В заявленном составе участников пресс-конференции произошли перемены - Эдди Джордан вместо Яна Филипса будет представлять Jordan, Дэвид Ричардс отсутствует из-за поездки на заседание Совета по соблюдению контрактных обязательств.
Флавио Бриаторе (Renault), Эдди Джордан (Jordan), Тони Парнелл (Jaguar)
Вопрос: Все мы собрались в Китае на дебютный Гран При. Что вы можете сказать о важности и значении этого этапа?
Эдди Джордан: Я приехал сюда на Рождество и был очень увлечен ведущимися работами, хотя, так же, как и в Бахрейне, все мы сомневались в том, что они будут закончены вовремя. Однако результат налицо и организаторы Гран При принимают заслуженные поздравления. То, что мы видим - это фантастика. Боксы, средства обслуживания - все на высшем уровне, их можно считать эталоном. Разумеется Китай очень важен для Формулы 1, соответственно в чемпионате появляются и спонсоры, заинтересованные в этом рынке. У нашей команды их трое - Citibank, B&Q и Beijing Chateau и я очень рад, что у Jordan появились такие партнеры.Тони Парнелл: Я несколько раз бывал в Китае за последнее время и поражен тем, как прогрессирует эта страна. Сейчас Китай - одна из самых современных наций на планете и я с нетерпением жду начала уик-энда.Флавио Бриаторе: Я согласен с Эдди, трасса просто фантастическая. Это еще один пример, наряду с Малайзией и Бахрейном, того, что в Азии намного лучше справляются со своей работой, чем в Европе, нам нужно пригласить сюда организаторов европейских Гран При, из Маньи-Кур и Сильверстоуна.Эдди Джордан: Вы не упомянули Имолу...Флавио Бриаторе: Эдди, я лишь привел пример...Эдди Джордан: Ну, хорошо.
Вопрос: Флавио, выходит в Европе средства обслуживания несравнимы?
Флавио Бриаторе: В Бахрейне я был поражен, но здесь еще лучше. На европейских автодромах все гораздо хуже. В календаре есть шесть или семь трасс, совершенно не пригодных для Формулы 1, так нет ничего, а мы платим ту же цену.
Вопрос: Подведя итог можно сказать, что Гран При Китая - это хорошая новость для Формулы 1. А плохую новость озвучила в прошлую пятницу компания Ford. Тони, представители компании заявили, что в следующем сезоне команды Jaguar Racing не будет, это так?
Тони Парнелл: Да, все верно.
Вопрос: Но интерес к команде есть? Покупатели уже появились?
Тони Парнелл: Да, и это серьезный интерес. Многие готовы рискнуть, но мы подвергаем эти предложения жесткому отбору, чтобы выбрать действительно реальные варианты. Я верю в то, что решение будет найдено.
Вопрос: HSBC и Ford контролируют этот процесс? Вы хотите найти хороший вариант или просто продать команду честолюбивому предпринимателю за достойную цену?
Тони Парнелл: Разговоры о продаже команды немного неправильно толкуются, речь о финансировании ее выступлений и смены формы собственности на ближайшие несколько лет. В данном случае мы не говорим о спонсоре, который заплатит денег за размещение своего логотипа на антикрыле, чтобы через полгода покинуть чемпионат. Этого не будет.
Вопрос: Говорят компания Red Bull хотела завладеть командой, но этому помешала позиция компании Ford. Сейчас Ford - не проблема?
Тони Парнелл: Все частности конфиденциальны и я не буду обсуждать здесь конкретные предложения. Но я общаюсь со всеми потенциальными покупателями, мой телефон звонит даже ночью.
Вопрос: Вы сказали, что за последнее время не раз бывали в Китае, речь ведь идет не о туризме?
Тони Парнелл: (смеется) Нет, я вижу, что происходит в этой стране и знаю, что однажды они станут одним из серьезных игроков в Формуле 1. Я согласен с Эдди в том, что здесь есть серьезные потенциал для спонсорства, возможно именно в Китае будет сделано предложение, от которого не смогут отказаться в Ford.
