Рон Деннис (MсLaren), Фрэнк Уильямс (Williams), Эдди Джордан (Jordan), Дэвид Ричардс (BAR), Пол Стоддарт (Minardi)
Рон Деннис, Эдди Джордан, Дэвид Ричардс и Фрэнк Уильямс опоздали к началу пресс-конференции...
Вопрос: Вы опубликовали сообщения для печати о "Фонде помощи" и отзыва вашего согласия на перемены в регламенте. Очевидно, вы расстроены. Можете рассказать подробнее?
Пол Стоддарт: Вы видите, что я один сижу в пресс-центре, кажется, как будто боссы других команд специально дали мне время объяснить свою позицию. прежде всего хочу сказать вам, что я не собирался этого делать и не испытываю удовольствия от того, что вынужден сделать. Все это плохо для Формулы 1, но, к сожалению, некоторые руководители команд давая одни обещания на деле подписывают контракты им противоречащие.
Я отозвал свое согласие на перемены в регламенте будущего года потому, что, во-первых, не согласен с ними, но я уступил, потому что они шли на пользу Формуле 1, увеличив рекламные площади на машинах, что помогло бы тем командам, которые смогли найти спонсоров. Когда стало ясно, что "Фонда помощи" не будет, хотя о нем все было сказано еще 15 января, я решил отозвать свое согласие в интересах Minardi, а стало быть единодушного одобрения всех участников чемпионата у нового регламента больше нет.
Я уже говорил, что не горжусь этим, но причины более, чем серьезные. Я разочарован тем, что сегодня говорю с вами в одиночестве, этот вопрос несколько месяцев обсуждался конфиденциально. Позади половина сезона, когда еще Minardi и Jordan могут получить свои деньги, если не сейчас? Похоже, я сегодня здесь буду один, воспользуюсь этой возможностью, чтобы рассказать вам подробнее о "Фонде помощи".15 января, на встрече в Хитроу мы единодушно согласились создать фонд, который позволит сохранить десять команд в Формуле 1...
Рон Деннис, Эдди Джордан, Дэвид Ричардс и Фрэнк Уильямс входят в пресс-центр...
Пол Стоддарт (продолжает): Как я уже сказал 15 января в Хитроу по единодушному согласию был создан фонд, потом он упоминался в хорошо известном вам письме от Рона и Фрэнка Максу Мосли. Однако в последние месяцы стало известно о возникших противоречиях между боссами команд, желающих экстраполировать этот фонд на решение многих проблем чемпионата, и каждый из них видит свое решение.
Прошедший период был очень сложным для Minardi, команде было трудно, и мы не делали из этого тайны, возможно, это было нашей ошибкой. Я верю, что Формуле 1 нужны все десять команд, но те, кто обещал создать фонд затянули этот вопрос до сегодняшнего дня, но и сегодня ничего не сделано. Поэтому я принял такое решение.
Вопрос: Но вы говорите об устной договоренности?
Пол Стоддарт: Позвольте мне зачитать один пункт из письма Рона и Фрэнка Максу Мосли: "На утренней встрече 15 января руководители команд и Берни Экклстоун единодушно согласились, в случае реальной нестабильности чемпионата, перераспределить доход от телетрансляций, чтобы гарантировать возможность выступления всех команд до конца чемпионата, включая существенные суммы, на которые имеют право команды McLaren и WilliamsF1". Это слова Рона и Фрэнка, не мои.
Вопрос: Каким будет будущее команды, если вы не сможете получить эти деньги?
Пол Стоддарт: Я уже сказал, что команда доведет сезон до конца, вопрос только в том, какой ценой это будет сделано. Сегодня мы показали 11-е и 13-е время, дождь и одинаковая резина уравняли силы команд. Мне хочется надеяться, что команда сможет продолжать движение вперед. Я забочусь не о себе, а о команде, она заслужила право на выживание.
Пока в чемпионате десять команд мы можем избежать множества проблем. Возьмем классический пример, Эдди может говорить сам за себя, но представьте, что Jordan и Minardi вынуждены будут покинуть чемпионат после этой гонки...В результате FIA опубликует бюллетень, в котором предпишет выставить четыре третьих машины, вероятно, это будет Алекс Вурц на McLaren, Марк Жене на Williams, Лука Бадоер на Ferrari и Алан Макниш на Renault. Четыре сильнейших машины. Представьте, что они заняли первое, второе и третье место на следующем Гран При. Канцлер Германии подойдет к подиуму для награждения, но фактически это будет пустой подиум, потому что эти гонщики не заработают очков в чемпионате, и, что более важно, не дадут заработать эти очки соперникам. В каком свете предстанет миру Формула 1?
