1. Льюис Хэмилтон (Mercedes)
2. Нико Росберг (Mercedes)
3. Себастьян Феттель (Ferrari)
Вопрос: Льюис, это ваш пятый поул в Монце – прежде такое удавалось только Айртону Сенне и Хуану-Мануэлю Фанхио, но больше всего впечатляет ваше преимущество над соперниками. Что вы чувствуете?
Льюис Хэмилтон: Разумеется, я очень доволен – только накануне этого уик-энда я узнал о таком рекорде, и, конечно, где-то в подсознании это осталось – я лишь надеялся, что это не станет отвлекающим фактором. Я чрезвычайно горд, что оказался в одной компании с такими великими гонщиками, как Сенна и Фанхио – я и представить не мог, что моё имя будет упоминаться в одном контексте с ними.
Но в этот уик-энд я чувствую настоящую уверенность в своих силах, поэтому сегодня смог показать свой лучший результат, особенно на последнем круге, и это было здорово. Легендарная трасса, множество болельщиков – спасибо всем, кто пришел на трибуны. Команде удалось добиться невероятных успехов – мне просто повезло, что в Формуле 1 я представляю Mercedes. В свое время я принял верное решение.
Вопрос: Нико, за последние два года вас с Льюисом, как правило, разделяли считанные доли секунды, но сегодня отрыв довольно большой. Чем это объясняется?
Нико Росберг: Льюис выдал несколько отличных кругов. Для меня уик-энд складывается неплохо, сегодня я показал хороший результат, но его оказалось недостаточно.
Вопрос: Себастьян, в финале после первой попытки Кими Райкконен был впереди, но вам удался хороший круг буквально под занавес сессии, притом вы несколько шире вышли из Parabolica. Расскажите об этом…
Себастьян Феттель: Я был не очень доволен первой попыткой в финале квалификации. Немного потерял ритм, но затем смог проехать хороший круг. В последнем повороте я действовал на пределе и едва не потерял контроль над машиной, из-за чего довольно поздно начал разгон. На первом секторе я потерял время относительно своего графика во второй сессии, но смог отыграться на втором и третьем секторах.
С одной стороны я рад за команду, поскольку нам удалось завоевать второй ряд на старте, с другой, я недоволен тем, что отставание от соперников оказалось достаточно большим. Кажется, что сегодня они выступали в своей собственной лиге, но кто знает, как завтра будут развиваться события.
Приятно, что у нас такая большая поддержка в Монце. В прошлом году она была феноменальной, но в этом году кажется ещё большей. На каждом круге болельщики на трибунах вставали со своих мест и приветствовали, размахивая флагами. Я благодарен тифози за это. Надеюсь, завтра мы сможем отблагодарить их результатами.
Вопрос: Льюис, стратегия Mercedes кажется очевидной – завтра вы с Нико стартуете на Soft, что позволяет рассчитывать на единственный пит-стоп, но есть ли опасения насчет поврежденного комплекта шин? Во второй сессии мы слышали, как по радио вы сказали команде, что хотите проехать еще одну попытку, поскольку повредили шины. Это может стать сдерживающим фактором на первом отрезке гонки?
Льюис Хэмилтон: На одном из кругов в первом повороте я немного заблокировал колёса, но не слишком сильно повредил шины, просто перед гонкой всегда хочется, чтобы всё было идеально. Собственно, в той попытке я ехал с опережением графика, но потерял преимущество в заключительном повороте. Как бы то ни было, проплешина минимальная, она почти не чувствуется, так что не думаю, что это создаст какие-то проблемы.
Вопрос: Льюис, еще немного статистики, которая вам наверняка понравится. В Монце поул гораздо важнее, чем в Монако – с 2000 года с первой позиции здесь было одержано тринадцать побед, тогда как в Монако – только десять. Почему так?
Льюис Хэмилтон: Вероятно, мне неизвестны все факты, но в Монце требуется низкая прижимная сила, здесь можно обгонять, но для успешной атаки нужно иметь преимущество в скорости почти в секунду на круге. В квалификации нужно ехать не менее чем в шести секундах от соперника, иначе будет мешать возмущенный воздушный поток. На длинных прямых турбулентность сохраняется дольше, чем ближе ты подъезжаешь к сопернику, тем больше теряешь в прижимной силе, а в Монце у нас её и без того мало. Думаю, дело в этом.
Вопрос: Нико, завтра у вас будет шанс побороться с Льюисом на первых метрах. Старт в Монце всегда напряженный, но, полагаю, вам хочется отыграться за прошлогодний сход, добившись хорошего результата…
Нико Росберг: Ни о чем таком я не думаю, а сосредоточен исключительно на гонке. Старт со второго места даёт шансы на победу, было бы здорово добиться отличного результата в Италии, поскольку для меня это особенное место, я отчасти ощущаю себя итальянцем.
