Еще до старта сезона эксперты, в частности, бывший главный инженер Williams Марк Гиллан, высказывали мнение, что ключом к успеху в 2013-м году будет правильная работа с шинами с учетом температурного фактора. В первой же гонке сезона это подтвердилось: достаточно вспомнить, что пилоты Red Bull Racing доминировали в квалификации, но повторить эту скорость в гонке им не удалось. Зато Кими Райкконен, хоть и проиграл Феттелю в финальной квалификационной сессии больше секунды, но затем уверенно выиграл Гран При Австралии.
Британский эксперт и комментатор Джеймс Аллен анализирует эту ситуацию.
Джеймс Аллен: «Ключевой момент в работе с шинами Pirelli состоит в том, чтобы перед быстрым квалификационным кругом прогреть передние шины в такой же степени, как задние. Но в воскресенье при этих же настройках гонщику предстоит преодолевать длинные серии кругов, стараясь при этом контролировать температуру шин, особенно задних. Разумеется, передние шины тоже должны быть прогреты до определенной температуры, соответствующей их рабочему диапазону: это важно для обеспечения сцепления передних колес на входе в повороты.
Один из способов, которые применяют команды в стремлении управлять процессом прогрева шин, состоит в том, чтобы использовать тепло передних тормозных дисков. Проблемы, с которыми столкнулся в начале прошлого лета Дженсон Баттон, были, в частности связаны с тем, что в McLaren экспериментировали именно в этой области.
На машинах Red Bull Racing в Мельбурне стояли цельные передние тормозные барабаны, от которых шинам передавалось не так уж много тепла. Очевидно, RB9 не нуждается в дополнительном количестве тепла от тормозных дисков, поскольку прижимная сила, генерируемая передним крылом, а также геометрия передней подвески позволяли добиться нужного прогрева шин. Но в день гонки стояла прохладная погода, и на длинных сериях кругов команде не удалось удержать шины в идеальном температурном диапазоне.
На контрасте с этой конструкцией в Lotus использовали тормозные барабаны иной конфигурации, не закрывавшие диск, поэтому все тепло от него передавалось колесному диску и шине. Успех Кими Райкконена был основан на том, что команде удалось добиться идеальной работы шин, что позволило использовать на один комплект резины меньше, сэкономить за счет пит-стопа 22 секунды и, тем самым, сохранить позицию на трассе.
Судя по инсайдерской информации, полученной от Lotus, команда оценила выдержку Райкконена, которому удалось идеально провести гонку, избегая излишнего риска, и резина на его машине даже под конец дистанции позволяла ехать очень быстро.
Управление процессом прогрева шин с использованием подобных технических решений – это та область, в которой Lotus в прошлом году вела весьма активные изыскания, вплоть до применения ассиметричной подвески, правый и левый узлы которой отличались по геометрии в зависимости от конфигурации трассы.
Судя по блестящим результатам, показанным в Мельбурне, команда вновь работает в этом направлении. Заметно уступив Red Bull Racing в квалификации, в Lotus смогли найти ресурсы скорости в гонке: лучший круг Кими Райкконена был на 1,2 секунды быстрее, чем аналогичный показатель Феттеля, при том что финн провел на один пит-стоп меньше.
Однако в Малайзии гонка пройдет в условиях жары, поэтому теперь на машинах Lotus, скорее всего, тоже будут установлены полнопрофильные тормозные барабаны, которые позволят снизить передачу тепла на колеса и шины.
В предстоящий уик-энд инженеры и гонщики команд будут уделять этому вопросу повышенное внимание. Pirelli привезла на эту гонку резину Medium, точно такую же, как использовалась в Мельбурне, плюс жесткие шины, чей рабочий диапазон температур несколько выше. Поскольку асфальт на Сепанге прогреется до 45 градусов, перед командами стоит совершенно иная задача».