Зачем нужен подобный кризис, когда можно просто выполнить свои обещания, сохранив в чемпионате десять команд.
Вопрос: Перейдем к Эдди, как к потенциальному получателю средств из "Фонда помощи". Как вы относитесь к этому?
Эдди Джордан: В общем, я несколько удивлен форматом этой пресс-конференции, мне он кажется немного странным. Мы будем обсуждать только этот вопрос, или поговорим еще о чем то?
Вопрос: Мы хотели обсудить другие вопросы, но мы начали с Пола потому, что он один присутствовал в начале пресс-конференции...
Эдди Джордан: Хорошо. Позиция Jordan - это внутреннее дело нашей команды, оно касается только нас, наших спонсоров и гонщиков. У нас своя позиция, у Minardi - своя. Я понимаю позицию Пола, понимаю и сочувствую каждой команде, у которой серьезные проблемы. У нас есть свои проблемы, и мы честно пытаемся их решить.
Пол комментировал положение дел в своей команде, ему было трудно в последние годы, но возможно, в следующем сезоне станет легче, особенно с поставкой моторов. Я не думаю, что эти вопросы нужно обсуждать именно здесь, но поскольку Пол сделал публичное заявление, наверное, ему действительно нужно помочь.
Вопрос: Насколько важен "Фонд помощи" для вашей команды?
Эдди Джордан: Я верю, что он действительно может помочь, и думаю, что каждый участник чемпионата заинтересован в том, чтобы в гонке стартовало двадцать машин из десяти команд. Мы воспитаны на этом.
Когда я пришел в Формулу 1 на четыре места на стартовом поле в предварительной квалификации претендовали 18 машин, сейчас ситуация противоположная, поэтому нам нужно соблюдать осторожность. Очень важно сохранить в чемпионате частные команды, в следующем сезоне нам обещали моторы по небольшой цене, нам нужно лишь пережить этот сезон.
Вы спросили о Jordan? У меня хорошие спонсоры из Benson and Hedges, мы очень давно работаем вместе, а проблемы есть у каждого, они есть у BAR, у Рона, у Френка, у Пола и меня, но это разные проблемы. Разумеется, упомянутое Полом соглашение от 15 января имеет очень большое значение для сохранения стабильности чемпионата, для того, чтобы в нем выступало двадцать машин от десяти команд, а не по три машины от команды. Фонды - дело хорошее в любом виде спорта, но у каждого свой взгляд на ситуацию. Это большая политика, и мне многое нужно обдумать, прежде чем делать заявление.
Вопрос: Рон Деннис и Фрэнк Уильямс, что вы думаете об этом?
Фрэнк Уильямс: Моя позиция очень проста. Многие из вас хорошо меня знают и помнят о том, что я не обсуждаю деловые вопросы, имеющие отношение к команде, публично. Я готов ответить на все вопросы, касающиеся спорта, но то, что касается бизнеса лучше обсуждать на встрече руководителей команд. Дамы и господа, я надеюсь, вы понимаете мою позицию.
Рон Деннис: Честно говоря, я разочарован выступлением Пола. Наверное, я сделал больше всех, чтобы помочь ему и его команде. Я знаю, что он ссылается на то, что именно я был инициатором создания "Фонда помощи". Это так. Он цитировал письмо. Все верно, абсолютно верно, но никто не смог доказать, что мы стоим на пороге нестабильности, которая была основополагающим пунктом. Кроме того Пол позабыл упомянуть о том, что Берни должен удвоить обсуждаемую сумму, и массу других важных моментов.
Я хочу повторить слова Фрэнка, пресс-конференция, это не место для решения подобных вопросов. Я понимаю и сочувствую позиции Пола, но представленная им информация не в полной мере отражает нашу договоренность от 15 января. Та встреча предшествовала еще более сложным переговорам с FIA, по результатам которых многое изменилось, команды смогли сэкономить значительные средства, найти сбалансированный подход к прогрессу Формулы 1. Однако, это не бесплатный чемпионат, и затраты в нем весьма приличные.
