1. Марк Уэббер (Red Bull Racing) - 1 час 36 мин. 43.310 сек.
2. Себастьян Феттель (Red Bull Racing) - 1 час 36 мин. 52.562 сек.
3. Фелипе Масса (Ferrari) - 1 час 36 мин. 59.216 сек.
Вопрос: Марк, вернемся к ноябрьским событиям – вы лежите на дороге со сломанной ногой и думаете, что карьера подошла к концу, однако сегодня вы – победитель гонки! Что вы чувствуете?
Марк Уэббер: Потрясающая гонка! После Сильверстоуна я очень-очень хотел победить – там у меня тоже были неплохие шансы, но здесь я взял поул и вполне мог рассчитывать на успех. Единственное, что могло помешать мне или доставить определенные неприятности – это дождь, но, к счастью, он не пошел. Сегодняшняя победа стала своего рода испытанием – да, я совершенно проиграл Рубенсу на старте, подумал, что он ушел влево и начал смещаться на правую сторону, зацепив его машину, хотя это никак не соответствует моему стилю. В итоге я получил штраф с проездом по пит-лейн, вынужден был отыгрываться – мой инженер успокоил меня, и в нужные моменты я ехал на пределе, так что это действительно замечательное достижение!
Зимой мне на самом деле пришлось нелегко, но на тестах Себастьян с успехом продемонстрировал, на что способна наша машина, и это сохранило мою мотивацию в период восстановления – кроме того, мне помогали потрясающие специалисты. Команда терпеливо ждала моего возвращения, и я хочу поблагодарить Дитриха Матешица и Red Bull за все, что они сделали. Соотечественники постоянно поддерживали меня, но, разумеется, были и те, кто сомневался в моих способностях – что ж, им большой привет! Это знаменательный день для всех тех, кто помог мне добиться успеха.
Вопрос: Себастьян, сегодня вам тоже пришлось выкладываться по максимуму. Ваши мысли о гонке и первой победе Марка?
Себастьян Феттель: Во-первых, мои поздравления – сегодня Марк был непобедим! Он оказался быстрее всех нас, целиком заслужил этот успех, а я доволен собственным результатом – в конце концов, мне удалось отыграться.
Я неудачно стартовал, рядом сразу же оказались машины с KERS: меня прошли оба гонщика McLaren, Фелипе – я начал гонку четвертым, а к первому повороту оказался восьмым!
На первом отрезке пришлось действительно нелегко – я попал в плотную группу из четырех-пяти машин, мог ехать быстрее, но не имел возможности пройти Фелипе: он всякий раз использовал специальную кнопку, и хорошо, что стратегия позволила мне выйти на второе место – правда, Масса прессинговал до самого финиша, но мы завоевали очередной дубль, чему я очень рад.
Впрочем, было бы ложью утверждать, что я в восторге от второго места – да, мне хотелось выиграть, но сегодня Марк сработал чуть лучше. Мы ведем неплохую борьбу, наша машина очень конкурентоспособна, и я с нетерпением жду следующей гонки.
Вопрос: Фелипе, специальная кнопка, или нет, но сегодня вам пришлось бороться колесо в колесо, чтобы впервые в этом сезоне финишировать на подиуме…
Фелипе Масса: Честно говоря, я скучал по подиуму! Мне удался фантастический старт, я сразу прошел нескольких соперников. Как и у большинства гонщиков, на первом отрезке у меня возникли проблемы с мягкой резиной, но, к счастью, удалось удержать Себастьяна позади. Когда мы перешли на второй комплект шин, было очень важно поддерживать неплохую скорость – я очень рад, что мы не ошиблись со стратегией, отлично сработали в боксах, и этот подиум наверняка мотивирует всех нас на продолжение работы и подготовку хорошей машины для оставшихся гонок, и для следующего сезона!
