Долгожданный визит в Москву команды McLaren стал возможным, в частности, благодаря поддержке, которую организаторам Bavaria Moscow City Racing оказала компания ExxonMobil, производитель моторных масел, объединенных брендом Mobil 1.
Гоночные масла Mobil 1 давно и успешно применяются в двигателях Mercedes - в этом сезоне они стоят на машинах McLaren, Brawn GP и Force India. В 2009-м году мы практически не видим технических сходов гонщиков этих команд, что свидетельствует как о высокой надежности моторов, так и о качестве горюче-смазочных материалов, в них используемых.
Интересно, что бензин, предназначенный для машин Формулы 1, состоит примерно из 200 различных ингредиентов, хотя при этом на 99% идентичен высокооктановому топливу, которое предлагается на большинстве европейских заправок. Возможно, с маслами картина несколько иная, но и здесь вполне заметно сходство с продуктами Mobil 1, доступными рядовым автомобилистам.
Среди особых гостей, приехавших на Bavaria Moscow City Racing, был и руководитель спортивных программ Mobil 1 Харри Шэблом, и F1News.Ru воспользовался этим, чтобы задать ему несколько вопросов. В частности, нас интересовало, сколь в действительности велика разница, между маслом Mobil 1, популярным у российских автомобилистов, и тем, что заливается в гоночные V-образные «восьмерки»?
Харри Шэблом: «Прежде всего, я хотел бы сказать, что российские потребители очень придирчивы к качеству, и именно поэтому, наверное, Mobil 1 очень быстро завоевал позиции в России. Что касается Формулы 1, то состав масел, которые там используются, совпадает с базовым продуктом, который продается в магазине, более чем на 50%.
В маслах, разработанных нами для Формулы 1, мы испытываем новые виды присадок, новые ингредиенты. То же самое относится и к топливу: мы используем базовый неэтилированный бензин, соответствующий очень жестким стандартам и содержащий как минимум 5,75% биотоплива.
Мы стараемся поднять эффективность работы гоночных двигателей, увеличить их надежность и ресурс за счет применения новых видов присадок, новых технологий. В дальнейшем часть новых разработок используется и в базовых продуктах Mobil 1, что способствует повышению их качества.
Можно привести простой пример: когда Дэвид Култхард выиграл Гран При Австралии 1997-го года, в двигателе его McLaren-Mercedes MP4-12 было масло с противоизносной технологией SuperSyn. Но к 2003-му году мы уже использовали ее в базовых продуктах, и используем до сих пор».
Формула 1 или любой другой крупный чемпионат – это чрезвычайно жесткая конкурентная среда. В напряженной борьбе людей и моторов нет мелочей, и успех в Гран При зависит от множества различных факторов, в том числе, разумеется, и от качества горюче-смазочных материалов.
«В настоящее время двигатели Формулы 1 омологированы, и их дальнейшая модернизация “заморожена”, но в рамках заданных стандартов можно улучшать качество топлива и смазочных материалов, и они начинают играть ключевую роль, – объяснил Харри Шэблом. – Наша задача – поддерживать мощность двигателя в течение всей его жизни, т.е. масло и топливо должно сохранять мотор в чистоте. Качество бензина и смазочных материалов также влияют и на экономию топлива.
Мы поставляем наши продукты половине команд Формулы 1, и наблюдаем интересную тенденцию: двигатели разных производителей заметно различаются по характеристикам. В настоящее время каждый гонщик в течение сезона может использовать 8 моторов. Пока команды укладываются в эту норму, но если кому-то придется использовать 9-й мотор, то за этим последуют штрафные санкции.
Думаю, команды, с которыми мы работаем, чувствуют преимущества нашего топлива и смазочных материалов, поскольку уже понятно, что им нужно меньше моторов, чем конкурентам».
Действующий мораторий на дальнейшую модернизацию двигателей ставит производителей горюче-смазочных материалов в жесткие рамки. Например, по мнению экспертов журнала F1 Racing, в настоящее время вести разработки новых, более эффективных сортов топлива достаточно затруднительно, поэтому сейчас в течение сезона появляется максимум две-три новых разработки. Дополнительные сложности связаны с запретом на тесты. В этой ситуации основной акцент делается на улучшении свойств ГСМ, влияющих на увеличение ресурса двигателя.
Это полностью соответствует тем целям, которые ставит перед собой автогоночное сообщество, когда последовательно борется за снижение расходов в Формуле 1. Кроме того, все более актуальное значение приобретают и вопросы экологии.
Харри Шэблом: «Ассоциация FOTA постоянно занимается вопросами снижения уровня расходов в Формуле 1, и мы, разумеется, тоже вносим свой вклад в эту работу. В частности, занимаемся вопросами экономии топлива. Кстати, в следующем году будут запрещены дозаправки, и на гонки не надо будет привозить заправочное оборудование. Это уже позволит сэкономить значительные средства.
Перейдя на масла типов 0W-20 и 0W-30, о которых еще несколько лет назад никто даже не слышал, мы получили прирост ресурса моторов и их надежности, и добились экономии топлива. Также постоянно идет работа над повышением его качества.
Если говорить об экологии, то, как я уже упоминал, в бензине содержится 5,75% биотоплива. И мы продолжаем работать в этом направлении».
В компании ExxonMobil искренне надеются, что знакомство нашей страны с Формулой 1, начавшееся с автогоночного шоу Moscow City Racing, продолжится, и в будущем в календаре чемпионата мира появится и российский этап.
В частности, поэтому Mobil 1 помог команде McLaren приехать в Москву, заявил Харри Шэблом: «Мы уже 15 лет сотрудничаем с McLaren Mercedes. Наше партнерство складывается очень плодотворно, и команда оказывает нам большую поддержку. Поэтому и мы в свою очередь готовы поддержать McLaren.
Надеемся, что однажды гонка Формулы 1 пройдет и в России, мы видим, как много здесь болельщиков. К тому же, потребители продукции Mobil 1 хотят увидеть интереснейшее запоминающееся шоу, и если мы можем им помочь, то в наших интересах сделать это».