Еще раз повторю, это неверное место для обсуждения подобных вопросов, кроме того упущен ряд важных моментов, когда вмешательство Фрэнка и меня многое меняло. Я не хочу вдаваться в подробности, Пол знает, о чем я говорю. Я понимаю его позицию, но не считаю, что бедные команды страдают от недостатка поддержки с нашей стороны. Мне неприятно, что он все обставил так, что получается, что я не держу свое слово, и надеюсь, что мы не будем играть сегодня в словесный пинг-понг, не подтверждая свои заявления фактами.
Вопрос: Пол, вы что-то хотите добавить?
Пол Стоддарт: Все очень просто, я не согласен с тем, что сказано. Все нужные обстоятельства присутствуют, договоренности имеют место, и публичные, и конфиденциальные. Есть угроза стабильности, ведь никто не хочет пересмотра результатов трех первых гонок? Да, мы многое сделали для спорта, формат чемпионата изменился в лучшую сторону. В личном зачете и Кубке Конструкторов борьба очень острая, по сравнению с прошлым годом все стало значительно лучше, но я не согласен с Роном по поводу дополнительных затрат.
Я не согласен с Роном, Эдди и Фрэнком по поводу договоренности от 15 января. Может быть это неправильное место для обсуждения подобных вопросов, но время вышло.
Вопрос: Дэвид, что вы об этом думаете?
Дэвид Ричардс: Пол хорошо знает мою позицию и знает, что она не изменилась. Я был последователен с самого начала, но вопрос действительно сложный, и он не может быть решен на публичной пресс-конференции. У всех нас есть свои проблемы. Экономическая ситуация в чемпионате очень сложна, время от времени все мы стоим на пороге кризиса. К сожалению, Пол отозвал свое согласие по поводу перемен в регламенте, о которых мы давно договорились, и это плохо. В основном эти перемены касались увеличения рекламных площадей на машине, увеличения заднего антикрыла, которое мы могли бы отдать спонсорам.
Отказ Пола нам точно не поможет и ему самому в том числе. Я рад, что он сможет довести сезон до конца, и надеюсь, что мы сможем договориться о переделе доходов. Думаю, и по поводу моторов удастся найти компромисс, но эти проблемы нельзя решать, вынося ссор из избы.
Вопрос: Давайте сменим Тему. Мы в Канаде, поговорим о Жаке Вильневе...
Дэвид Ричардс: Давайте, на эту тему мне говорить гораздо легче.
Вопрос: Местную прессу очень интересует его будущее...
Дэвид Ричардс: Кадровый вопрос обычно обсуждается чуть позже, во второй половине сезона, об этом лучше говорить после Гран при Великобритании. Сейчас я могу сказать лишь о том, что у нас подписан длительный контракт с Дженсоном Баттоном. У Жака этот сезон пока складывается очень неудачно, но не по его вине, а из-за проблем с надежностью нашей машины и мотора Honda. Мы должны эти проблемы решить, и на тестах в Монце я твердо пообещал Жаку разобраться. Мы работаем вместе, он видит прогресс команды, понимает, что потенциал есть, надеюсь, мы справимся со всеми проблемами.
Вопросы с мест
Вопрос: "Дрим-тим" в полном составе продлила контракт с Ferrari до 2006 года. Что вы думаете о предстоящей борьбе с ними на протяжении трех с половиной лет?
Фрэнк Уильямс: С одной стороны это хорошие новости, Михаэль уже не участвует в переходах гонщиков из команды в команду, хотя бороться с такой командой нам будет непросто. Но мы готовы к борьбе.
Рон Деннис: Нам нравится принимать вызов. Хорошо, что они все остались. Почему бы нет? Если вы хотите выиграть чемпионат, то один из лучших способов - победить сильного соперника. Формула 1 сейчас очень конкурентоспособна, выиграть у Ferrari сложно, но эта победа дорогого стоит. Хорошо, что Михаэль остался, мы будем бороться и, надеюсь, сможем победить.
Пол Стоддарт: Для меня мало что изменилось, но я боюсь, что Рону и Фрэнку будет сложно, особенно если в чемпионате будет меньше десяти команд. Тогда они будут выигрывать гонки, не зарабатывая очков, и это может произойти уже в этом сезоне.
Дэвид Ричардс: Сегодня Ferrari - это эталонная команда, но работать на таком уровне год за годом очень сложно, однажды наступит день, когда кто-то сможет с ними бороться, и я надеюсь, что этот кто-то сидит в этой комнате.
