Пресс-служба Sauber F1 подготовила любопытный видеоролик, позволяющий разобраться в основах гоночной телеметрии тем, кто интересуется техническими аспектами Формулы 1.
На экране мы видим телеметрию круга по тестовому треку во Фьорано и одновременно можем следить, как гонщик работает рулём, и какие данные отображаются на дисплее панели приборов.
Сначала основное внимание уделим телеметрии, а затем можно будет ещё раз посмотреть, как гонщик работает в кокпите по ходу круга, но при этом более детально рассмотрим дисплей, смонтированный на рулевом колесе.
На машине Формулы 1 смонтировано около 140 различных датчиков, которые постоянно работают, отправляя на компьютеры команды порядка 10 мегабайт информации на каждом круге, но всего за круг собирается от 20 до 30 мегабайт данных. Если же говорить о гоночном уик-энде, то, начиная с утра пятницы до финиша Гран При специалисты команды обрабатывают более 30 гигабайт информации.
Каналов, по которым информация поступает с машин в боксы команды, несколько сотен. Прежде всего, она отражает различные действия гонщика и движение машины, данные о скорости, о давлении, температуре и прочих параметрах. Для наглядности в Sauber выбрали несколько графиков, наиболее простых для понимания.
Сверху вниз на экране расположены графики: белый отражает число оборотов коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания; красный график – скорость машины; зелёная линия показывает передачу, выбранную гонщиком в данный момент времени; пурпурная – режим работы сцепления; синяя сигнализирует о том, сцепление выключено или включено.
Следующая группа графиков отображает скорость вращения каждого из колёс машины, а также движения амортизаторов каждого колеса. Красная линия – график положения рулевого колеса: когда гонщик поворачивает руль влево – линия идёт вверх, вправо – линия идёт вниз. Наконец, оранжевая линия отображает положение педали газа, а серая – уровень воздействия на педаль тормоза.
В нижнем левом углу экрана – текущее положение машины на трассе.
Создатели ролика обращают отдельное внимание на то, как на телеметрии отображаются определённые моменты, связанные с движением машины: момент, когда машина опускается на землю с домкратов, как гонщик пользуется рычагом сцепления, чтобы выехать из боксов, как включает первую скорость. На графике также отражается пробуксовка колёс, сопровождающая разгон машины, как срабатывает сцепление при переключениях вниз.
Если следить за графиками работы амортизаторов, то можно заметить, как изменяются наклон и крен машины при прохождении поворотов, во время разгонов и торможений.
С данными телеметрии, поступающими с каждой машины по ходу гоночного уик-энда, работают четыре инженера: один следит за двигателем, второй – за трансмиссией, третий – за поведением электроники и различных бортовых систем, четвёртый отвечает за ситуацию с управляемостью и динамикой машины. Они постоянно отслеживают всю поступающую информацию, анализируют её, тогда как гонщик предоставляет обратную связь и даёт рекомендации инженерам по изменению настроек. Также по ходу гонки пилот сигнализирует, если какие-то процессы выходят из штатного режима.