Вопрос: Вы человек Ford. Вам кажется, что в данной ситуации Ford выглядел должным образом?
Тони Парнелл: Серьезная компания должна уметь принимать серьезные решения. В этом году у нас были проблемы с продажами дорожных машин Jaguar, мы были вынуждены закрыть один из крупных заводов и я понимаю, почему принято решение об уходе из Формулы 1. Оглядываясь назад всегда можно найти приемлемый вариант, но я верю, что в конечном счете все это закончится хорош для персонала. За последние два года я слышал лишь небольшие комментарии со стороны Ford по поводу работы команды, даже пресса писала о том, насколько эффективно сейчас построено управление командой. Но если мы не найдем нового, предприимчивого владельца для команды, значит в Формуле 1 не все так хорошо с точки зрения бизнеса. Сейчас Ford помогает нам в поиске покупателя.
Вопрос: Все мы надеемся, что Jaguar Racing и Cosworth найдут себе новых владельцев, но судя по Jordan и Minardi интерес со стороны покупателей не так уж велик. Вы на самом деле верите в то, что до 15 ноября, до даты подачи заявки на следующий сезон, сумеете продать команду?
Тони Парнелл: Уверен, иначе я бы не был здесь.
Вопрос: Что вы сказали инженерам и механикам команды, всем тем, кто работал на вас все это время?
Тони Парнелл: Хочу сказать, что атмосфера в команде, учитывая обстоятельства, просто невероятна. Команда приехала в Китай, желая доказать свои возможности в борьбе за очки и именно такую задачу мы ставим перед собой в этот уик-энд. Я знаю, что некоторым нашим сотрудникам предложены высокие посты в ведущих командах чемпионата, но они ответили отказом, желая продолжить работу в прежнем коллективе. Я не могу представить себе лучшей отправной точки, чем Jaguar для тех, кто хотел бы войти в чемпионат. Если кто-то хочет глобализовать свой бренд через участие в Формуле 1, это идеальный вариант.
Вопрос: Продолжим тему, но перейдем к Эдди. Что вы подумали, получив в прошлую пятницу известие о выходе из чемпионата Jaguar и особенно Cosworth?
Эдди Джордан: У меня немного иная ситуация, есть инструкция от Тони и контрактную ситуацию с Cosworth я могу обсуждать только с ним или с Бернардом Фергюсоном (Cosworth). Правда до сих пор они не отвечали на звонки или их телефоны были выключены, но мне сказали, что их пока попросили воздерживаться от контактов со мной. Ав пятницу, когда все это произошло, я был на встрече и мы немного запаниковали, но позже Ричард Пэрри-Джонс обратился ко мне.
Вопрос: Очевидно в последние годы вы заплатили большую сумму за моторы Cosworth, разве вы не могли обратиться к компании, как их клиент?
Эдди Джордан: Наверное у всех об этом есть собственное мнение, но мне кажется, что когда вы платите 38 миллионов долларов за моторы, то должны заблаговременно получать предупреждение о выходе компании из чемпионата. Впрочем каждый играет по своим правилам, поэтому я никого не собираюсь преследовать за это. В последние годы я чувствовал свою команду частью компании Ford. Сейчас очень непросто выиграть гонку, но я добился этой победы вместе с Ford, так что наши отношения были успешны.Честно говоря я очень разочарован. Еще недавно я считал, что команда просто сменит имя с Jaguar на Ford, тем более, что подобные планы Тони Парнелл озвучил на встрече с нашим немецким спонсором - компанией Deutsche Post и это произошло всего пару недель назад. Мы обсуждали этот вопрос на прошлом Гран При и тогда все выглядело в радужных тонах. Я не знаю, что произошло за эти две недели, но ситуация изменилась на противоположную. Я понятия не имел, что Cosworth и Ford собираются уйти из гонок и написал Тони письмо, в котором выразил свое разочарование его работой.Тони Парнелл: Эдди позвонил мне сразу после того, как было сделано заявление и его речь была очень эмоциональной.Эдди Джордан: Но тогда я еще так не ругался! (смех)
Вопрос: Разумеется, Эдди разочарован, но очевидно он говорит не все. Как вы относитесь к его словам о том, что компания отнеслась к нему не должным образом?