Эдди Джордан: Я думаю, что Михаэль Шумахер не продержится в чемпионате до 2006 года, а продление контракта - рекламный ход. Хотел бы я прочитать этот контракт. Сейчас в чемпионате много молодых и талантливых гонщиков, а Михаэль наверняка хочет уйти красиво. Я буду удивлен, если он будет выступать дальше следующего сезона, но это только мое мнение. Я не вижу причин, которые заставили бы его работать до 2006 года.
Вопрос: Все ищут способ сделать Формулу 1 интереснее. Что это значит сегодня?
Пол Стоддарт: Выравнивая конкурентоспособность вы повышаете интерес. Многое зависит от производителей резины, от индивидуальных характеристик каждой машины. Сегодня дождь выровнял эти показатели и на первое место вышло мастерство гонщика, когда только от него, ну может быть еще от удачи, зависит место на финише. Нам нужны такие квалификации, такие гонки, они очень интересны для зрителей.
Эдди Джордан: Условия на трассе по ходу квалификации сильно менялись, а машины Пола выехали почти одновременно. Я думаю, что здесь все понимают, насколько тяжело гонщикам с большим потенциалом выступать за эту команду. Ну а дождь, он наверное добавил интереса к тому, что происходит в средней группе.
Вопрос: Хочу спросить Пола и Рона, что они думают о филантропии в Формуле 1? Можно в столь конкурентоспособном чемпионате помогать своим конкурентам?
Пол Стоддарт: Давайте поговорим о футболе. В любом виде спорта очень сложно оказывать достойное сопротивление, если бюджеты команд отличаются в двадцать раз. В футболе у таких команд нет шансов, и мы говорим о том, чтобы этот шанс дать. Все говорят об альтернативном чемпионате, чемпионате автопроизводителей, но это будет очень грустный день для Формулы 1. Какой производитель хотел бы видеть свои машины в последних рядах? В такой ситуации очень трудно работать со спонсорами, с акционерами и партнерами.
Рон Деннис: На это можно взглянуть с другой стороны. Многие думают, что Формула 1 регрессирует, движется вниз по спирали, но я так не считаю. За последние несколько месяцев мы увидели много новых спонсоров в чемпионате, мы смогли продлить некоторые контракты, в большинстве случаев увеличив сумму спонсорских средств. Рейтинг телетрансляций не так велик, как прежде, но мы очень конкурентоспособны по сравнению с другими видами спорта. Спорт вообще многое потерял, как и телевидение, но, благодаря усилиям Берни, мы находим новые рекламные рынки на Ближнем Востоке и в Китае.
Простой факт - каждую гонку смотрит около 388 миллионов человек, огромная аудитория, мы собираем целые семьи у телевизора по выходным. В Формулу 1 приходят и уходят известные марки - Brabham, Lotus, это неизбежно, как уже сказал Пол, очень трудно бороться в последних рядах. Я поднялся с самых слабых позиций до уровня конкурентоспособной команды и никогда не просил милостыню. Это очень жестокий и конкурентоспособный спорт, если вы не в состоянии работать в условиях прессинга, то лучше уйти с этой кухни. Я понимаю позицию Пола, но своими словами он вредит Формуле 1, подрывает доверие к себе и оскорбляет нас, говоря, что мы не держим свое слово. В Формуле 1 есть место для всех, но это не коммунальная кухня и у нас нет общей кастрюли.
Вопросы с мест
Пол Стоддарт: Я хотел бы ответить Рону, тем более, что он обращается ко мне персонально. Давайте кое-что выясним. Милостыня уже была в Формуле 1. В 1997-м Рон и Фрэнк помогли Кену Тирреллу остаться в чемпионате, когда он боролся с Берни. В 1998-м McLaren, Williams и Tyrrell получили очень большую сумму, подписав "Договор Согласия", в 1999-м BAR получил долю 11-й команды в интересных обстоятельствах. Некоторые команды, которых все знают, каждый год регулярно получают деньги от других команд, меньше всего в этом нуждаясь. И уже сейчас ходят слухи о пятидесяти миллионах долларов, которые получила эта команда за простое рукопожатие. Так что давайте не будем говорить о милосердии.
