Новые положения технического регламента, в целях экономии ограничивающие модернизацию машин, вводят довольно сложную систему условных баллов, строго регламентирующую возможности команд, и об основных положениях этой системы мы рассказывали.
Но совершенной её не назовёшь, поскольку ей присущ ряд особенностей, которые ставят команды чемпионата в неравное положение.
Вот наиболее яркий пример: из-за того, что McLaren в следующем году переходит на силовые установки Mercedes, на это будут израсходованы оба условных балла, после чего она не сможет вести дальнейшую доработку машины. А некоторые клиентские команды, напротив, не потратят ни одного балла, и у них останется право использовать их тогда, когда они сочтут нужным.
Сама идея введения условных баллов, подробно изложенная в Статье 22 Технического регламента, неплоха, но у неё есть оборотная сторона, поскольку команды оказались как бы поделёнными на три класса.
Те из них, которые полностью или в основном самостоятельно занимаются всеми разработками, имеют в своём распоряжении два условных балла – это Mercedes, Ferrari, Red Bull, Renault и Williams.
А вот McLaren, Haas и, возможно, Alfa Romeo либо уже остались без этих баллов, либо они будут частично потрачены. К команде из Уокинга мы ещё вернёмся, а что касается клиентов Ferrari, то у них связаны руки: если Скудерия потратит свои условные баллы на доработку тех компонентов, которые приобретают у неё Haas и Alfa Romeo, то эти баллы «спишутся» и у них.
В самом выгодном положении из команд середины пелотона оказались Racing Point и AlphaTauri.
Команда Лоуренса Стролла, которая в следующем году будет переименована в Aston Martin, скопировала прошлогоднюю машину Mercedes. Кроме силовых установок, она приобретает у чемпионской команды коробки передач и подвеску образца предыдущего сезона, а на эти компоненты система условных баллов не распространяется. И если в ходе подготовки к 2021 году Racing Point будет ориентироваться на машину W11, она опять же не потратит ни одного условного балла.
Вот и получается, что в новом регламенте изначально кроются возможности для злоупотреблений, и он ставит команды в разные условия. Поскольку в McLaren меняют поставщика силовых установок, это предполагает, что команде придётся адаптировать шасси под двигатели Mercedes, что также повлечёт переделку трансмиссии, задней подвески и системы охлаждения. На это неизбежно придётся потратить оба условных балла.
«Процесс интеграции (силовых установок Mercedes и шасси McLaren) будет проходить под строгим контролем FIA, чтобы мы не занимались модернизацией периферийных узлов и систем больше, чем это разрешено, – прокомментировал Андреас Зайдль, руководитель команды McLaren. – Нам приходится идти на такой компромисс.
Переход на ограниченные бюджеты и снижение их верхней планки были важны для нас. Поэтому нам приходится идти на уступки в других областях. Но нам не нравится, что клиентские команды получили свободное право дорабатывать коробки передач и подвеску в 2020 году, и на это им не придётся тратить условные баллы.
Мы с самого начала обращали внимание FIA на то, что это может стать проблемой. Нам пообещали, что доработка будет идти лишь в разумных пределах. Но только сейчас становится понятно, что в регламенте появилась новая лазейка.
Это несправедливо по отношению к нашей ситуации, ведь мы подписали контракт о переходе на силовые установки Mercedes ещё до кризиса. В настоящее время мы обсуждаем это с FIA. В Renault и Ferrari тоже недовольны системой условных баллов».
Если федерация прислушается к McLaren, и будут предприняты некие шаги, чтобы поставить все команды в более равные условия, то у Racing Point и AlphaTauri, которая тоже получает от Red Bull Racing КПП и подвеску прошлогоднего образца, могут возникнуть проблемы.
Либо им придётся принять, что при переходе на узлы и агрегаты образца 2020 года у них тоже будут списаны условные баллы, как это произойдёт в случае с McLaren, либо они будут вынуждены и в следующем сезоне использовать такие же коробки передач и системы подвески, какие стоят на их машинах сейчас. А это в свою очередь создаст дополнительные сложности, ведь если они планируют ориентироваться на машины 2020 года (в Racing Point – на W11, в AlphaTauri – на RB16), то что-то придётся переделывать, поскольку прошлогодние узлы могут просто не подойти.