В дни Bavaria Moscow City Racing исполнительный директор Williams Адам Парр пребывал в отличном расположении духа. Он сразу заявил, что приехал в Москву с супругой, что здесь он турист, а у туристов всегда все в порядке с настроением. Но мы думаем, что причина все-таки глубже: кризис в Формуле 1 миновал, и мистер Парр с оптимизмом смотрит в будущее. Впрочем, Адам никогда не терял оптимизма, даже в самые тяжелые минуты, о чем и рассказал в эксклюзивном интервью F1News.Ru...
Вопрос: Начнем с ситуации в Формуле 1: у вас есть ощущение, что самое худшее позади, и мы наконец-то можем надеяться, что наступает долгожданный мир?
Адам Парр: Безусловно! Думаю, в Сильверстоуне, в дни Гран При Великобритании, до настоящей беды было совсем недалеко. Но все посмотрели на ситуацию, поняли, что она становится слишком опасной, и отступили от края пропасти. И сегодня, полагаю, мы уже близки к достижению окончательных договоренностей: через неделю или через десять дней все будет готово.
Вопрос: Что происходит в настоящий момент?
Адам Парр: В настоящий момент, чтобы наступил мир, необходимы три вещи: Договор Согласия, регламент и договор о снижении расходов. Насколько мне известно, в пятницу вечером окончательный вариант черновика Договора Согласия был одобрен юристами FIA, FOM и всех команд.
Во-вторых, по вопросам регламента 2010-года согласие уже есть. И последний момент – это договор о снижении расходов. Составлен его черновой вариант, мы провели одно совещание, где он обсуждался, но не обо всем удалось договориться. Значит, надо еще поработать. Но речь уже не идет об уровне расходов или графике их снижения. В основном осталось обсудить лишь юридические формальности. Разобраться с этим уже не так трудно.
Вопрос: Команда Williams на разных стадиях этого конфликта играла весьма специфическую роль. Бывали моменты, когда вы были по-настоящему обеспокоены?
Адам Парр: Лично я никогда не верил в то, что дело дойдет до организации альтернативной серии. И даже в Сильверстоуне, на пресс-конференции FIA в пятницу, сказал, что не теряю оптимизма. Понимаете, Формула 1 – это фантастический спорт и фантастический бизнес. Во всем мире его поддерживают 600 миллионов болельщиков. Формулу 1 можно разрушить, но ее нельзя ничем заменить. И для Ferrari, Brawn GP, Williams, McLaren нет никакого смысла ее разрушать. Для ряда других команд, которые участвуют в Формуле 1 из маркетинговых соображений, это не так важно: сегодня они используют один инструмент маркетинга, завтра будут использовать другой.
Но команды, для которых Формула 1 – это их жизнь, не могут представить, что ее можно разрушить. Поэтому я всегда верил, что разум и здравый смысл обязательно победят.
Вопрос: Williams откололась от ассоциации FOTA и подала заявку на участие в чемпионате как раз под таким лозунгом: «Формула 1 – это наша жизнь». Логика ваших действий была продиктована именно этим?
Адам Парр: Логика состояла в следующем: в мае начался прием заявок на участие в чемпионате 2010-го года. И мы подали заявку. Потому что к этому нас обязывал контракт, это наша жизнь, и мы не собираемся отказываться от участия в Формуле 1.
Мы всегда говорили командам-членам FOTA: мы с вами, однако не просите нас выступать с угрозами ухода из Формулы 1, мы не можем этого сделать. Мы никогда не уйдем из Формулы 1: Макс Мосли это знает, Берни Экклстоуну это тоже известно. Не просите нас делать такие заявления.
К сожалению, некоторые команды хотели занять радикальную позицию, но мы не могли себе такого позволить. Поэтому Williams подала заявку на участие в чемпионате. В нашей команде работают 500 человек. Это их жизнь, это их работа – у нас не было другого выбора.
Вопрос: В одном из выступлений Макс Мосли подчеркнул, что в Сильверстоуне именно Williams выступила с особой инициативой, благодаря чему и удалось найти выход из тупика. Можете ли рассказать об этом поподробнее?
Адам Парр: В субботу вечером в Сильверстоуне мы совещались с главой Ferrari (Стефано Доменикали). Мы сказали: «Посмотрите, еще немного, и мы все разрушим. Хочется этого избежать». Он ответил: «Согласен. Но принцип бюджетного лимитирования для FOTA неприемлем». И тогда мы предложили следующее: а если мы возьмем идеи FOTA по снижению расходов, но немного их усилим? Доменикали сказал: «Что ж, возможно это сработает».