В прошлом году я долго боролся за законную долю денег Prost. Нам нужно было заплатить за участие не меньше, чем другим, посетить все Гран При. Даже тогда находились люди, которые считали, что деньги не должны нам достаться, но это законно и соответствует "Договору Согласия", именно поэтому мы получили свою долю. В этом году, 15 января, Рон действительно сделал предложение Эдди, я не просил милостыню, инициатива исходила именно от него. Он предложил, я назову конкретную сумму - 8 миллионов долларов для того, чтобы мы могли закончить чемпионат. Это было сделано по двум причинам. Первая - необходимо сохранить 20 машин в чемпионате, потому что выставлять третью машину очень дорого для команды. Вторая, не менее важная - поддержать целостность Кубка Конструкторов. Этих парней поддерживают очень крупные компании, которые не хотели бы разыгрывать Кубок Конструкторов в сомнительных обстоятельствах, когда вы не получаете очки за победу, но отнимаете их у соперников. Думаю, именно поэтому 15 января было сделано предложение, которое сейчас ничего не стоит.
Рон Деннис: Перед сегодняшним обсуждением мы встречались, не думаю, что кто-то не помнит подробностей встречи 15 января и последующих обсуждений. Каждый руководитель команды решает сам, считает ли он ситуацию чрезвычайной, однако 95% комментариев было единодушно, сейчас нам нечего обсуждать.
Эдди Джордан: Жаль, что мне придется ответить. Хочу быть точным. Прежде всего я хочу сказать, Боб (ведущий пресс-конференции), что не понимаю, почему мы здесь встретились. Я не думаю, что это обсуждение может носить конструктивный характер. Это не спорт, а телевизионная мыльная опера, никто из нас не готов к этому. Конечно, есть разные мнения, но их не стоит обсуждать публично. Minardi и Полу нужна помощь, это я понимаю, он сказал, что думал, но мое мнение от этого не изменилось. Команда Jordan никогда не просила милостыню, но я надеюсь и верю, что Пол имеет ввиду совсем другое, равно как и Рон. Рона нужно поддержать, он был инициатором создания фонда, он лучше всех знает о необходимости сохранения, поддержания стабильности в Формуле 1. Никто не хочет выставлять третью машину. Это была его идея, так что будем справедливы. Случилось то, что случилось, по различным обстоятельствам, но сейчас у всех своя точка зрения. Нужно забыть об этом и подумать о том, что мы можем сделать для Minardi. Я помню эту команду еще по выступлениям в Формуле 2, это одна из немногих команд, которые, как и Jordan, пришли из младших формул. Мне нужно, чтобы в чемпионате осталось десять команд, хотя бы потому, что не я сейчас занимаю последние места на стартовом поле. Но вопрос очень непростой и, скажу еще раз, его не стоит здесь обсуждать. Мы должны встретиться без журналистов и позвать на нее Пола. В прошлый раз его не было.
Пол Стоддарт: Меня никто не звал.
Эдди Джордан: Да, хорошо. Но пятеро, сидящих здесь, вполне могут договориться и покинуть Канаду в согласии и без агрессии в отношении друг друга. Полу нужна немедленная помощь, давайте посмотрим, что можно сделать. Я на 100% его поддерживаю, потому что не хочу выставлять третью машину.
Вопрос: Вы сказали, что никогда не брали милостыню у других команд. Кто заплатил за аренду грузовиков в Барселоне?
Эдди Джордан: Я не знаю, у нас есть спонсоры, которые оплачивают расходы команды.
Вопрос: Вы готовы дать клятву в том, что другая команда или автопроизводитель не платил за аренду машин?
Эдди Джордан: Грузовики? Жаль, но я думаю, что предмет разговора исчерпан.
Вопрос: Но я хотел бы получить ответ...
Рон Деннис: Давайте дальше.
Вопрос: Рон, теперь мы знаем, что вы были инициатором создания "Фонда помощи". Почему ничего не получилось? Создавая его, вы надеялись на результат?
Рон Деннис: Говоря о фонде, мы имели ввиду общие интересы Формулы 1, стабильность и прогресс чемпионата. Только в стабильной ситуации вы можете работать на перспективу. Если что-то серьезно меняется, к примеру - спортивный или технический регламент, то стоимость участия значительно возрастает. Разумеется, мы думали о том, чтобы сохранить в чемпионате машины Пола и, в меньшей степени, Эдди. На встречах руководителей команд обсуждалось много интересных идей, выдвигаемых по разным причинам. Берни раньше часто поддерживал команды, налаживал финансовые связи, но это не предмет общественного обсуждения. В Гран При всегда были свои плюсы и минусы, я не хотел возвращаться к этому вопросу, но Пол вспомнил о параграфе нашего письма, в котором говорилось о стабильности чемпионата. Этой стабильности не было, и все мы несли серьезные финансовые потери. Даже сейчас никто не знает, сколько будет стоить участие в чемпионате, как тогда можно судить о количестве денег, которое требуется для поддержания на плаву другой команды. Нужно убедиться в безопасности собственного будущего, создать минимальный резерв. Это очень простая экономика, и я хочу повторить слова Фрэнка. Мы пришли сюда, чтобы говорить о спорте, пресс-конференция - не место для разговора о деньгах.
