Пьер Дюпаскье ("Мишлен"), Анжи Паскуале ("Тойота"),
Дэвид Ричардс ("БАР"), Жан Тодт ("Феррари"), Том Уокиншоу ("Эрроуз")
Вопрос: Анжи, вы проводите первый сезон с командой "Формулы-1". С чем у вас возникли наибольшие трудности?
Анжи Паскуале: Вы все знаете, что "Формула-1" - это вершина автоспорта, тут есть, чему поучиться, что я делаю до сих пор. После ралли, "24-часов Ле Мана", переход в "Формулу-1" стал настоящим испытанием.
Вопрос: Команда проводила тесты на многих трассах, вы работали и здесь, и в Хоккенхайме. Это помогло подготовиться к гонке?
Анжи Паскуале: Да, конечно, но на большинстве трасс мы работали со старой машиной, хотя информации собрали достаточно. Но в этом году ситуация совсем иная, каждый этап для команды можно считать дебютным.
Вопрос: Вы провели тесты в Маньи-Кур и Хоккенхайме?
Анжи Паскуале: Нет, в Хоккенхайме не было тестов. А здесь мы работали в июле прошлого года, собрали необходимую информацию, но сегодня нужно извлечь максимум из свободных заездов и хорошо подготовиться к квалификации.
Вопрос: Ходят слухи о том, что Алекс Вурц, Дженсон Баттон или Хайнц-Харальд Френтцен могут быть приглашены в "Тойоту", чтобы заменить Алана Макниша. Это так?
Анжи Паскуале: Пока никакого решения по этому поводу не принято, я думаю оно созреет к концу августа, к гонке в Спа. Сейчас у "Тойоты" другие приоритеты, главное - улучшить машину, наладить работу команды. Принимать решение мы будем вместе с японской стороной, но ни о ком, из названных вами пилотов, речи пока не было. Слухи - это тоже часть "Формулы-1", не так ли?
Вопрос: Команда довольна Макнишем?
Анжи Паскуале: Да, он хорошо работает. Для него этот тоже дебют в "Формуле-1", ему тоже непросто, к тому же частенько просто не везет. В Сильверстоуне, на его домашней трассе, все сложилось не слишком удачно, но он действительно хорошо работает, обеспечивает техническому персоналу отличную обратную связь, так что никаких проблем, которые можно было бы назвать критическими, нет.
Вопрос: Пьер, многие мои коллеги считают, что резина "Мишлен" очень хороша на жаре, но на мокрой трассе серьезно проигрывает. Наверное вы не хотели бы услышать этого, так что переубедите меня...
Пьер Дюпаскье: В нашем бизнесе стоит рассматривать лишь факты, хитрить и уворачиваться бесполезно. Хочу сказать, что в Сильверстоуне, после пятничных результатов, я был потрясен скоростью Дэвида Култхарда на промежуточном составе резины. "У этого парня нет нервов", он на самом деле ехал очень здорово, но чтобы выяснить это, нужно анализировать не гонку в целом, а время на круге. Если потратить на это некоторое время, то выяснится, что он был быстрее красной машины Жана Тодта, что сидит передо мной. Это удивительно.
Вопрос: В Нюрбургринг вы привезли радикально новую резину, с тех пор изменилась политика компании?
Пьер Дюпаскье: Нет, мы все время корректируем состав, бывает, что поступаем чересчур консервативно или наоборот, перебираем с инновациями. Вы еще в Монако начали экспериментировать с составами, чтобы показать хороший результат в квалификации. В Нюрбургринге нам удалось сохранить высокий темп, но, если вы помните, мы потеряли много быстрых машин, а потом сошел и Дэвид, по пятам преследовавший Михаэля. Технически эта трасса В Нюрбургринге нам подходит, как и Сильверстоун.
Вопрос: Всем известно, что вы работает на две сильных команды, а ваши конкуренты - только на одну. Какие преимущества и недостатки вы в этом видите?
Пьер Дюпаскье: Если мы правы, то я не хочу, чтобы наши действия копировали конкуренты. Если же мы не правы... На самом деле есть объективные моменты. Если у вас одна команда, то вы видите результат, суммирующий работу резины, машины, гонщика, команды. Очень трудно, даже при всей современной технике, исключить роль "трекшн-контроля", прижимной силы и понять, насколько эффективно работает резина. А вот, если есть несколько сильных команд, выступающих на сопоставимом уровне, то проблемы сразу заметны, если одна из команд конкурентоспособна, значит с резиной полный порядок. Это понятно всем, не только нам. Нужно точно понимать, что происходит, если у вас несколько машин, то это понять проще. Конечно, имея среди своих партнеров лучшую машину чемпионата, приятно обливаться шампанским в каждой гонке, но это не может диться вечно.Жан Тодт: Он уже готов к отличному шоу, не правда ли?Пьер Дюпаскье: К сожалению кроме резины мне похвастать нечем. Вы ее имеете ввиду?