Тони Парнелл: Речь идет о деловых отношениях и я считаю, что мы не должны обсуждать их публично.
Вопрос: Эдди, вы очевидно рассчитывали использовать моторы Cosworth в следующем году, но сейчас эта возможность стала гипотетической. Эти события как-то повлияют на выживание команды?
Эдди Джордан: Я понимаю, что Тони не хочет это обсуждать, но сейчас у меня нет никаких отношений с Ford. Ричард Пэрри-Джонс заронил некоторую надежду, сказал после новостей об уходе Ford, что со мной на следующий день свяжется Тони Парнелл, что шанс на поставку моторов Cosworth все же остается. Но на переговорах с Тони цена на моторы неожиданно возросла вдвое, просто потому, что Ford больше не финансировал работы по развитию мотора. С одной стороны новость хорошая - может быть Cosworth и продолжит поставлять нам моторы, но двойная цена - это слишком, по крайней мере я не вижу, как это может быть реализовано.
Вопрос: И как вы ответили на их предложение?
Эдди Джордан: Письменного предложения я пока не получал, но с нетерпением его жду.
Вопрос: Эдди, как вы считаете, команда Jordan будет стоять на старте Гран При Австралии в следующем году?
Эдди Джордан: Мне трудно ответить на этот вопрос, с одной стороны нужно быть реалистом, с другой - я привык к борьбе за будущее частных команд. Судя по тому, что случилось в прошлую пятницу, частные команды нужны Формуле 1. Мы добивались успеха, потом прошли через сложные времена... (проблемы с микрофоном)...Нет, вы так легко от меня не избавитесь (смех) Тони, там кто-то из ваших?Я твердо уверен в том, что частные команды нужны Формуле 1 просто потому, что автопроизводители приходят и уходят, когда им это нужно, а частные команды сохраняют стабильность чемпионата и я буду бороться за наше будущее. Я сделаю все, чтобы наши машины стояли на старте Гран При Австралии в следующем сезоне, но ничего не могу гарантировать. Сейчас я не готов это обсуждать, но без борьбы не сдамся.
Вопрос: Эдди, вы говорите о том, что частные команды нужны Формуле 1, но Берни Экклстоун с этим не согласен. Вчера в интервью Radio Five он сказал: "Компании, представленные в Формуле 1 достаточно сильны, чтобы пережить эти проблемы. Три ведущих команды выставят по три машины и мы увидим на трассе двадцать очень конкурентоспособных машин". В сложившейся ситуации, когда команда Тони продается, ваша команда продается, команда Пола Стоддарта тоже продается, вы считаете, что владелец коммерческих прав поступает верно, давая такое интервью?
Эдди Джордан: Просто у него есть собственное мнение, хотя командам очень трудно подыскивать мотивацию для персонала, если владелец чемпионата дает такие комментарии. Представьте, вы ведете переговоры со спонсором и вдруг кто-то цитирует это высказывание Экклстоуна...Я не хочу комментировать причину, побудившие Берни сказать эти слова. Он говорит то, во что верит, а я верю в другое. Я верю в то, что в Формуле 1 есть место для частных команд и нам нужно помогать потому, что за последние двадцать лет лица владельцев команд в Формуле 1 не меняются, мы посвятили свою жизнь этому спорту. Когда возникают проблемы, нужно смотреть глубже.
Вопрос: Тони, это высказывание Берни поможет вам продать команду?
Тони Парнелл: Думаю оно никак не повлияет. Здоровье Формулы 1 гарантируется набором хорошо финансируемых команд, у которых есть спонсоры, которые видят коммерческий смысл в своем участии. Команды участвуют в чемпионате потому что им это выгодно. Да, налицо определенный кризис, потому что это участие более выгодно сильным командам, чем слабым и я инспирировал прошлогоднюю реформу, чтобы снизить коммерческие и технические затраты, увеличить коммерческую привлекательность команды. Берни все это знает и примет меры.
Вопрос: Флавио, подписывая контракт с Жаком Вильневом вы надеетесь на победы? Если это так, то почему вы не подписали с ним контракт на следующий сезон?