Вопрос: Но Формула 1 - это бизнес, кроме того короткого момента, от зеленого сигнала светофора до клетчатого флага...
Рон Деннис: Разумеется. Но все же мы не должны публично обсуждать здесь коммерческие основы Гран При. Я сочувствую всем, у кого есть проблемы, пробую помочь, но ситуация меняется, как все в этом мире. Сейчас непростое время для всех нас.
Вопрос: Фрэнк, на этой неделе Джеф Гордон опробовал одну из ваших прошлогодних машин. Как вы оцениваете результаты его работы? Вы бы хотели пригласить его на тесты? Вы бы хотели видеть американского гонщика в Формуле 1, это могло бы решить многие проблемы из тех, что обсуждались сегодня...
Фрэнк Уильямс: В Индианаполисе я не был, но по сообщениям с трассы я знаю, что Джеф не испугался машины и сделал все хорошо. Его машина чемпионата NASCAR начинает торможение примерно за 250 метров до конца прямой, а за рулем Формулы 1 от тормозил в 75 метрах от поворота. Хуан-Пабло начинал торможение в 60 метрах, или около того, их время на круге отличается всего на секунду. Так что у меня есть для вас две новости - хорошая и плохая. Хорошая - Джеф был очень быстр, плохая - нам нечего ему предложить. Он - чемпион NASCAR, а мы просто не сможем платить ему столько, сколько он получает сейчас. Ну а американского гонщика высокого класса мы бы все конечно хотели видеть в чемпионате.
Вопрос: Рон, вы говорили о спорте и громких именах в спорте, но фактически вы все партнеры в этом бизнесе. Конечно Minardi не так популярна по сравнению с вами, но тем более ценно такой команде, как ваша, помочь своему маленькому партнеру. Проигравших все любят и жалеют. Разве вы не считаете, что это было бы здорово для вашего совместного бизнеса?
Рон Деннис: Конечно.
Вопрос: Но этого не произойдет?
Рон Деннис: Вы спросили о том, согласен ли я с вами. Согласен.
Вопрос: Что то конкретное вы будете предпринимать?
Рон Деннис: Почему только меня спрашивают?
Вопрос: Я спрашиваю всех...
Рон Деннис: Тогда может кто-то еще ответит?
Вопрос: Хорошо, все вы партнеры в бизнесе, десять партнеров в одном бизнесе, которые пытаются превратить его в спорт...
Рон Деннис: Я думаю, что все знают - команды, вместе со SLEC, вместе с Берни, вместе с автопроизводителями упорно работают, чтобы гарантировать долгосрочную финансовую и спортивную стабильность Гран При. Для этого нужны усилия многих людей, а не отдельных индивидуумов, и тогда мы добьемся цели, тогда финансовая стабильность всех участников чемпионата, в том числе и частных команд, не будет вызывать сомнений. Проблема с Minadri возникла не внезапно и не может быть решена внезапно. Но нам нужно сохранить число команд в чемпионате.Пол Стоддарт: Но ничего все равно не делается. Пустой разговор.
Вопрос: Я хочу спросить у Пола. Рон сказал, что некоторые деньги в этом году вам уже были выплачены. Вы можете это подтвердить, если да, то, вынося сор из избы, вы не разрушаете сложившиеся отношения между командами, не мешаете собственным интересам, вместо того, чтобы помогать им?
Пол Стоддарт: Я не думаю, что получил больше, чем они. Я полностью разочарован кое в ком из тех, кто сидит в этом зале, и не могу опускать ниже, чем мы уже опустились. Многое сказанное здесь очень далеко от правды и лучше нам закрыть эту тему. Я не думаю, что кто-то здесь действительно хочет поддержать Minardi, мы видели, как ушел Prost, как ушел Arrows. Если ничего не изменится, подобная судьба ждет и Minardi. Кто следующий? Jordan? А потом? Один из автопроизводителей? Скоро вам не нужно будет волноваться по поводу GPWC, в этом чемпионате никого не останется.