Вопрос: Себастьян, в нынешнем сезоне вам пока не удается квалифицироваться в первом ряду, но как вы оцениваете доработанную силовую установку, подготовленную командой к этому уик-энду? Как она сработала, если учесть, что сегодня вам удалось опередить Red Bull Racing и Williams?
Себастьян Феттель: Обновленная силовая установка функционирует так, как предполагалось. Парни на базе активно работали и с шасси, и с мотором – в Монце требуется низкая прижимная сила, и здесь у нас соответствующий аэродинамический обвес. С силовой установкой мы добились прогресса, но, похоже, соперники тоже не стояли на месте. Не мы одни готовим новинки. Другие поступают так же, потому нужно успевать готовить больше новых решений, и они должны быть эффективнее.
Впрочем, сезон ещё не завершен, в предыдущих двух гонках машина ехала заметно лучше, чем несколькими этапами ранее. Тогда нам не подходили трассы, уик-энд складывался неудачно, мы сами себе создавали проблемы, но в Германии и Бельгии команда вернулась на правильный путь. Насчет завтрашнего дня мы можем чувствовать себя вполне уверенно, и после отъезда из Монцы вряд ли это ощущение изменится: на оставшихся трассах мы должны быть вполне конкурентоспособны, так что концовка сезона будет захватывающей.
Вопросы с мест
Вопрос: (Петер Фаркас) Себастьян, на трассе с небольшим количеством поворотов восемь десятых – серьезная разница. Вчера Маттиа Бинотто сказал, что силовые установки обеспечивают разницу в три десятых – где скрывается остальные пять? Вы уступили заметно больше, чем год назад…
Себастьян Феттель: Мы сами недовольны тем, что уступили больше. На результат влияет множество факторов, Льюис сказал, что был полностью доволен машиной – мы тоже были довольны SF-16T с начала уик-энда, но в квалификации что-то не сработало.
Если всё же проводить сравнения, ни для кого не секрет, что в квалификации в Mercedes имеют возможность повышать мощность своих моторов, но в гонке их преимущество несколько меньше, поскольку они – мне хочется в это верить – не могут эксплуатировать мотор в таком режиме на всей дистанции. Отчасти это объясняет большое отставание – кроме того, нужно понимать, что мы сами пока недостаточно быстры. Добиться оптимального сочетания шасси и мотора невероятно трудно, мы отстаем в обоих аспектах, необходимо отыгрываться. Задача непростая, если знаете, как её решить – добро пожаловать в команду.
Вопрос: (Ливио Орихио) Льюис, не могли бы вы рассказать подробнее о своем фантастическом круге? Нико, были ли у вас какие-либо сложности с машиной, которыми можно было бы объяснить отставание почти на полсекунды?
Льюис Хэмилтон: Не помню, что я говорил раньше… Машина ехала здорово, по ходу квалификации результаты только улучшались. Во второй сессии первый круг был так себе, на втором я шёл с опережением, но не закончил попытку…
Впрочем, завершающие два круга оказались фантастическими. Первый уже стал неплохим ориентиром, но я чувствовал, что есть резерв, и заключительный круг проехал чисто. Уже на выходе из первого поворота я опережал график на одну десятую, после чего постепенно наращивал преимущество, отыграв в восьмом, девятом, десятом и последнем повороте.
Parabolica – невероятный поворот: скорость, с которой мы к нему подлетаем, и уровень сцепления с асфальтом, позволяющий держать максимально высокий темп, просто феноменальны. Перед поворотом и после него расположены длинные прямые, потому крайне важно добиться оптимального баланса, не тормозить слишком сильно, не входить в него слишком быстро, не терять в средней части, чтобы обеспечить себе хороший выход… Это одна из самых непростых задач.
Вопрос: Нико, у вас были какие-то проблемы?
Нико Росберг: Нет, разве что Льюис провел свою лучшую квалификацию за долгое время.
Вопрос: (Флавио Ванетти) Себастьян, нам показалось, что в финальной попытке вы выехали за пределы трассы в Parabolica. У вас было такое же ощущение, или всё в норме?
Себастьян Феттель: Я выехал за пределы трассы двумя колесами, так что всё в порядке – и я потерял на этом время. К тому моменту я уже заметно превосходил собственный результат, показанный во второй сессии, но сам финальный поворот прошел точно так же, ничего в нём дополнительно не отыграв.