Вопрос: Марк, вы упомянули стартовый инцидент с Рубенсом – многие говорят, что вы действовали слишком агрессивно. Расскажите об этом…
Марк Уэббер: Мой старт не назовешь фантастическим – я сместился в сторону, а как только задел Рубенса, подумал: «Ага, он уже здесь». Для меня самого это стало сюрпризом, кроме того, я, кажется, зацепил Льюиса Хэмилтона – если это был именно его McLaren – и слегка повредил переднее антикрыло. Впрочем, учитывая наличие машин с KERS, расположение зеркал заднего вида и конфигурацию аэродинамики мы все находимся в одинаковой ситуации – в первом повороте нам пришлось действительно несладко, но, к счастью, обошлось без последствий.
Вопрос: Себастьян, вы боролись не только с Фелипе. Пожалуй, каждый из вас стремился во что бы то ни стало удержать позицию…
Себастьян Феттель: Да, мне было нелегко атаковать Фелипе – он умело оборонялся и удачно использовал KERS, особенно на спусках. Я находился в слипстриме, но не мог подобраться чуть ближе и концу прямой уже ехал на предельных оборотах – к тому же, он все время занимал внутренний радиус. Иногда мне казалось, что Фелипе вот-вот оторвет мне переднее антикрыло – приходилось быть предельно осторожным.
Вопрос: Фелипе, а вы что думаете? Жесткая, но честная схватка?
Фелипе Масса: Это гонка – в любом случае, у нас есть KERS, которая помогает обороняться или атаковать. Впрочем, если бы мне предложили обменять систему на прибавку в прижимной силе, я бы незамедлительно согласился.
Вопрос: Марк, сегодня у вас было большое преимущество в скорости над Brawn GP, а впереди еще половина сезона – полагаете, вам по силам побороться за титул и Кубок Конструкторов?
Марк Уэббер: Да, мы по-прежнему претендуем на двойную победу, а работа, проводимая в Милтон-Кинсе нашими парнями и Эдрианом Ньюи, приносит результат. Они создали поразительную машину, и хотя сейчас Brawn заслуженно лидируют в зачете Кубка Конструкторов, мы не намерены сдаваться. Я и Себастьян делаем всё, чтобы выступать стабильно хорошо на всех трассах чемпионата, Renault предоставляет нам отличные моторы, а команда выкладывается по максимуму. Теперь самая большая проблема для Red Bull – построить комнату для спортивных трофеев! Нам нравится сражаться с Ferrari и McLaren, ведь одержать верх над топ-командами – большая честь! Несомненно, они еще заявят о себе, но сегодня наш день.
Вопрос: Марк, каково это? Планируете повторить?
Марк Уэббер: Надеюсь! Хочется верить, что с победами все происходит точно так же, как с мускулами – появился один, появятся и другие. В этом году я впервые получил шанс выиграть гонку – у меня было несколько вторых мест, но сегодня я, наконец, добился успеха, причем главное то, что победа не досталась мне просто так – пришлось постараться.
Я стартовал с поула, и без штрафа гонка могла быть более комфортной, правда, она и так получилась вполне предсказуемой. Да, присутствовал трафик, кто-то из соперников, вроде Себастьяна, ехал довольно быстро, но мне уже приходилось бывать в подобных ситуациях, так что первая победа оказалась не такой уж и сложной.
Хочу поблагодарить команду за то терпение, с которым она помогала мне зимой вернуться в привычную форму, а также за невероятную работу по созданию этой фантастической машины!
Вопрос: Насколько трудным было восстановление после травмы? Вы пришли в норму уже к началу сезона?
Марк Уэббер: Пожалуй, я был излишне самонадеян, полагая, что успею восстановиться к зимним тестам, однако этого не произошло – нога заживала очень долго, кости были скреплены металлической пластиной, и выздоровление требовало времени. Хорошо, что гонка в Мельбурне была перенесена на более поздний срок – кроме того, мне помогали поистине фантастические люди вроде моего физиотерапевта Роджера Клири.
В начале января даже упражнения в бассейне давались очень нелегко, но всегда найдется тот, кому приходится еще тяжелее: я сохранял оптимизм, и, глядя на результаты Себастьяна, понимал, что машина будет очень быстрой – это лишь усиливало мое желание поскорее вернуться за руль!
Вопрос: Не кажется ли вам несколько ироничным ваше сегодняшнее преимущество над Себастьяном по сравнению с его собственным преимуществом над вами в Сильверстоуне три недели назад?