Вопросы с мест Флавио Бриаторе: Я не знаю (смеется). Просто мне нужен был хороший гонщик в команде. Моя ситуация отличается от той, в которой находятся Тони и Эдди. Впереди четыре гонки, в моей команде 800 человек, которых я мотивирую на тяжелую работу, чтобы улучшить машину, гарантировать ее конкурентоспособность. Но один гонщик старается, делает все от него зависящее, а второй работает не столь усердно. Команде сложно работать в таких условиях и мне нужно было что-то менять.Я уверен в том, что поступил верно. Жак был единственным вариантом и с удовольствием пошел нам навстречу. Он хотел вернуться в гонки, хотел бороться с BAR и это очень здорово. Если вы скажете мне сейчас, что в воскресенье Жак финиширует в призовой восьмерке, я буду очень доволен, потому что я жду от него именно этого. Он мотивирует команду, мотивирует Фернандо, что уже помогает нам в борьбе за второе место в Кубке Конструкторов. А по поводу следующего сезона, так я уже подписал контракт с Физикеллой, у меня просто нет возможности подписать контракт сразу с двумя гонщиками.
Вопрос: Господа, все вы говорите, что трасса в Шанхае может служить эталоном, но как мы сможем сохранить европейские трассы. Наверное в Европе нет таких денег, но гонки проводятся там 30, 40, 50 лет, там есть свои традиции. Как мы сможем сохранить знаменитые европейские автодромы, включая в чемпионат новые трассы, вроде Шанхая и Бахрейна?
Тони Парнелл: Единственный путь в увеличении числа этапов. Формула 1 привлекает рекламодателей и болельщиков и тут увеличение числа этапов - процесс естественный. Поддержат большой календарь команды или нет, но именно таким я вижу будущее Формулы 1, мы сохраним традиционные трассы и прибавим к ним современные автодромы. Это не самая неприятная проблема.Эдди Джордан: Я согласен. Важно удостовериться в том, что чемпионат остается эталоном, что планка поднята достаточно высоко и этот чемпионат действительно является Чемпионатом Мира. Гонки в Бахрейне и Малайзии очень хороши, но есть и откровенно скучные трассы. Мы приехали в Шанхай и восхищаемся им, город, который построили на этом месте за последние десять лет великолепен. В следующем сезоне мы проведем Гран При в Турции, ходят разговоры о будущих Гран При в Северной Африке и России. Это естественный прогресс. У людей есть деньги, есть спрос на этот вид бизнеса и он будет расширяться. Увы, европейцы ленивы, или просто устали от автоспорта, ведь у них есть богатый выбор развлечений - футбол, регби, гольф, что угодно. А для Китая наш Гран При может оказаться самым знаменательным спортивным событием и они соответственно к нему относятся.Флавио Бриаторе: Я согласен. Очень важно понять, что сейчас мы проезжаем двойную дистанцию гонки на тестах, а не в гонке. Но именно в гонке идет борьба за победу, в гонках мы зарабатываем деньги, а тесты их только отнимают. Мы хотим изменить эту ситуацию. Я согласен с тем, что команды должны получать большую долю от доходов чемпионата, но вместе с этим необходимо снижать расходы, ведь если у вас есть 50 миллионов. то вы все 50 миллионов и потратите. Мы отлично умеем тратить деньги, нигде больше я подобного не встречал - если есть десять, мы тратим одиннадцать. Гонки - это наша работа и мы должны увеличивать число этапов, сокращая тесты, потому что расходы на гонки и тесты почти равны и речь идет об очень серьезных суммах. Люди вкладывают миллионы и миллионы долларов в нашем бизнесе.Тони Парнелл: Одно замечание - эта трасса самая новая в мире и она обязана быть самой лучшей. Европейским автодромам по 20-30 лет, однажды и эта трасса состарится. Здесь все очень хорошо, все на высоком уровне, но в Европе трассы были построены очень давно и возможности перестраивать их каждую неделю просто нет.Эдди Джордан: Вроде старой машины. Если вы не вкладываете в нее деньги, то и продать не сможете.