В авторской колонке для BBС Sport бывший конструктор команд Формулы 1 Гэри Андерсон подвел итоги Гран При Абу-Даби…
Гэри Андерсон: «Роман Грожан завоевал для Lotus в Абу-Даби четвёртое место, но в целом этот уик-энд нельзя назвать для них удачным, учитывая борьбу за второе место в Кубке конструкторов с Mercedes и Ferrari. Команда оказалась в центре внимания из-за двух событий, связанных с Кими Райкконеном - радиопереговоров во время Гран При Индии и не выплаченной гонщику зарплаты, и, конечно, могла бы добиться с финном большего, чем сход с дистанции.
В Индии Lotus успешно использовал тактику одного пит-стопа с Романом, что позволило ему подняться на подиум после старта с 17-го места. В Абу-Даби возможностей для такой стратегии было ещё больше, потому что шины изнашивались меньше, но в Lotus даже не попробовали этот вариант и в результате финишировали позади Себастьяна Феттеля, Марка Уэббера и Нико Росберга.
В Lotus думали о двух пит-стопах с самого начала, и Грожан провёл первый из них уже на восьмом круге. Я ждал, что он подождёт до 15-го или 16-го, как поступили в Ferrari. Но возможность ограничиться одним пит-стопом всё ещё оставалась - для этого нужно было, чтобы Грожан проехал на шинах Medium 47 кругов. В Индии, где трасса более требовательна к резине, он проехал 46.
После того, как на 33-м круге Марк Уэббер и Нико Росберг остановились во второй раз, Грожан поднялся на второе место. До финиша оставалось 22 круга, и Уэббер оказался в 13-ти секундах позади Романа, а отыгрывал лишь по 0,2 секунды на круге. Таким образом, в этот момент Грожан был достаточно быстр, чтобы удержать Уэббера и Росберга за собой до самого финиша.
При этом преимущество Грожана над Ferrari, которые ехали за Уэббером и Росбергом, было настолько велико, что даже если бы его шины разрушились и ему пришлось бы остановиться во второй раз после этого, он всё равно финишировал бы четвёртым. Другими словами, они бы ничего не потеряли, попытавшись ограничиться одним пит-стопом - так почему же они не попробовали? В Lotus в этом году не раз получали преимущество, выбирая отличную от остальных тактику, но в Абу-Даби они просто делали то, что и другие.
Я думаю, что в Lotus ошиблись и в том, что позволили Райкконену начать гонку с последнего ряда стартовой решётки после его исключения из протокола квалификации. Они могли бы поступить мудрее, изменив настройки машины так, чтобы ему было легче обгонять, и стартовать с пит-лейн. При стандартных настройках машина недостаточно быстра, чтобы обгонять соперников на прямых.
На первом круге, когда в пелотоне идёт плотная борьба, очень легко попасть в аварию с кем-то из соперников, особенно когда ты быстрее, чем они. Райкконен пострадал именно из-за этого, столкнувшись с Caterham в первом повороте, после чего сошёл из-за поломки передней подвески. Если бы он стартовал с пит-лейн, он бы избежал этого риска, и всё равно почти наверняка опередил бы всех аутсайдеров ещё за первые полкруга гонки. Конечно, всегда неприятно начинать гонку с пит-лейн, но иногда нужно просто стиснуть зубы и сделать это.
Исключение Райкконена из протокола квалификации
Райкконен оказался на последнем ряду стартовой решётки из-за того, что его машина не прошла тест на жесткость передней части днища после квалификации. Жёсткость днища проверяется, потому что если оно изгибается, это может обеспечить значительное аэродинамическое преимущество.
В Lotus утверждали, что проблема возникла после того, как Райкконен ударил машину о поребрик в первой части квалификации - этот же аргумент они успешно использовали в Венгрии, когда аналогичная проблема возникла у Грожана.
Если днище было повреждено так рано, это означало, что машина потенциально имела преимущество вплоть до самого конца квалификации. В FIA отклонили доводы Lotus. Они видели, что другие машины переносили и более сильные удары, и не ломались, и они чувствовали, что в Lotus должны были сделать этот элемент надёжнее.
Тест на жёсткость должен помешать командам проектировать днище так, чтобы оно прогибалось под нагрузкой, обеспечивая большую прижимную силу. Никто не говорит, что в Lotus пытались это сделать, но команда наказана именно за то, что днище смещалось под контрольной нагрузкой, пусть даже и непреднамеренно. В конце концов, регламент говорит, что машина должна соответствовать правилам в любой момент времени, и команда должна это гарантировать.
