Сезон стартовал. Первый гоночный уик-энд принёс немало сюрпризов и складывался достаточно необычно, но болельщики смогли получить представление о силе команд. По итогам Гран При Австралии складывается впечатление, что топ-команды очень близки друг к другу. Борьба обещает быть плотной. Получим ли мы подтверждение этому в Куала-Лумпуре?
Гран При Малайзии пройдет всего через неделю после финиша гонки в Мельбурне. Команды привезут те же машины, что использовались в Австралии, а потому серьезных изменений в расстановке сил произойти не должно, но фаворитов называть рано - слишком уж непохожи одна на другую трассы, принимающие два первых этапа чемпионата.
Автодром Сепанг впервые принял Гран При Формулы 1 в 1999 году, и в нынешнем сезоне Гран При Малайзии пройдет уже в 15 раз. Автодром в Куала-Лумпуре - первый полноценный проект архитектора Германа Тильке, разработанный специально для Формулы 1. Уже после него в календаре появились спроектированные немцем трассы в Шанхае, Манаме, Валенсии, Сингапуре, Абу-Даби, Йонаме, Дели и Остине.
Залогом победы Кими Райкконена в Мельбурне стала эффективная работа с резиной. Шины могут стать ключевым фактором и в этот уик-энд.
Цифры и факты
Гран При Малайзии | |||
Малайзия | Столица: Куала-Лумпур | Основной язык: малайский | |
Население: около 28 млн | Территория: 329,947 кв. км | 1 рингит = 9,91 рубля | |
Куала-Лумпур | Основан в 1857 году | Территория: 243,65 кв. км |
Пилоты о Гран При Малайзии
Дженсон Баттон: "Сепанг совсем не похож на Альберт-парк – по сравнению с уличной трассой, покрытие очень гладкое, трасса скоростная, и следить за резиной здесь намного сложнее. Трасса - одна из самых интересных в календаре. Один поворот плавно перетекает в другой, приходится непрерывно атаковать. В Малайзии я провёл несколько действительно неплохих гонок – не только ту, которую выиграл, но еще пару-тройку, где я хоть не поднялся на подиум, но вёл весьма активную борьбу".
Нико Росберг: "Трасса в Малайзии – одна из моих любимых, здесь действительно приятно гоняться, много разнообразных поворотов, а конфигурация очень непростая. Из-за жары гонщикам приходится нелегко, эта гонка очень требовательна к физической форме пилотов, да и машинам приходится непросто при столь жаркой и душной погоде".
Адриан Сутил: "В Малайзии многое зависит от машины. Если она быстра и стабильна, то и трасса вам понравится, но не всегда удаётся найти оптимальный баланс, и тогда это становится проблемой – повороты в Малайзии затяжные, в них нужна большая аэродинамическая прижимная сила".
Командировка на Гран При Малайзии с…
...менеджером Marussia по работе с пилотами Марком Хейнсом
Сотрудники команды Marussia на протяжении сезона 2013 года в специальном проекте с F1News.Ru рассказывают о своих командировках на этапы чемпионата мира. На второй Гран При мы отправимся с Марком Хейнсом - менеджером по работе с пилотами...
Моя основная роль - помочь пилотам добиться максимума, оптимизировать их расписание по ходу Гран При и взаимодействие с остальными членами команды. Мой Гран При Малайзии стартовал в среду. Я прилетел из Мельбурна рано утром и сразу отправился на трассу. Автодром находится рядом с аэропортом, и весь путь занимает не больше часа.
Первым делом я отправляюсь в офис. Командные домики уже оборудованы, компьютерная сеть налажена - бригада механиков приехала раньше, а потому, когда я появляюсь на автодроме, всё уже готово к работе. Сначала нужно проверить почту. Из-за разницы во времени у нас смешанное расписание. Пока у нас ночь, на базе в Англии кипит работа, и мой электронный ящик полон сообщений.
Сейчас особенно напряженное время. Контракт с Жюлем Бьянки был подписан не так давно, потому с ним много бумажной работы: всевозможные дополнительные соглашения со спонсорами, поставщиками шлемов, комбинезонов. Одна из моих задач - постараться заключить как можно более выгодные контракты, сделать так, чтобы они не забивали голову лишними вопросами, а думали только о своей непосредственной работе.
По ходу уик-энда я контактирую с различными отделами команды, в частности, с подразделением, занимающимся бронированием гостиниц и перелетов. Одна из первых задач - удостовериться, есть ли в отеле все необходимое: тренажерный зал, бассейн и так далее - главное, чтобы пилотам было комфортно.
Еще одна особенность уик-энда в Куала-Лумпур - акклиматизация. Во-первых, разница во времени - ни Максу, ни Жюлю еще не приходилось принимать участие в сдвоенных гонках в Австралии и Малайзии. Смена часовых поясов сказывается на всех, но к пятнице именно пилотам важнее всего быть в хорошей форме.
У каждого есть свой рецепт, но я посоветовал им перед перелетом не бороться со сном - лучше спать при первой возможности. Они провели здесь уже достаточно времени, чтобы организм смог адаптироваться к часовому поясу. Плюс, в Малайзии всегда жарко и влажно, и лучший способ акклиматизации - тренировки на открытом воздухе. В среду мы обязательно проведем ряд упражнений.
Оба пилота - новички, пока мы не очень хорошо знакомы друг с другом, поэтому вечером в среду вместе поужинаем, чтобы просто поговорить в расслабленной обстановке на определенном удалении от паддока. Они выступали в престижных молодежных сериях, в работе с машиной для них нет почти ничего нового, другое дело - работа с командой. Прежде им приходилось взаимодействовать с компактными коллективами из 10-15 человек. Здесь же на каждой гонке как минимум 65 сотрудников, и новичкам зачастую сложно понять, к кому именно нужно обращаться по конкретному вопросу. Я должен помочь им адаптироваться, объяснить структуру команды и решать возникающие проблемы. Они должны быть уверены в том, что могут мне доверять, поэтому так важно провести какое-то время друг с другом вне трассы.
