Если Mercedes третий сезон подряд выигрывает почти все гонки, этому должно быть какое-то рациональное объяснение, и нельзя приписывать все успехи только мотористам из Бриксуорта, ведь точно такие же силовые установки стоят на машинах Williams и Force India, которые далеко не так быстры, как W07.
Не надо быть специалистом, чтобы понять: дело явно не только в двигателях, но и в очень эффективном шасси. Эксперты немецкого издания Auto Motor und Sport на основе инсайдерской информации, собранной в паддоке, попытались раскрыть секреты, спрятанные под корпусом серебристой машины.
Начнём с того, что впечатляющая скорость Mercedes связана не только с совершенной аэродинамикой, хотя и в этой области чемпионская команда применяет самые передовые и инновационные решения. Дело в том, что аэродинамический обвес работает более эффективно, именно благодаря хитрым гидравлическим системам, встроенным в подвеску W07, которые позволяют добиться исключительно стабильного поведения шасси практически на любых типах трасс. За счёт этого удаётся чётко контролировать воздушный поток, обтекающий машину.
В передней и задней части машины установлены гидравлические системы, которые позволяют поддерживать на нужном уровне дорожный просвет и на ходу менять жёсткость стабилизаторов поперечной устойчивости в зависимости от преодолеваемых участков трассы. По сути, это своего рода развитие темы подвески FRIC, официально запрещённой ещё в 2014 году, но тогда FIA наложила вето на системы, при которых взаимодействуют передняя и задняя части шасси, однако технический регламент не ограничивает применение решений, позволяющих за счёт применения тех или иных систем увязать работу упругих элементов подвески с левой и правой сторон машины. Как раз этим и воспользовались в Mercedes.
Специальный компьютер в режиме реального времени анализирует нагрузки на подвеску всех четырёх углов шасси, даёт необходимые команды гидравлическим системам, и в быстрых поворотах подвеска становится жёстче, а в медленных – наоборот, более мягкой. Меняется и клиренс: на прямых дорожный просвет уменьшается, на неровностях и при атаке высоких поребриков – увеличивается, за счёт чего достигается оптимальная работа подвески и улучшается механическое сцепление с трассой.
В свою очередь, как уже было отмечено, относительно стабильным остаётся и воздушный поток, обтекающий машину. Косвенный, но важный плюс: Mercedes проще, чем другим командам, поддерживать температуру шин в необходимом рабочем диапазоне.
До этого сезона такая «умная» подвеска применялась только Mercedes, но, по информации Auto Motor und Sport, с 2016 года подобные системы появились на машинах Red Bull Racing, хотя пока они не столь эффективные и сложные, как у чемпионской команды. В любом случае, именно этим объясняется прогресс Red Bull, поскольку внешне машина RB12 по ходу сезона практически не меняется, хотя едет всё быстрее.
Ещё один немаловажный момент: хороших специалистов по таким системам очень мало, и не случайно в McLaren пытались переманить из Mercedes руководителя отдела динамики шасси Лоика Серра, однако в Брэкли смогли этому воспрепятствовать. А вот Red Bull удалось заполучить Пьера Ваше, одного из специалистов по подвеске, работавшего в Mercedes. Кстати, как и Серра, он начинал свою карьеру в Michelin.
А теперь о главной хитрости Mercedes. Если в задней части машины достаточно места для размещения гидравлических элементов подвески, то впереди довольно сложно найти возможность органично скомпоновать амортизаторы, пружины, резервуары со специальной технологической жидкостью и трубопроводы. И вот здесь в Брэкли пошли на шаги, легальность которых вызывает вопросы.
Все размеры передней части шасси строго определены техническим регламентом. У Mercedes она наклонена вперёд сильнее, чем на машинах других команд, но внешне это не слишком бросается в глаза, поскольку именно здесь размещены элементы гидравлики, а сверху все эти системы закрывает декоративный кожух. Поскольку в регламенте чётко не прописано, что относится к шасси, в Брэкли этим воспользовались и считают этот кожух тоже частью шасси.
Ближе ко второй половине сезона соперники Mercedes начали догадываться о секретах, скрытых под корпусом W07, и вынесли этот вопрос на совещание технических директоров команд, состоявшееся после Гран При Италии в прошлый вторник. Не исключено, что в FIA могут запретить подобные компоновочные решения, и федерация постарается внести соответствующие изменения в технический регламент, но для этого необходимо, чтобы все команды единогласно это поддержали – включая Mercedes. Вряд ли стоит на это рассчитывать, тем более, возможно, против проголосуют и в Red Bull.