Марк Уэббер: Да, я думал об этом и, кажется, понимаю, что чувствовал Себастьян – приятно контролировать ход гонки. На первом отрезке Гран При Великобритании меня сдерживал Баррикелло, а всем известно, насколько трудно обогнать в Сильверстоуне. Brawn тормозят очень поздно, за ними не так-то просто удержаться.
Возможно, в Малайзии, Бахрейне и на некоторых других автодромах есть какой-то шанс, но в быстрых поворотах атаковать практически невозможно, а если добавить KERS… Даже если у соперников возникают проблемы, провести обгон очень нелегко – только при хорошей квалификации и свободной трассе можно рассчитывать на успех.
Вопрос: По-вашему, штраф был обоснованным? Вам не казалось, что на этом все закончилось?
Марк Уэббер: По-моему, он был излишне жестким – возможно, стюардам хотелось обострить ситуацию. Агрессия – не мой стиль: я ненадолго упустил Рубенса из виду, сместился в сторону, подставил самого себя и дернулся обратно с мыслью: «Господи, он уже там!»
Возможно, со стороны все выглядело намного серьёзнее – я представлял, за что меня могут наказать, но полагал, что в результате контакта с McLaren в первом повороте сам потерял часть переднего антикрыла, и не мог поверить, что стюарды назначили штраф!
Я был потрясён, узнав о проезде через пит-лейн, ведь я рассуждал: «Неплохо, я еду позади Рубенса, он заправлен чуть меньше, всё под контролем». Подобное наказание не назовешь легким, пришлось отыгрываться – кроме того, я был очень огорчен и всерьёз рисковал превысить скорость на пит-лейн. Все закончилось благополучно, хотя финал мог быть другим.
Вопрос: В конце гонки вы сбросили темп – знали о преимуществе?
Марк Уэббер: Да, и старался держаться подальше от поребриков. В пятницу у Себастьяна возникли проблемы в первом повороте, поэтому я старался ехать посередине трассы. Нет никакого смысла финишировать с двадцатисекундным преимуществом вместо десятисекундного – как говорил Джек Брэбэм: «Побеждай с минимально возможной скоростью», что я и сделал.
Вопрос: Интересно – две проблемы в первом повороте. Все дело в неровностях асфальта?
Марк Уэббер: Там есть небольшая кочка, но дело не только в этом конкретном участке трассы. Есть шикана и несколько поворотов, на выходе из которых мы атакуем поребрик, а когда ты намеренно сужаешь траекторию, неизбежно теряешь время – такова особенность Нюрбургринга.
Вопрос: Себастьян, вы постоянно с кем-то боролись…
Себастьян Феттель: Да, я не выиграл гонку, но… В самом начале пришлось очень нелегко: ни у кого из стартовавших впереди меня не было KERS, мне казалось, что я неплохо сорвался с места, однако неожиданно мимо пронеслось сразу несколько машин – сперва пара McLaren, потом Фелипе – я пытался блокировать его, но он уже поравнялся! В первом повороте все выглядело так, будто я стартовал из середины пелотона, а не с четвёртой позиции.
Дальше все пошло по старому сценарию – ты находишься в трафике и пытаешься вести гонку. Я оказался позади Фелипе, ехал быстрее целой группы гонщиков, но не мог провести обгон – Масса вовремя активировал KERS. Стоило приблизиться, я буквально чувствовал, как он нажимает кнопку и обеспечивает себе достаточный отрыв. Пожалуй, все в этой группе – Хейкки Ковалайнен, затем Дженсон Баттон, ухитрившийся обогнать Фелипе в начале гонки, Фелипе и я, с каждым кругом отставали от Рубенса и Марка. Мне было очень некомфортно: я знал, что у нас выгодная стратегия, но к концу первого отрезка шины были в ужасном состоянии – пришлось даже отбиваться от атак Кими Райкконена.
Впрочем, на втором отрезке мы переобулись в более жесткую резину, и ситуация значительно улучшилась – как и у всех, сперва у меня возникли трудности с прогревом, но затем я взял нужный темп и поднялся на вторую позицию, правда, Фелипе не отставал, и мне пришлось выкладываться до финиша.