Ferrari
В Ferrari по ходу всего уик-энда в Абу-Даби испытывали проблемы со скоростью, но Фернандо Алонсо смог финишировать на пятой позиции после старта с 10-го места. Алонсо, похоже, в последнее время немного растерял свою квалификационную форму, но в гонках по-прежнему очень силён.
В Ferrari отправились в гонку, не зная, будут они проводить один пит-стоп или два. Они пытались понять, как долго им удастся ехать на первом комплекте - Алонсо остановился на 16-м круге, а его напарник Фелипе Масса - на 18-м. Этого было достаточно, чтобы задуматься о тактике одного пит-стопа, но на втором отрезке износ шин оказался слишком велик и им пришлось отказаться от этих планов.
Шины Medium на машине Массы начали изнашиваться, и на 38-м круге команда позвала его на пит-стоп. До финиша оставалось 17 кругов, они боялись, что для Soft отрезок будет слишком длинным, так что он вновь получил Medium. Алонсо смог продержаться на трассе вплоть до 44-го круга и за 11 кругов до финиша получил Soft. Они знали, что на этих шинах Алонсо будет быстрее и сможет финишировать на хорошей позиции, даже если на последней паре кругов у него возникнут проблемы.
Я уверен, что это именно то, что должен был сделать Грожан - и если бы его шины разрушились менее чем за 10 кругов до финиша - команда поставила бы ему новый комплект Soft, а если на несколько кругов раньше - Medium.
Алонсо благодаря своей стратегии добился хорошего результата. Его выезд с пит-лейн оказался довольно драматичным, но я думаю, что он имел право сделать то, что он сделал. Всегда сложно понять, как поступить, если ваша машина поравнялась с кем-то в момент, когда вы выезжаете из боксов. Приподнять ногу с педали газа или атаковать? Он мог разбить машину - что в итоге едва не случилось - или получить штраф. В итоге не произошло ни то ни другое.
Фернандо получил сильный удар из-за контакта с поребриком, после гонки ему пришлось даже отправиться в медицинский центр, но это сработало. В конце концов, уик-энд, который не предвещал Ferrari ничего хорошего, они закончили на вполне приличных местах - пятом и восьмом.
Force India
Вторая половина сезона для Force India выдалась очень сложной. Они прекратили работу над машиной 2013 года очень рано - перед Гран При Великобритании, - сосредоточившись на 2014-м, а кроме того, они сильно пострадали из-за того, что после Сильверстоуна в Pirelli вернули конструкцию шин 2012 года. Возникли проблемы и им пришлось вновь переключиться на работу с машиной этого года, чтобы попытаться вернуть былую форму, потому что в Sauber добились прогресса и начали угрожать шестой позиции Force india в чемпионате.
Одна позиция в Кубке конструкторов стоит примерно 9 миллионов фунтов призовых, так что на это определённо стоит потратить некоторые усилия. Теперь же всё выглядит так, будто они снова в игре, особенно в плане гоночного темпа. Они провели уже несколько хороших гонок, а в Абу-Даби оба пилота выбрали стратегию одного пит-стопа, используя при этом разный порядок смены шин. Результатом стало шестое место для Пола ди Ресты и 10-е - для Адриана Сутила.
Хэмилтон по-прежнему испытывает проблемы
Льюис Хэмилтон претендовал на первый ряд стартового поля, пока у него не возникли проблемы на последнем круге квалификации, и он, возможно, лишился даже поула. В результате Льюис оказался четвёртым, но по ходу гонки откатился на седьмое место, в то время как его напарник по Mercedes Нико Росберг стартовал и финишировал третьим.
Я внимательно наблюдал за Хэмилтоном в Абу-Даби, и он очень много времени провёл в трафике. Когда Льюис пытается опередить соперника, он очень агрессивен. Он подъезжает вплотную, смещается в одну и другую сторону, а всё это влияет на шины. Подобные манёвры приводят к тому, что машина теряет примерно 20% прижимной силы, а кроме того она, как и шины, перегревается.
Росберг, пожалуй, ударяется в другую крайность. Он слишком осторожен, но, конечно, правильно делает, что не упирается в диффузор другой машины. Нынешние шины Pirelli очень легко перегреть, а когда это происходит, они изнашиваются гораздо быстрее. Хэмилтон страдает из-за своей агрессии.
Иногда нужно смотреть на вещи шире. Если вы не можете опередить соперника прямо сейчас, то нужно отстать, чтобы немного остудить шины и гарантировать, что вы сможете добиться успеха».