Вопрос: Дэвид, прошлая гонка закончилась для вас весьма успешно. Как это повлияло на команду?
Дэвид Ричардс: Жаль, что это не так часто случается, хотя команда действительно много работает и эта работа остается незамеченной. Этот успех доказал, что наша упорная работа заслуживает внимания.
Пьер Дюпаскье ("Мишлен"), Анжи Паскуале ("Тойота"),
Дэвид Ричардс ("БАР"), Жан Тодт ("Феррари"), Том Уокиншоу ("Эрроуз")
Вопрос: Какова ситуация с Жаком Вильневом? Правда ли, что вы хотели бы оставить его, но за другие деньги?
Дэвид Ричардс: Разумеется я не собираюсь обсуждать коммерческие вопросы, но я действительно хотел был надолго удержать его в команде. Мы с Жаком обсуждали этот вопрос, думаю, что и он не против длительных отношений, так что обсуждение будет продолжено.
Вопрос: Насколько важен финансовый вопрос?
Дэвид Ричардс: Это касается только нас двоих.
Вопрос: Оливье тоже останется на следующий сезон?
Дэвид Ричардс: Оливье отлично поработал на команду, надеюсь он хорошо выступит и в этот уик-энд, на своей домашней трассе.
Вопрос: Но он останется в команде?
Дэвид Ричардс: Он - часть того, что мы обсуждаем с Жаком, часть нашей долгосрочной программы, я не хотел бы сейчас делать категоричных заявлений.
Вопрос: Жан, все считают, что здесь, или в Германии Михаэль выиграет очередной титул. Насколько для вас важно, где именно это произойдет? Вы хотите подстроиться под интересы Михаэля?
Жан Тодт: Подстроиться? Мы не настолько сильны. Конечно, мы довольны тем, как складывается сезон, ситуация впервые в этом году сложилась так, что Михаэль может стать чемпионом. Но закончить чемпионат здесь будет очень сложно, должна совпасть масса условий. Главное - не затягивать этот вопрос до последней гонки и у нас неплохие шансы решить его заблаговременно.
Вопрос: Это самое оптимистичное заявление, которое мы услышали от вас в этом году!
Жан Тодт: Вот видите, я тоже совершенствуюсь.
Вопрос: Но здесь он пять раз выигрывал гонку, фантастическое достижение...
Жан Тодт: Вы знаете, я не люблю рекорды. Все равно они когда-нибудь будут побиты. Давайте надеяться на то, что уик-энд пройдет успешно, а потом будем думать о рекордах. Сейчас я каждый год читаю о рекорде Фанхио, давайте подождем несколько лет и поговорим о рекордах, если сможем, конечно.
Вопрос: Вы много сделали для автоспорта. Не хотите рассказать, как Лука Монтеземоло пригласил вас в "Феррари"?
Жан Тодт: Я не люблю упоминать серьезные имена, но, конечно, мы добились успеха потому, что имеем сильную команду, очень сильную. Это не Dream Team, это почти Dream Team, если говорить о том, о чем можно мечтать в нашем бизнесе. У нас очень сильные партнеры и все мы движемся в одном направлении, наверное в этом и есть наша сила. Мы не лучшие и не хотим меняться, просто все идем к одной цели. Это - касается всех, от самого верха, до низов. Вот, что я могу вам сказать по поводу Монтеземоло.
Вопрос: Но он сказал, что может покинуть компанию...
Жан Тодт: Он так не говорил. Формулировка была иной, речь шла о том, что очередной виток истории позади, десять лет. Но жизнь состоит из массы историй и я надеюсь, что мы как раз начинаем новую.
Вопрос: Том, мы не видели вас сегодня на трассе. Расскажите, что произошло?
Том Уокиншоу: Тут и рассказывать нечего. Если я вам скажу, что пилоты не выехали в пятницу потому, что после подобной задержки в Сильверстоуне они поехали очень хорошо, вы ведь мне не поверите? Все очень просто. Дело в том, что переговоры с инвесторами в Лондоне продолжаются и нам посоветовали воздержаться от появления на трассе, чтобы это не повлияло на их ход.
