Британский журналист Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты гонки в Хоккенхайме...
Гран При Германии стал ещё одной гонкой в этом сезоне, где стратегия сыграла ключевую роль в плотной борьбе на дистанции. Чтобы верно трактовать результаты, важно понять действия команд и их решения по ходу гонки.
Для Нико Росберга гонка складывалась относительно просто. Стартовав с поула, он доминировал, проехал дистанцию с двумя пит-стопами и по шестой строчке в рейтинге лучших кругов понятно, что Нико не пришлось серьёзно атаковать.
На результаты гонщиков, боровшихся позади него, стратегия повлияла очень серьёзно, и во многих случаях решения пришлось принимать уже по ходу гонки, ведь условия в воскресенье были другими, чем в два первых дня уик-энда – температура асфальта снизилась более, чем на двадцать градусов.
Ещё одной переменной стал отказ от подвески FRIC, машины впервые в этом году должны были проехать 67 кругов без этой системы.
Ожидания перед гонкой
Это была первая гонка без подвески FRIC в этом сезоне. Из-за весьма агрессивного выбора Pirelli составов Soft и SuperSoft командам пришлось ещё более внимательно контролировать износ резины, чтобы определить оптимальную стратегию гонки. Из-за большой нагрузки в правых поворотах сдерживающим фактором стал износ левой передней шины.
При более прохладной погоде в гонке шины SuperSoft должны изнашиваться меньше, чем в пятницу и субботу, но вопрос был в том, сколько они продержатся после запрета на использование подвески FRIC – можно ли проехать дистанцию с двумя пит-стопами, или потребуются три?
Авария на старте и автомобиль безопасности
На этот раз Валттери Боттасу не удалось стартовать лучше, чем его ближайшим соперникам – Магнуссену и Массе. На входе в первый поворот Масса не знал, что Магнуссен сместился внутрь относительно Валттери, в итоге произошла серьёзная авария.
Стартовавший пятым Риккардо избежал инцидента, но откатился на 15-е место. Выехал автомобиль безопасности, но уже на втором круге он вернулся в боксы. Магнуссен провёл пит-стоп, получив комплект шин Soft, и выбрал длинный второй отрезок, чтобы попробовать отыграться.
Прорыв Хэмилтона через пелотон
После аварии в квалификации из-за поломки тормозного диска и вынужденной замены коробки передач Льюису Хэмилтону пришлось минимизировать потери. Он отыгрывал позиции чуть медленнее, чем ожидалось. Возможно, причина в том, что он стартовал на более жесткой резине, уступавшей SuperSoft около секунды на круге.
На 12 и 13 круге группа гонщиков – Хэмилтон, Риккардо и Райкконен – боролись за позиции с восьмой по десятую, серьёзно нагружая шины, которые из-за этого смогли проехать меньшую дистанцию, чем если бы они ехали по свободной трассе. Хэмилтон атаковал по внутреннему радиусу Райкконена и Риккардо, повредив торцевую пластину на машине Кими – Льюису повезло, что он не получил прокол.
На этой стадии гонки стало ясно, что у некоторых гонщиков шины SuperSoft очень сильно гранулируются, и Алонсо первым из группы лидеров отправился в боксы на 12-м круге, ясно обозначив стратегию трёх пит-стопов. Риккардо сменил резину на 13-м круге, Феттель – на 14-м, тоже планируя три пит-стопа.
Росберг и Боттас оттянули пит-стоп до 16 круга, попав в диапазон, позволяющий проехать дистанцию с двумя пит-стопами. Они оба выбрали более жесткий состав, стараясь поделить оставшуюся дистанцию на два примерно равных отрезка.
Хэмилтон стартовал на более жесткой резине, и в тот момент все следили за тем, сколько кругов он сможет проехать – это позволяло соперникам определиться с их собственными действиями.
Льюис старался оставаться на трассе максимально долго – на трассу упали несколько капель дождя, был риск, что он усилится. Поскольку эффективность шин начала снижаться, Хэмилтон позволил Боттасу проехать мимо на 20-м круге – борьба с финном за позицию в тот момент не входила в его планы – важнее было реализовать стратегию.
Хэмилтон провёл пит-стоп на 26-м круге, получив ещё один комплект более жестких шин, он вернулся на трассу восьмым и мог проехать гонку с двумя пит-стопами.
Это добавило McLaren и Ferrari уверенности в том, что с меньшим количеством топлива в концовке гонки они смогут проехать длинный отрезок на Soft. Для Баттона это решение имело неприятные последствия. Он сменил резину на 31 круге, когда до финиша оставалось ещё 36 кругов, но шины износились, и за шесть кругов до финиша ему пришлось провести третий пит-стоп.
Борьба Хэмилтона и Баттона
Дженсон сыграл важную роль в гонке Хэмилтона, в борьбе за позицию они столкнулись, что привело к повреждению переднего антикрыла на Mercedes.
Эти повреждения поставили под угрозу реализацию стратегии Хэмилтона – износ передних шин резко усилился, так что команде пришлось скорректировать планы, разделив оставшуюся часть гонки на два отрезка по 12 кругов на SuperSoft, чтобы попытаться навязать борьбу Боттасу за вторую позицию. Они не стали менять носовой обтекатель, поскольку это привело бы к потере десяти секунд.
На 41-м круге Боттас во второй раз сменил резину. До финиша оставалось 26 кругов на Soft, было понятно, что он ограничится двумя пит-стопами.
Стратегию Хэмилтона пересмотрели ещё раз, когда Сутила развернуло на 47 круге. Его машина заблокировала половину трассы, маршалам было непросто её эвакуировать, и в Mercedes среагировали на возможный выезд автомобиля безопасности, позвав Хэмилтона в боксы на пять кругов раньше, чем планировалось.
Решение было верным, ведь выезд автомобиля безопасности мог нарушить планы команды, но в дирекции гонки не стали её выпускать, в итоге финальный отрезок Хэмилтона на SuperSoft оказался слишком длинным, чтобы на финише бороться с Боттасом, к тому же машина Williams была очень быстра на прямых. Он не мог обогнать финна.
Фернандо Алонсо пытался проехать гонку с двумя пит-стопами, но был вынужден переключиться на три, как и гонщики Red Bull Racing, с которыми он боролся за позицию. Проблема в том, что в команде долго не могли принять решение, поэтому предпоследний отрезок получился слишком длинным, и он уступил Феттелю, но смог остаться перед Риккардо.
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com