Команды Формулы 1 ждет непростой выбор, заниматься ли дальнейшей разработкой и внедрением так называемых пассивных двойных систем DRS, или отказаться от этого, поскольку в теории они могут обеспечить определенное скоростное преимущество, несмотря на ограничения, введенные в 2013-м году.
Об этой ситуации в понедельник пишет британский Autosport, напоминая, что в новом сезоне FIA ограничивает использование DRS: во все дни уик-энда активировать подвижное заднее крыло гонщики могут только в специальных зонах, отведенных федерацией.
DRS-воздуховоды, подобные системам, применявшимся в прошлом году Mercedes и Red Bull Racing, теперь запрещены, но ряд команд, в том числе та же Mercedes AMG и Lotus, тестировали пассивные устройства, выполнявшие ту же функцию, т.е. позволявшие добиться роста скорости на прямых. Такие разработки остаются вполне легальными и могли бы обеспечить некоторое преимущество в условиях, когда использование DRS лимитировано, однако создать эффективную и надежную систему оказалось не так просто.
Главная проблема, с которой столкнулись в Mercedes и Lotus, заключается в следующем: сложно обеспечить надежное включение и выключение пассивной системы на определенных скоростях.
Устройство должно срабатывать только на прямых, но не в быстрых поворотах, чтобы избежать неожиданного снижения прижимной силы в критических ситуациях, когда она нужна больше всего. Следовательно, такая система может давать эффект только на тех участках прямых, где машина едет явно быстрее, чем в скоростных поворотах. Если же на трассе таких поворотов много, то, возможно, применение пассивных DRS окажется нецелесообразным.
Идеальные условия для их использования – длинные прямые, которые соединяются медленными шпильками.
Дополнительные сложности были связаны и с тем, что добиться стабильного выключения пассивных DRS-систем, срабатывающих под воздействием давления воздушного потока, было сложно, поскольку скорость этого потока вокруг машины варьируется. Когда в Mercedes и Lotus тестировали эти системы, порог активации приходилось делать довольно высоким, чтобы гарантировано добиться их выключения перед поворотами.
Анализируя прошлогодний опыт, Росс Браун подчеркнул, что даже если пассивные DRS-системы будут использоваться, то, вероятно, не на всех трассах.
«Включение и выключение системы вовсе необязательно происходит на одних и тех же скоростях – возможна определенная задержка, – цитирует Autosport руководителя Mercedes AMG Росса Брауна. – На каких-то трассах их не стоит использовать, поскольку это не даст какого-то ощутимого преимущества.
Для этого нужны автодромы с чередованием медленных поворотов, ведь вы не можете допустить срабатывания системы в быстрых поворотах, и порог этого срабатывания приходится делать очень высоким, что снижает преимущество».
Тем не менее, по мнению Брауна, сама идея таких систем остается привлекательной, ведь в следующем сезоне конкуренция только возрастет, и любые способы добиться дополнительного прироста скорости будут рассматриваться командами очень внимательно.
«Преимущество состоит в том, что такую систему вы можете использовать все время, – объяснил Браун. – Не думаю, что в квалификации, когда можно применять обычную DRS, разница окажется заметной, но пассивные системы срабатывают на каждом круге, ими можно пользоваться все время, и это очень привлекательная идея, ведь DRS сейчас можно активировать только тогда, когда вы вплотную приближаетесь к машине соперника».
В Mercedes и Lotus F1 решительно настроены на продолжение экспериментов с пассивными системами DRS на зимних тестах, по информации Autosport обе команды близки к тому, чтобы внедрить эти разработки в 2013-м году. Впрочем, Браун подчеркнул, что они позволяют добиться только ограниченного преимущества: «Прирост скорости есть, но не такой большой, как было в случае с аэродинамическими воздуховодами. Неплохо, когда такая система у вас есть, но она не слишком заметно отразится на вашей конкурентоспособности».