Пьер Дюпаскье ("Мишлен"), Анжи Паскуале ("Тойота"),
Дэвид Ричардс ("БАР"), Жан Тодт ("Феррари"), Том Уокиншоу ("Эрроуз")
Вопрос: Переговоры с Morgan Grenfell?
Том Уокиншоу: Да, с Morgan Grenfell и нашими новыми инвесторами, через посредника.
Вопрос: Но вы надеетесь, что завтра машины появятся на трассе?
Том Уокиншоу: Да, завтра они точно появятся.
Вопрос: Вы можете подтвердить, что за моторы заплачено?
Том Уокиншоу: В прессе, особенно английской, было много неверных комментариев по этому поводу. Писали о том, что мы не заплатили за моторы, все это неправда. Все вопросы по поводу Cosworth решены, мы не появились на трассе только потому, что такое решение было принято теми, кто ведет переговоры.
Вопрос: Вы рассчитываете, что все закончится хорошо?
Том Уокиншоу:Да, в конце концов все наладится, просто этот процесс затянулся и, что неприятно, широко обсуждается общественностью. Так, или иначе, процесс идет, все занимаются своей работой.
Вопрос: Том, в одном из журналов статья о вас озаглавлена "Человек, у которого нет идеи". Что вы чувствуете, когда читаете подобное? Проблемы с командой не затрагивают другие аспекты вашего бизнеса?
Том Уокиншоу: Обычно я не читаю этот журнал, но в жизни всегда есть момент, когда все стараются пнуть вас побольнее. "Формула-1" в этом не отличается от остального бизнеса. Антиреклама никому не приносит пользы, но я думаю, что когда все закончится, им будет стыдно. Сейчас мы сосредоточены на приоритетах. Главный из них - привлечь новые инвестиции, а уже потом заниматься мелочами.
Вопрос: Господин Уокиншоу, сколько инвесторов ведут с вами переговоры и станет ли во главе этого холдинга Крейг Поллок?
Том Уокиншоу: Есть три группы инвесторов, больше мне сказать нечего.
Вопрос: Вы хотите, чтобы все три вложили свои деньги?
Том Уокиншоу: Не думаю, что это возможно, ведь команда всего одна. И не думаю, что эта пресс-конференция посвящена "Эрроуз", здесь много других парней и вы поступаете немного непочтительно, задавая вопросы, касающиеся лишь судьбы "Эрроуз",
Вопрос: Пьер, конечно "Мишлен" мечтает о победе и вы работаете с двумя топ-командами, но ведь у вас есть и другие клиенты. Как вы расставляете приоритеты?
Пьер Дюпаскье: В "Формуле-1" все машины соответствуют одному регламенту, это касается аэродинамики, мотора, шасси, коробки передач, всего, в том числе и резины. Если мы чувствуем, что можем улучшить резину, то этим помогаем всем своим клиентам. Конечно, есть разница в балансе, в распределении веса, но все стараются выжать из имеющегося максимум, пока никаких конфликтов не было. Привозя на трассу что-то новое мы всегда предлагаем два разных комплекта резины и несколько вариантов стратегии, этого достаточно для того, чтобы предоставить всем командам возможность добиться максимума. Каждый раз, когда мы совершенствуем резину, преимущество получают все, даже при том, что инженерам приходится заново балансировать машину. Если есть возможность прибавить, то нужно использовать все доступные средства.
Вопрос: Анжи, вы сказали, что никто из трех, упомянутых выше, пилотов, не собираются подписывать контракт с "Тойотой", но кажется, что такой контракт есть у половины гонщиков чемпионата. Вы можете сказать, с кем из пилотов, кроме Алана и Мики у вас подписан контракт?
Анжи Паскуале: В боксах полно народа, работающего в "Формуле-1", мы все заняты в этом бизнесе. Если проходя по боксам вы часто обмениваетесь рукопожатиями и это можно назвать контрактом, тогда у нас действительно подписано много контрактов.
Вопрос: То есть, больше ни с кем?
Анжи Паскуале: Не больше, чем я только что сказал. Утром, проходя турникет, мы контактируем с массой народа, потому что в боксах действительно много народа.
Вопрос: Тогда похожий вопрос для Дэвида. Дженсон Баттон провел много переговоров. С вами он тоже говорил?