Вопрос: Дэвид, вам есть, что добавить?
Дэвид Ричардс: Я согласен с Роном в том, что мы слишком поверхностно смотрим на возникшую ситуацию. В любом спорте есть подъемы и падения, и мы должны позаботиться о долгосрочной стабильности. Недавно мы в очень положительном ключе обсуждали вопросы поставки моторов. Не знаю, что имеет ввиду Пол, качая головой, но...
Пол Стоддарт: Я не качаю головой, я соглашаюсь...
Дэвид Ричардс: Тогда, простите. Тем не менее, инициативы есть и я убежден в том, что нам нужно двигаться в одну сторону, договариваться о недорогих моторах, о более равномерном распределении доходов. Я понимаю, что у Пола есть и краткосрочные интересы, но все же нужно дожить до конца сезона и работать на перспективу.Пол Стоддарт: Эдди может быть хотел бы дать комментарий по поводу моторов, кажется, он так и не получил ответа со стороны производителей...
Эдди Джордан: Если говорить о поставке моторов, то в январе мы получили письмо от Mercedes-Benz, они были первыми, кто предложил мотор за умеренную плату, они создали очень важный прецедент. Но не стоит забывать и о Cosworth, если вы помните, они поставляли моторы для очень многих команд, наверное для всех, сидящих за этим столом, кроме BAR. Но Cosworth - это коммерческая компания, они, как и многие другие заявили, что не готовы увеличить число своих клиентов.
Пол Стоддарт: Пока я говорил лишь неприятные вещи, но сейчас хочу поблагодарить Cosworth и Jaguar, только благодаря их поддержке мы сейчас участвуем в чемпионате.
Вопрос: Я хочу попросить Пола и Рона разъяснить ситуацию с "Фондом помощи", как сейчас обстоят дела? Если он больше не существует, то как это повлияет на Minardi в оставшихся гонках сезона?
Пол Стоддарт: Давайте я попробую ответить первым. Если фонд не умер, то ситуация похожа на то, как будто конюшню заперли после того, как лошадь сбежала. Пока мне не за что благодарить своих соратников по бизнесу, что будет дальше - посмотрим...
Рон Деннис: Снова мне вопрос, наверное меня выделяют (смеется). Я попробовал что-то сделать и потерпел неудачу. Если это делает меня плохим парнем, то ладно, но еще раз подчеркну, ситуация изменилась. В чемпионате нестабильный регламент, а значит и финансовая ситуация, и я не понимаю желания Пола устроить разборки именно сегодня. Это от непонимания сложности ситуации и всех проблем, которые окружают Формулу 1 и экономику в целом. Я не хочу играть в пинг-понг, кто что сделал или не сделал. В будущем, стремясь помочь кому-либо, я постараюсь умерить пыл.
Эдди Джордан: Могу я сказать? Сегодня трудный день. Я согласен с Роном, согласен с Полом. Я считаю, что у нас есть путь для движения вперед, я полагаю, что все осознают невозможность выставления третьей машины от команды, и думаю, что за этим столом нет тех, кто не хотел бы поддержать команду в такой ситуации. Я был на встрече руководителей команд и знаю их мнение. Может быть сегодняшняя пресс-конференция как-то ускорит процесс, но это единственный положительный момент из сегодняшнего разговора.
Вопрос: Только разъясните нам, "Фонд помощи" провалился только потому, что его не поддержали McLaren, Williams и Ferrari? Похоже, как будто старшие браться обижают младшего...
Рон Деннис: Нет, вы все неверно поняли. Я не хочу исправлять вашу точку зрения, но оно неверна.
Вопрос: Так что, вы до сих пор за "Фонд помощи"?
Рон Деннис: (ругается) Вы абсолютно не понимаете ситуацию. Давайте снова вернемся к тому, о чем говорили, хотя мне этого очень не хочется, но для вас - так и быть. Фонд основывался на сочетании нескольких факторов, это понятно? Были спорные деньги, наша цель была в том, чтобы прекратить спор в соответствии с регламентом. Нужно было взять эту сумму, попросить Берни ее удвоить и поделить между двумя этими командами, заботясь о стабильности в перерыве между этим и следующим сезонами. Некоторые из этих факторов провалились. Не один, а несколько. Теперь Пол говорит, что вы давали обещание - выполняйте. Через шесть часов после встречи FIA выступила с очередными техническими предложениями, после этого Берни вряд ли удвоил бы сумму, предложенную командам.