Приятно заработать много очков, но я бы предпочел победу – это моя домашняя гонка, столько людей приехало на трассу меня поддержать. Однако, я не самый возрастной гонщик в пелотоне, у меня ещё будет несколько попыток. Машина едет действительно неплохо, команда великолепно справляется, мы продолжаем работу. Посмотрим, что из этого выйдет.
Вопрос: Фелипе, в самом начале гонки вас обогнал Дженсон. Что произошло?
Фелипе Масса: Да, он умудрился обогнать! Я использовал KERS, но он набрал неплохую скорость, плюс его машина была чуть легче. В тот момент шины находились в хорошем состоянии, так что ему удалась атака.
Вопрос: А затем вас атаковали Себастьян и Рубенс…
Фелипе Масса: По ходу первого отрезка я оказался в группе гонщиков - Хейкки, Дженсона, я, Себастьян и Кими. Себастьян несколько раз пытался провести атаку, но, к счастью, мне удалось удержаться впереди, хотя в тот момент практически у всех возникли проблемы с износом мягкой резины. На протяжении пятнадцати кругов Себастьян ехал очень близко, но затем и у него начали сдавать задние шины, так что ситуация оказалась под контролем.
Он остановился чуть раньше, сменил резину и взял более высокий темп, тогда как я продолжал бороться с шинами и даже спросил команду, в чем дело, и не стоит ли провести пит-стоп чуть раньше. Возможно, если бы мы так и поступили, нам удалось бы остаться впереди Себастьяна, но мы не стали менять тактику и в итоге отдали позицию.
Вопрос: Мы наблюдаем возвращение Ferrari?
Фелипе Масса: Подиум всегда важен, и третье место – хороший результат, но нельзя сказать, что это действительно возвращение. Мы постепенно дорабатываем F60, и сегодняшнее выступление, наверняка, мотивирует наших сотрудников. Мы знаем, что нам по силам построить конкурентоспособную машину – я все время тороплю команду, поскольку хочу как можно скорее вступить в борьбу за победы и титулы. На протяжении многих лет Ferrari добивалась успеха, но триумф не достается просто так – нужно продолжать работу, чтобы в итоге занять вот это место посередине (жестом показывает на место Марка Уэббера), а не сидеть слева с третьим результатом. Именно к этому мы и стремимся.
Вопросы с мест
Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Стоя на подиуме, вы смотрели на австралийский флаг. Насколько важна для вас, австралийца, эта победа?
Марк Уэббер: Она очень важна, ведь немногим австралийцам удавалось попасть в Формулу 1, а успех сопутствовал лишь единицам. Для меня сегодняшняя победа и вся моя продолжительная карьера… да, я хотел бы добиться большего, но нынешний сезон действительно особенный, и мы заслуженно выиграли эту гонку. Пожалуй, это хороший подарок всем австралийцам – я всегда старался достояно представить свою страну. Нация гордится своими спортивными достижениями – к примеру, победами в мотоспорте с Миком Дуэном и Кейси Стоунером – однако гонки на двух колесах далеко не та область, в которой нам долгое время не везло, поэтому сегодняшний день - особенный.
Вопрос: (Дэн Натсон – National Speed Sport News) Марк, насколько долгими показались вам последние несколько кругов? Вы думали о возможном дожде или неприятностях с машиной?
Марк Уэббер: На сороковом круге, когда победа была практически в кармане, небо слегка потемнело, я почувствовал прохладу и подумал: «Похоже, нам предстоит еще одно испытание», однако после пятьдесят второго круга стало понятно, что дождь уже не пойдет, поэтому я смог немного расслабиться и просто наслаждался гонкой.
