, что налаживанию плодотворных контактов между федерацией и промоутером не способствовала и определенная кадровая нестабильность в Краснодарском крае, когда менялись люди, отвечавшие за будущий Гран При, а важнейшие функции и полномочия несколько раз передавались от одной структуры к другой.
Федерация не раз выражала озабоченность тем, что время идет, срок подачи заявки в FIA приближается, поэтому 27 июня в Москве на совещании у Дмитрия Козака, вице-премьера правительства России, отвечающего за проведение Гран При, в котором участвовали президент РАФ Виктор Кирьянов и губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, была поставлена задача найти согласованное консолидированное решение по проблеме спортивной организации гонки Формулы 1 и подаче заявки в FIA.
28 июня прошла еще одна встреча президента РАФ и Александра Ткачева, где Краснодарский край официально обратился к федерации с просьбой стать спортивным организатором Гран При, и на этом уровне были достигнуты все необходимые договоренности. Именно по результатам той встречи был подготовлен протокол, который лёг в основу предложенного федерацией договора о спортивной организации гонки. Протокол был завизирован вице-губернатором Николаем Бутурлакиным и, соответственно, признан краснодарской стороной (у F1News.Ru была возможность ознакомиться с копией этого документа).
«С тех пор прошел месяц, даже больше, – продолжил Игорь Ермилин. – Но на встречу, состоявшуюся на этой неделе Олег Забара (заместитель генерального директора ОАО «Центр Омега») принес другую версию договора, из которой исключены многие позиции, завизированные руководителями Краснодарского края, что изменило суть договоренностей. На таких условиях РАФ не может принять на себя ответственность за спортивную организацию Гран При. Как следствие, формально спортивного организатора у гонки до сих пор нет, а его наличие – обязательное условие при подаче документов промоутером в РАФ, а федерация должна дальше отправить эту заявку в FIA. В этой ситуации РАФ не может подать заявку в FIA – всё довольно просто.
Но РАФ готова это сделать и в конце июня, повторюсь, оговорила все условия с руководством Краснодарского края, а сейчас эти договоренности оспариваются на уровне руководства ОАО «Центр Омега» и предлагается какая-то другая версия документа. Ситуация более чем ненормальная…»
По словам Ермилина, диалог с руководством Краснодарского края продолжается, и предлагается провести новую встречу, но уже на том уровне, на котором состоялось заключение базовых договоренностей: «Нужно всё подписать и начать действовать. Иного варианта развития событий я не вижу, потому что в предложениях РАФ нет ничего заоблачного».
В любом случае, пока остаются открытыми главные вопросы: как долго в FIA готовы ждать заявки от РАФ, и не грозят ли российской стороне штрафные санкции за срыв сроков подачи документов?
«Календарь чемпионата формирует даже не FIA, а Берни Экклстоун, имея контракты с национальными промоутерами – правда, эти контракты находятся под условием включения в общий календарь FIA – и Гран При России он поставил на 19 октября 2014 года, – пояснил собеседник F1News.Ru. – Так что календарь уже составлен, место для российского этапа в нем есть, и теперь нужно, чтобы национальный промоутер выполнил все формальности, которые предусмотрены для подачи заявки, и тогда заявка в рабочем порядке уйдет из РАФ в FIA. Не думаю, что для FIA это будет каким-то экстренным вариантом, поскольку календарь уже сформирован, и от российской стороны нужно только подтверждение.
Никаких серьезных санкций по этому поводу я пока не предвижу и не настроен пессимистично. Во-первых, здравый смысл восторжествует. Во-вторых, договоренности, достигнутые на высоком уровне президентом РАФ Кирьяновым и губернатором Краснодарского края Ткачевым, будут реализованы, и единственная проблема заключается в том, что время уходит.
Например, в планы спортивной подготовки в августе и сентябре уже были включены стажировки топ-персонала для предстоящего Гран При во время этапов чемпионата в Спа, Монце и Сингапуре. Также в августе в Сочи должна приехать медицинская комиссия FIA, и с ней по идее уже на официальных основаниях должен был бы взаимодействовать спортивный организатор. Но сегодня без договора с промоутером Российская автомобильная федерация формально никакого отношения к Гран При России не имеет…»