Четверг - достаточно простой день. У нас примерно одинаковое расписание на все уик-энды. Сначала - небольшой брифинг с инженерами, мы просматриваем данные, полученные с предыдущей гонки, обсуждаем прошедший уик-энд. Потом отправляемся на прогулку по трассе. Гонщикам важно понять для себя некоторые детали: характер поребриков, особенности асфальта, зоны вылета и так далее. Потом - встречи с журналистами, я в это время готовлю необходимые бумаги. Им со многим приходится знакомиться, многое подписывать, но лучше не дергать их постоянно, а разобраться со всеми вопросами перед началом тренировочных сессий.
Вечером у нас запланировано мероприятие с QNET, а я сопровождаю их на встречах со спонсорами - это тоже важная часть работы. У нас будет небольшой ужин, но им вовсе не обязательно долго засиживаться. Они приходят, общаются со спонсорами, а потом отправляются в гостиницу. Надо хорошо выспаться перед началом тренировок.
Пятница целиком посвящена тренировкам. Мы стараемся минимизировать количество интервью и спонсорских мероприятий. В Малайзии этого добиться несложно, поскольку сюда обычно приезжает не так много людей, как, скажем, в Мельбурн или на европейские гонки. Так что у Макса и Жюля будет возможность сосредоточиться на работе с машиной. Во время заездов я нахожусь на пит-лейн, слежу за тем как они пилотируют, все ли идет по намеченному графику, слушаю радиопереговоры. Основная задача здесь - обращать внимание на мелкие детали. Это может быть все, что угодно - например, то на какой скорости они подъезжают к механикам. Возможно, тормозить стоит чуть позже, или чуть изменить траекторию - все эти моменты мы затем обсудим с ними после окончания сессии.
Кроме того, я помогаю им разобраться с данными телеметрии. Информации очень много, и со стороны порой заметно больше деталей. Плюс, надо чувствовать психологическое состояние гонщиков - в начале сезона им приходится непросто. Важно их поддержать, придать уверенности в себе - не указывать на ошибки, а дать понять, где можно прибавить, опираясь на данные телеметрии.
После обеих сессий и брифингов у Жюля и Макса несколько интервью, встреча со стюардами и ужин.
К субботней квалификации им надо быть полностью готовыми. Если не случится ничего экстраординарного, на трассе они проведут уже достаточно большое количество времени. Много информации будет получено в пятницу - утром в субботу они должны четко понимать, что делать в каждом из поворотов. Это очень важно с психологической точки зрения. Они на самом деле никогда не прекращают думать о том, что происходило на трассе. На пути из Мельбурна в Куала-Лумпур - о том, как прошла гонка, после тренировок - о настройках и некоторых поворотах и так далее и так далее. Уверенность в себе может появиться только в том случае, если они четко представляют себе, как именно будут атаковать в каждом из поворотов, какая именно траектория оптимальна. Моя задача по ходу уик-энда плавно подвести их к этому - чтобы к тому моменту, когда на выезде с пит-лейн загорится зеленый свет, у них не было ни одного лишнего вопроса в голове.
После сессии - обычная рутина: инженеры, пресса, спонсоры. У нас еще один ужин с QNET. Им надо показаться, поприветствовать партнеров, рассказать им о том, как прошел день.
Утром в воскресенье они могут приехать на трассу чуть позже обычного. Накануне с инженерами уже проработаны все варианты стратегии на гонку, и на небольшом брифинге надо просто выбрать ту стратегию, которая кажется предпочтительной, базируясь на данных, полученных уже утром - о состоянии трассы и погоде.
Время летит быстро: завтрак, два-три интервью, последние совещания с инженерами, парад пилотов. За полтора часа до старта мы стараемся оставить их в покое. Перед этим небольшая разминка и, возможно, массаж - по желанию.
Потом они остаются наедине с собой в своих комнатах, могут собраться с мыслями. За 20 минут до открытия пит-лейн я зову их в гараж. Комбинезоны должны быть надеты. Моя задача - проследить, чтобы были готовы мокрые полотенца, охлаждающие жилеты и бутылочки для питья.
Практически все время до старта гонки я провожу с ними. На решетке надо оставаться в тени, чтобы не перегреться раньше времени. После установочного круга обязательно сходить в туалет, и за 10 минут до старта прогревочного круга можно садиться в машину.
По ходу гонки я вновь смотрю за происходящим с пит-уолл, стараюсь получить как можно больше информации для анализа. Максу и Жюлю пока сложно пилотировать с большим количеством топлива на борту, но когда уровень снижается до того, с которым они работали в GP2, можно видеть, как они прибавляют. Посмотрим, что будет в Малайзии.
После гонки они очень устанут. Гран При Малайзии с физической точки зрения - самая сложная гонка сезона. Гонщики могут потерять до двух-трех килограммов, и после заезда надо восстановить количество жидкости в организме. Плюс, мы позволим им то, чего не разрешали на протяжении последних недель - кусочек пирога или ещё чего-нибудь сладкого. Следующая гонка только через три недели, так что ничего страшного.
Брифинг с инженерами по итогам Гран При не будет долгим. До Гран При Китая времени достаточно, так что основную часть обсуждения можно перенести на базу, когда все вернутся из Малайзии. С трассы мы улетаем в воскресенье ночью, почти сразу после гонки. Короткая остановка в Дубае, ещё один перелет - и в понедельник можно отправляться на базу. Выходных придется еще чуть подождать.
Текст: Олег Карпов