Да, приятно иметь солидный отрыв, но мне всего лишь хотелось увидеть клетчатый флаг, поэтому я постоянно контролировал поведение машины. На первом секторе асфальт местами был усыпан обломками, я старался избежать прокола, не наезжать на кочки, и внимательно следить за мелочами, которых обычно не замечаешь, если едешь двенадцатым. В случае с лидерством, совсем иная история…
Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Вопрос к Марку и Себастьяну: вы понимаете, что, отбирая очки друг у друга, как было в двух последних гонках, определенным образом играете на руку Дженсону Баттону? Вы не отыгрываете отставание такими темпами, какими бы хотелось одному из вас, будь он главным претендентом на титул…
Марк Уэббер: По-моему, хорошо, что у Red Bull есть такая проблема, мы не могли даже представить себе такой сезон. Да, мы понимали, что машина будет быстрой, но крайне редко гонщики одной команды выступают одинаково сильно, имеют практически равное количество очков.
Возможно, сегодня для Себастьяна всё могло сложиться несколько иначе, однако сложно предсказать ход гонки. Стратегия всегда играет свою роль, если сделать ставку на кого-то одного, это может сработать в двух-трех Гран При, однако стоит такому гонщику пару раз сойти с дистанции, его напарник, у которого по сути отбирались очки, окажется в крайне невыгодном положении, поэтому мы прежде всего стараемся отыграть отставание от Brawn. Любой из нас может выбыть из гонки по причине механических или каких-то иных проблем, но на кону еще немало очков, и позже команда примет решение.
Мы с Себастьяном неплохо ладим друг с другом, мы оба привыкли выжимать из машины максимум. Сейчас это командный спорт, но, возможно, за три или четыре гонки до конца сезона один из нас получит шанс побороться с Дженсоном, однако…
Последние два этапа сложились для них крайне неоднозначно, но посмотрим, как мы будем выглядеть в более жарких условиях – возможно, нам придется нелегко.
Вопрос: (Алан Болдуин – Reuters) Марк, мы никогда не слышали, чтобы вы кричали так, как сегодня на финише. Сдерживаемые эмоции вырвались наружу? В вашей голове когда-нибудь мелькала мысль, что вы рискуете повторить карьеру Криса Эймона, не одержавшего ни одной победы, нежели успехи Джека Брэбэма?
Марк Уэббер: Я думал об этом, и период выступлений за Williams был самым непростым в плане мотивации. Никому не понравится, когда каждый уик-энд вас незаслуженно обвиняют в неудачах – это настоящая проверка выдержки, и потому, как мне кажется, многим стоит снять шляпу перед такими людьми, как Дженсон и, возможно, я, которые, несмотря ни на что, стараются сохранить концентрацию и выкладываются по максимуму. Сейчас все по-другому, мы задаем тон гоночного уик-энда и добиваемся неплохих результатов.
За время карьеры мне приходилось переживать трудные времена и выступать на ненадежных машинах без шанса на сколь-нибудь серьезный результат. Теперь многое изменилось, и, как вы заметили, есть место для эмоций. Победа вряд ли кардинальным образом изменит мою жизнь, однако это очень важное достижение. Сегодня я буду спать спокойно, но успех в одной гонке не сделал меня другим человеком – я всего лишь рад, что выиграл в честной манере, одолев всех соперников.
Вопрос: (Флавио Ванетти – Corriere della Sera) Фелипе, вы сказали, что о возвращении Ferrari говорить пока рано – следовательно, этот подиум можно считать в какой-то мере победой?
Фелипе Масса: Прежде всего, я хотел бы воспользоваться моментом и поздравить Марка, поскольку прекрасно понимаю, что он сейчас чувствует. Не могу сказать, что подиум равнозначен победе – скорее, это просто хорошая работа. Мы финишировали третьими, стартовав с восьмой позиции – неплохой результат, но победа – это всегда первое место. Впрочем, подиум заставляет нас работать еще активнее, чтобы в итоге показать всем, на что мы способны.
Вопрос: (Боб МакКензи – The Daily Express) Марк, удачный день для всей Австралии! Пожалуй, вы будете рады услышать, что Англия уступает Австралии в крикетном противостоянии, которое должно закончиться примерно к 17 часам. В этот уик-энд вы разговаривали с Рики Понтингом (капитаном австралийской крикетной команды)?