И тогда ночью в субботу мы написали черновик альтернативного варианта, а в воскресенье поговорили с Мосли. Мы сказали: нам представляется возможным для достижения договоренностей взять за основу не предложения FIA, а предложения FOTA. Он дал понять, что его это вполне устраивает, если это устраивает нас. И уже в среду в Париже было достигнуто соглашение.
И я думаю, что в этом немалая заслуга Фрэнка Уильямса: Формула 1 – его жизнь. Он лично помог спасти ситуацию, и это один из факторов, приблизивших разрешение кризиса.
Вопрос: Т.е. мы можем сказать, что Williams взяла на себя миротворческую роль?
Адам Парр: Думаю, да. Некоторым людям трудно признать, что наша команда сыграла такую роль. Но это правда.
Вопрос: Можно ли сказать, что сегодня нормальный диалог между Williams и командами-членами FOTA полностью восстановлен, и уже нет проблем в достижении взаимопонимания?
Адам Парр: Хочу ответить абсолютно искренне: отношения нормальные, но не идеальные. Думаю, с конкретными людьми, которые входят в состав FOTA, мы хорошо ладим. Но если говорить о FOTA как организации… Понимаете, есть история отношений. Думаю, пройдет какое-то время, прежде чем мы двинемся дальше. Мы должны проявлять терпение.
Вопрос: Наверное, всем в этой ситуации требуется терпение?
Адам Парр: Вот представьте, вы любите вашу жену, но у вас произошла серьезная ссора. Даже когда вы помиритесь, еще несколько дней будет чувствоваться осадок. Вот, так и здесь.
Вопрос: Недаром же говорят, что Формула 1 – это большая семья. Но переходим к делам Williams: согласны ли вы, что 2009-й год – это сезон упущенных возможностей? Разумеется, есть определенный прогресс, но все полагают, что вы могли добиться большего.
Адам Парр: Мы тоже так считаем. Наша машина, возможно, четвертая по скорости в чемпионате. Мы занимаем пятую строчку в зачете Кубка Конструкторов, но вы совершенно правы: несколько раз шансы были упущены, особенно в первых трех-четырех гонках. У нас была возможность заработать немало очков или даже подняться на подиум. Темпы технического прогресса нас устраивают, пока нам не удается довести дело до конца, но мы продолжаем над этим работать.
Вопрос: В чем причины? Какие-то реальные проблемы или элементарное невезенье?
Адам Парр: Нет такого фактора, как «невезенье». Фактор удачи нельзя рассматривать всерьёз. Мы допустили ряд ошибок. Иногда они были связаны с выбором тактики, иногда – с пит-стопами, иногда – с действиями гонщиков. Множество всяких мелочей, но в Формуле 1 любая мелочь, любая ошибка, может привести к большим неприятностям.
Одна из причин в том, что в последние годы главной проблемой была машина. Теперь эта проблема решена, но выяснилось, что есть и другие проблемы, с которыми еще предстоит разбираться.
Вопрос: Получается, в этом сезоне вы расплачиваетесь за ошибки. А что думаете о следующем сезоне?
Адам Парр: Мы должны провести его намного лучше. Должны продолжить прогрессировать.
Вопрос: Однако глобальная экономическая ситуация не улучшается, а ваша прямая обязанность – заботиться об экономическом здоровье команды. Как вы готовитесь к следующему году?
Адам Парр: Если говорить о финансовой стороне дела, то наше положение относительно неплохое. Это касается и этого сезона, и следующего. У нас хорошие спонсоры, десять из них продлили контракты с Williams в конце прошлого года, уже во время кризиса.
Это хорошая основа. В этом году мы уже договорились с двумя новыми спонсорами. Думаю, вскоре у нас появятся новые спонсоры, которые будут работать с нами в 2010-2011-м. Я настроен очень оптимистично: думаю, нам удастся сохранить эту тенденцию, и кризис на Williams скажется не слишком сильно.
Вопрос: Ваша политики в области привлечения спонсоров и политика снижения расходов в Формуле 1 как-то взаимосвязаны?
Адам Парр: Нет, думаю, это независимые направления работы. Мы расходуем намного меньше, чем большинство команд. Наш бюджет действительно определяется нашими доходами. Согласен, благодаря снижению объема тестов, увеличению ресурса двигателей мы можем перекачивать средства из одной области в другую или просто экономить. Но главная задача – увеличить уровень доходов, чтобы максимально упрочить наше положение.
Вопрос: Последний вопрос: состав команды в следующем году. Понятно, что вы не скажете ничего конкретного, но нет ли у вас беспокойства по этому поводу?
Адам Парр: Нет, что вы, с гонщиками у нас все в порядке. Да, в команде могут появиться вакансии, но нас это не беспокоит. Однако, сейчас действительно слишком рано об этом говорить…