Вопрос: (Барна Жолдош) Себастьян, Кими стартует позади вас, и есть шанс, что в первом повороте вы с ним окажетесь бок о бок. Станете ли вы действовать более осторожно?
Себастьян Феттель: Как правило, сражаясь с напарником, ты уже действуешь осторожнее, в этом плане ничего не меняется. Мы проанализировали произошедшее в Спа – инцидент начался не позади меня, а рядом, так что в этот раз задача для меня и Кими – хорошо сорваться с места. До первого поворота здесь длинный отрезок, если на старте всё пройдет гладко, выбранные шины должны обеспечить преимущество, так что посмотрим.
Вопрос: (Агрис Лаузиниекс) Льюис, вы часто ссылаетесь на веру. Какое место в вашей жизни занимает религия? Как вы молитесь, и когда в последний раз ваши молитвы были вознаграждены?
Льюис Хэмилтон: Это очень личная тема. Конечно, религия занимает важное место в моей жизни, я каждый день получаю ответ на свои молитвы. Мне повезло заниматься любимым делом, у меня замечательная семья, верные друзья, я посещаю много красивых стран. Впрочем, я никогда не просил о чем-либо в молитвах, разве что о том, чтобы со всеми всё было в порядке – по большей части так и получается.
Вопрос: (Петер Хартиг) Себастьян, как вы справляетесь с мыслью, что итальянские болельщики в домашней для Ferrari гонке ждут только победы?
Себастьян Феттель: Их желание вполне естественно. Перед началом уик-энда я говорил, что этап в Монце настал вовремя – здесь у нас потрясающая поддержка, а мы в ней очень нуждаемся, она придает силы. Не сомневаюсь, болельщики были бы рады нашей победе, но они понимают, что после отставания в восемь-девять десятых в квалификации шансы на победу в гонке ничтожны. Нужно оставаться реалистами – здесь мы не являемся фаворитами.
Разумеется, мы постараемся что-то предпринять, и болельщики, уверен, смогут оценить нас объективно: если команда добьется хорошего результата, они вознаградят её за это. Но, конечно, в домашней гонке основная цель – победа. В Монце – лучший подиум во всем чемпионате, и стоять на нём в красном комбинезоне – это самый желанный вариант. Потому всё внимание старту, первому повороту, первому кругу, а там посмотрим. Приятно понимать ожидания людей, но нельзя забывать, что путь к успеху состоит из множества небольших шагов, начинающихся уже сейчас, когда мы знаем, с какой позиции будем стартовать, и понимаем, что нужно делать.
Вопрос: (Лионель Фруассар) Себастьян, что произошло с вашим носом?
Себастьян Феттель: После квалификации я забрался на защитную сетку, чтобы приветствовать болельщиков, но не заметил натянутый трос и ударился о него носом.
Вопрос: (Ральф Бах) Господин Феттель, полагаете, присутствующего здесь господина Маркионне устраивает тот факт, что вы уступили Mercedes почти секунду?
Себастьян Феттель: Господин Маркионне – реалист. Перед квалификацией он понимал, что мы не являемся фаворитами, но каждый сотрудник команды хочет поскорее это изменить.
Мы не шокированы скоростью Mercedes. Прежде всего, нужно отдать им должное – они сработали очень здорово, у них сильная команда, их гонщики почти не допускают ошибок, чисто проводят уик-энды, и если нам удалось оказаться сразу за ними – это хорошо, поскольку планка крайне высока.
Конечно, такой расклад не устраивает ни нашего президента, ни нас самих, но нам нужно делать то, что в наших силах, и полагаться на имеющиеся ресурсы. Мы понимаем, что необходимо прибавить, ну а на завтра цель очевидна. Нет смысла выходить на старт, если думаешь, что не способен победить, но нужно оставаться реалистами: да, Mercedes – фавориты, но мы постараемся навязать им борьбу.
Вопрос: (Петер Фаркас) Льюис, здесь разница между вами и Нико оказалась больше, чем на других трассах, и если год назад она составляла три десятых, то сегодня почти пять. В чем секрет? Что позволяет вам столь уверенно выступать на этой трассе, требующей предельно низкой прижимной силы?
Льюис Хэмилтон: У меня нет интересного ответа. Монца – трасса жестких торможений, в этом она напоминает картодром, поскольку здесь точно так же приходится буквально бросать машину в поворот. Возможно, вам следует адресовать этот вопрос Нико, а я просто стараюсь всякий раз выступать на максимуме. Мне нравится бывать в Италии, и по каким-то причинам у меня здесь всё получается.
Перевод: Валерий Карташев