Марк Уэббер: Нет, но мы разговаривали до того, как я отправился на Нюрбургринг. Наверное, вы слышали о зеленых шапках - это очень популярный в Австралии атрибут крикетной команды. Сейчас парни снова выступают в особом чемпионате, их нравится побеждать новозеландцев, и я рад, если у них все складывается хорошо. Завтра я планирую пообедать с Рики Понтингом и с нетерпением жду встречи с игроками австралийской команды – надеюсь, мы отпразднуем двойную победу. Возможно, они смогут довольно быстро одолеть Монти Панесара и еще нескольких участников, без поражений выйдут на первое место, что было бы весьма неплохо!
Вопрос: (Алессиа Круциани – La Gazzetta dello Sport) Фелипе, вчера вы говорили, что подиум невозможен…
Фелипе Масса: Честно говоря, я сам этого не ожидал!
Вопрос: (Алессиа Круциани – La Gazzetta dello Sport) В чем причина такого результата? Как вела себя машина?
Фелипе Масса: Причина в том, что я изначально ошибался – подиум был вполне реален. Мы финишировали третьими, но когда видишь, насколько эти парни быстры в квалификации… Они были быстры по ходу всего уик-энда, да и Brawn GP выглядели очень уверенно.
Я стартовал восьмым на очень тяжелой машине, вскоре резина начала разрушаться, и я всерьез полагал, что подиум невозможен, но мы боролись на протяжении всей гонки, а первые метры дистанции всегда исключительно важны для итогового результата.
Машина вела себя неплохо, но в самом начале гонки на мягкой резине я ехал медленнее Себастьяна, Рубенса и Марка – правда, это объясняется большим количеством топлива. Второй отрезок прошел более удачно – я постепенно приближался к Себастьяну. Иногда он начинал уходить в отрыв, однако даже на жесткой резине F60 выглядела достаточно уверенно, и мы держали неплохой темп.
Вопрос: (Михаэль Шмидт – Auto Motor und Sport) Фелипе, как и в Сильверстоуне, в гонке вы выступили лучше, чем в квалификации. Получается, над самой квалификацией вам нужно поработать?
Фелипе Масса: Возможно. Пожалуй, в квалификации нам нужно прибавить, однако здесь следует учитывать стратегию – на некоторых трассах старт с большим количеством топлива себя оправдывает. В Сильверстоуне я ехал достаточно быстро, однако стратегия помогла опередить нескольких соперников. Здесь в начале гонки у многих возникли проблемы с резиной – мы сразу же провели несколько обгонов, и с полными баками выглядели очень неплохо. Нельзя утверждать, что в гонке мы выступаем намного сильнее, чем в квалификации – просто в воскресенье нам удается добиться более высокого результата, в том числе за счет стратегии.
Вопрос: (Юха Паатало – Financial Times Germany) Себастьян, вы многого ждали от этой гонки, как и местная публика, а сейчас выглядите слегка разочарованным. Не знаю, так ли есть на самом деле, но не могли бы вы описать свои ощущения? По-вашему, этот уик-энд сложился на совсем удачно? Как вы намерены мириться с фактом, что ваш напарник также претендует на титул?
Себастьян Феттель: Не думаю, что это стало возможным только после этой гонки – мы уже давно ведем плотную борьбу. Разумеется, я солгал бы, если бы заявил, что второе место – это действительно здорово. Хотелось победить, но уже на первом круге потерял немало позиций, так что второе место стало максимумом на сегодня. Я уже говорил, что оказался в группе гонщиков во главе с Хейкки Ковалайненом – там помимо меня были Дженсон и Фелипе – никак не мог пробиться вперед и попросту терял время, что позволило Рубенсу и Марку оторваться, в этот момент все было уже решено.
Если кого и винить, так это самого себя во вчерашней квалификации. В последней попытке я рассчитывал на два быстрых круга, но смог проехать только один, и, хотя машина позволяла рассчитывать на поул, мне не удалось избежать помарок, из-за которых я потерял те самые две десятые.
На старте основная угроза исходила от машин, оснащенных KERS, а я был первым на их пути – что мне оставалось делать? Я стартовал четвертым, а в первый поворот вошел то ли седьмым, то ли восьмым – пожалуй, странное ощущение. Впрочем, за счет большого количества топлива и стратегии мы смогли отыграться.
Текст: Валерий Карташев