Пол Стоддарт: Теперь я постараюсь прояснить ситуацию. Сегодня я обошел большинство боссов команд, чтобы подписать заявление о передаче денег, а речь идет о доле Arrows, которая не досталась Toyota в этом году. Шесть руководителей команд согласны с тем, чтобы выплатить эти деньги сегодня. Трое, двое из которых сидят слева и рядом со мной не подписали (Рон и Фрэнк), еще один носит красный костюм. Мне не хотелось говорить об этом перед телекамерами, но Дейв Ричардс и Флавио Бриаторе подписали, хотя и подали протест, фактически на эти деньги наложили вето три команды.
Рон Деннис: У меня не осталось права выбора. Документ, представленный для подписи от Minardi содержит в себе сумму в 16 миллионов долларов. Реальная сумма - 8 миллионов, я хотел бы знать, где они возьмут вторую половину. Ее должен удвоить Берни? Но я не знаю, хочет он этого или нет, и не хочу принимать решение за него. Документ ужасный, неправильный, никак не согласующийся с прежними договоренностями. Да, три команды отказались его подписывать, видимо они иначе оценивают ситуацию. Я не знаю, где мы возьмем 16 миллионов, может быть Пол объяснит?
Пол Стоддарт: Отвечу, Рон, раз вы спросили. С прошлого года у Arrows осталось около 3 миллионов, фирма, выпустившая компьютерную игру, должна Arrows около полмиллиона, оплата от 31 декабря - еще 1.5 миллиона, за десятое место в чемпионате - около 7 миллионов плюс 4 миллиона. В результате - те самые 16 миллионов.
Рон Деннис: Нет, но...Пол Стоддарт: Независимо не от чего, 50 на 50, половина для Jordan, половина для Minardi. Эдди сидит очень тихо, и я понимаю, почему...
Рон Деннис: Ваша математика в корне неверна...
Деннис и Стоддарт спорят между собой...
Рон Деннис: Она неверна потому, что большая часть этих денег уже распределена между командами, и вы это знаете. Документ, представленный вами не точен, вы не имеете право на эти деньги.
Пол Стоддарт: Значит большинство боссов команд тоже ошибаются...
Рон Деннис: Да, с подачей протестов.
Пол Стоддарт: Протест подали только двое и это было сделано для разъяснения ситуации. Они не протестовали против суммы, а хотели разъяснения двух последних пунктов.
Вопрос: Давайте вернемся к партнерским отношениям, забудьте все, сказанное здесь. Вы хотите поднять интерес к спорту, а обсуждаете деньги. Конечно без денег спорта бы не было, наверное, мы просто не понимаем, что здесь главное, а что - второстепенное?
Рон Деннис: Здесь важно все, в сумме (смех).
Вопрос: Тогда разъясните нам это получше, чтобы мы знали, что и как...
Рон Деннис: Я и не собирался это обсуждать, но как Фрэнк уже сказал, нас вынудили это делать. Я не хочу обсуждать деловые вопросы нашего бизнеса публично.
Вопрос: Вы чувствуете себя одной компанией? Мне кажется, что вы можете эффективно работать, когда вы вместе и должны забыть о спорах. Почему этого не происходит?
Дэвид Ричардс: Хочу вам сказать, что подобные переговоры были год назад, два года назад. Мы должны заниматься долгосрочным планированием, а не проверять коленный рефлекс друг у друга.
Пол Стоддарт: Если сохранение десяти команд в чемпионате имеет отношение к коленному рефлексу, то почему бы и нет.
Эдди Джордан: Чтобы предотвратить любые сомнения по поводу того, что я сижу очень тихо, попробую объективно разобраться в ситуации. Я уже говорил о важности сохранения чемпионата в действующем составе.
Первоначальная цель была проста - помочь командам. Jordan в этом отношении очень не похожа на Minardi, у нас разная ситуация, разный бизнес. Мы чувствуем себя частью этого спорта. Названная сумма будет обработана Берни, может быть для того, чтобы уменьшить стоимость моторов. Мы говорили о наборе обстоятельств, при котором Рон предложил создать "Фонд помощи", и это нужно приветствовать, потому что прежде никто этого не делал.
Он попробовал собрать все факторы воедино, но этого не получилось, но есть надежда, что когда-нибудь это может случиться, и я надеюсь, что сегодняшний разговор может приблизить этот момент.