Дэвид Ричардс: Я давно знаю Дженсона, они дружили с моим сыном и вместе гоняли на картах, когда им было по 12 лет, так что с ним я вижусь довольно часто.
Вопрос: Я думаю, что он хотел поговорить о "Формуле-1"...
Дэвид Ричардс: Понятно, что мы не собираемся раскрывать все карты, рассказывать о том, с кем провели или не провели переговоры. Сейчас мой приоритет - надолго задержать Жака в команде.
Вопрос: Анжи, вы действительно поработали на многих трассах, но не на всех. Когда "Тойота" впервые приезжает на трассу, с чего начинается ее изучение?
Анжи Паскуале: В команде есть очень опытные люди, опытный гонщик - Мика Сало, кроме того вы знаете, что сейчас широко используется компьютерное моделирование трасс, на которых нельзя провести тесты, вроде Австралии или Бразилии. На них нужно максимально эффективно использовать свободные заезды в пятницу и субботу, чтобы понять, в каком направлении двигаться перед квалификацией. Мы стараемся работать максимально эффективно, используя имеющиеся инструменты и опытный персонал, в том числе и Густава Бруннера.
Вопрос: Дэвид, как финансовые проблемы некоторых команд влияют на соперников. Как это повлияет на "Формулу-1" в долгосрочной перспективе?
Дэвид Ричардс: Любая проблема вокруг "Формулы-1" затрагивает всех нас. Думаю, они влияют и на размер ваших колонок в газетах и журналах. Чувство неуверенности плохо сказывается на любом бизнесе, нужно разобраться в проблемах, структурировать их и двигаться дальше. Командам, журналистам, спорту в целом.
Вопрос: Том, несколько дней назад вы пригласили на тесты Себастьяна Бурдэ. Что вы думаете об этом?
Том Уокиншоу: Я несколько месяцев наблюдаю за ним, он ведь выступает у моего друга - Дэвида Сирса. Я знаю, что Дэвид оценивает его очень высоко и мы хотели дать Себастьяну шанс попробовать себя на тестах перед летним перерывом. Он отлично поработал, показал себя настоящим профессионалом и мы продолжим тесты в сентябре.
Вопрос: Вы обсуждали это с другими руководителями команд?
Том Уокиншоу: Нет. Каждый из нас следит за разными гонщиками. Мы наблюдали за Бурдэ, предоставили ему шанс, чтобы посмотреть на результаты. Он работал на тестах два дня и для дебюта в "Формуле-1" выглядел очень неплохо.
Вопрос: Дэвид, уходя из "Формулы-1" вы пообещали, что не вернетесь в статусе владельца неоперившейся команды. Как вы считаете, для потенциальных инвесторов сейчас оптимальный момент вложений в чемпионат, или стоит еще подождать?
Дэвид Ричардс: Хорошо, что все уверены в благополучном будущем, никто не стоит мрачных прогнозов, не говорит о смерти чемпионата. Автопроизводители стали заинтересованы в долговременном присутствии, пять лет или семь, они готовы к этому. У некоторых команд действительно есть проблемы, но посмотрите, они носят циклический характер. Большинство спортивных соревнований, правда "Формула-1" больше, чем другие, испытывают приливы и отливы денежных потоков, наверное сейчас как раз отлив, но я не думаю, что он будет длиться слишком долго. В конце концов здравый смысл возобладает. Мы собираемся работать вместе, мы не сойдем с дистанции. Думаю это видят автопроизводители, видит Берни и FIA. У нас есть будущее.
Вопрос: Дэвид, когда Колин МакРей выступал за Prodrive, он поменялся ролями с Марином Брандлом и Жаном. Что вы думаете о вызове, который Колин бросил на днях Михаэлю Шумахеру?
Дэвид Ричардс: Я думаю, что это был легкомысленный поступок и заметил, что Михаэль сказал, что он сначала уйдет из гонок, а потом будет рисковать жизнью, гоняясь по лесу. На самом деле это было бы интересно, но я не знаю, как поставить их в равные условия. Колин показал себя молодцом за рулем машины "Формулы-1" несколько лет назад, я уверен, что и Михаэль был бы не плох в раллийной машине.Жан Тодт: Я думаю, что это совершенно разные вещи. Уверен, Михаэль проиграл бы любому серьезному раллийцу за рулем их машины, а они уступили бы ему в "Формуле-1". Тут нужен опыт, навык, хотя однажды Михаэль может решиться на выступление в ралли и тогда я, пожалуй, составлю ему компанию.