Джон Хауэтт (Toyota), Дэвид Пичфорд (Jaguar), Пьер Дюпаскье (Michelin) и Хирохиде Хамашима (Bridgestone)
Вопрос: Джон, как вам начало сезона?
Джон Хауэтт: Перед началом сезона мы ожидали большего. В конце прошлого года мы пригласили Майка Гаскойна и после Гран При Австралии постоянно прогрессируем, надеюсь в последних гонках сезона Toyota сможет подобраться поближе к лидерам.
Вопрос: Рикардо Зонта, будучи третьим гонщиком команды, часто опережает в пятницу двух основных пилотов. Это лишь иллюзия?
Джон Хауэтт: Разумеется в пятницу мы больше нагружаем мотор третьей машины, в распоряжении Рикардо несколько комплектов свежей резины и он очень помогает нам на тестах, но делать какие-либо сравнения можно лишь полагаясь на факты. Мы довольны нашими гонщиками.
Вопрос: Расскажите нам о доработанной версии своей машины...
Джон Хауэтт: Как и любая другая команда, мы стараемся прогрессировать. Мы хотим снизить вес монокока и это произойдет в Хоккенхайме, от гонки к гонке инженеры работают с аэродинамикой, стараясь добиться ее большей эффективности.
Вопрос: Во вторник был объявлен проект нового регламента на моторы, что вы о нем думаете. Что-то уже обсуждалось, какие-то решения уже приняты?
Джон Хауэтт: По сути мы принимаем предложение о поправках к регламенту на моторы, но все это еще будет обсуждаться. Если регламент устроится к июню, то к сезону 2006 года мы можем подготовить новые моторы. Toyota пришла в Формулу 1 потому, что этот чемпионат бросает серьезный технический вызов участникам, разумеется вопрос с моторами очень важен для нас.
Вопрос: Фактически это значит, что вы согласны с формулой 2.4 V8?
Джон Хауэтт: 2.4 литра, V8, никаких проблем я тут не вижу. Все это имеет смысл, позволит сократить затраты. Существующая технология позволяет производить моторы с меньшим объемом и вместе с другими мерами, вместе с запретом на тесты, это позволит на 50% сократить стоимость поставки моторов, как этого и хотят в FIA. Но позиция Toyota остается прежней - мы хотим большей технологической свободы.
Вопрос: А стандартизация ECU (engine control unit, блок управления двигателем)? Вас это не волнует?
Джон Хауэтт: Все это будет обсуждаться. Подобные поправки готовятся к 2008 году, так что не горит.
Вопрос: Дэвид, грубо говоря - те же самые вопросы. Как вам новый регламент на моторы?
Дэвид Пичфорд: У нас относительно мягкая позиция по поводу регламента на моторы. Перемены нужны, так или иначе мы будем делать новый мотор, но пока нет ясности в регламенте, в том, каким он должен быть. 2.4 литра - не проблема, а по поводу ECU нужна большая ясность, ведь здесь огромное значение имеет программная начинка, а мы пока не знаем, подразумевает ли стандартизация блока управления двигателем одинаковый софт для всех команд. Если да, то мы снова встанем перед проблемой его контроля, что довольно сложно сделать.
Вопрос: Но такая формула мотора вас устраивает?
Дэвид Пичфорд: Да. Каждый из нас знаком с арифметикой. Было 10 цилиндров, стало восемь, был объем в три литра, стал - 2.4. Это не проблема.
Вопрос: Как вам начало сезона?
Дэвид Пичфорд: К сожалению мы не смогли воплотить в хороший результат некоторые потенциально удачные гонки, но перед началом чемпионата мы серьезно модернизировали машину, а это всегда связано с определенным риском. Фактически перед Гран При Австралии R5 полностью обновилась и сейчас можно думать о дальнейшем развитии. Команда постоянно прогрессирует и мы этим вполне удовлетворены.
Вопрос: Кажется этот сезон для Jaguar состоит из подъемов и падений. В Малайзии вы квалифицировались в первых рядах, но с тех пор ничего подобного не было...
Дэвид Пичфорд: Мы страдаем от недостатка тестов, поскольку не так много работаем на тестовых трассах, как наши соперники. Разумеется это вызывает некоторые неприятные сюрпризы в работе, но мы учимся на своих ошибках и стараемся не допускать их снова. Мы продолжаем учиться работе с машиной, но большинство ошибок допускаем во время гоночных уик-эндов, поскольку не работаем на тестах между гонками.
Вопрос: Пока ваш прогресс не соответствует ожиданиям?
Дэвид Пичфорд: После гонки в Австралии, перед которой мы серьезно пересмотрели машину, больших перемен не было, просто потому, что для этого для этого нужно остановить текущую работу и вернуться на базу. Мы движемся мелкими шагами, убеждаемся, что новинки надежны и внедряем их от гонки к гонке. В прошлый уик-энд машина была немного доработана, в этот уик-энд что-то изменилось и это будет продолжаться по ходу сезона.
Вопрос: Даже в тот момент, когда за восемь недель запланировано шесть гонок?
Дэвид Пичфорд: Да, некоторые новинки появятся в Монако, некоторые мы привезли в Барселону.
Вопрос: Хамашима-сан, одновременно с регламентом на моторы мы услышали новый регламент на резину. Что вы думаете об узких передних и широких задних покрышках, о возможном возвращении к сликам?
Хирохиде Хамашима: Существующие машины сильно нагружают передние колеса из-за распределения веса. Задние колеса фактически работают только на тягу, а передние - на торможение и повороты, фактически это помогает сделать машину быстрее. Если передние колеса станут уже, соответственно машина потеряет в скорости.
Вопрос: Какой выигрыш вы видите в введении монополии на поставку резины?
Хирохиде Хамашима: Трудный вопрос. Конечно, лично я предпочитаю работать в условиях конкуренции, хотя монополизация позволит плотнее сотрудничать с командами. Мы сможем многое моделировать, а значит - сделаем резину еще лучше.
Вопрос: Пьер, мы слышали официальный комментарий от Michelin...
Пьер Дюпаскье: Мы договорились с Хамашима-сан отвечать только на вопросы о красном вине!
Вопрос: Но помимо вопросов о красном вине, в вашем сообщении для прессы говорится о предложениях Michelin, которые позволят сократить стоимость участия в чемпионате, увеличив его зрелищность. В чем суть этих предложений?
Пьер Дюпаскье: Мы работаем над ними. Основная идея в том, что без конкуренции вы не понимаете, что делаете, становясь банальным поставщиком резины. Это прекрасно, но компания Michelin пришла в гонки, в Формулу 1, мотоспорт и Ле Ман не для этого. Нам нужна конкуренция для того, чтобы понять, в каком направлении мы движемся и предоставить нашим партнерам максимально эффективную резину. Больше всего в Формуле 1 нас интересует спорт, мы согласны с предложениями президента FIA, а стало быть задаем себе вопрос, как добиться заявленной цели? Сокращение затрат? Прекрасно, автоспорт в принципе стоит дорого, но возможно это зашло слишком далеко. Повышение зрелищности? Прекрасно, но нужно соблюдать баланс между теорией и практикой. Проводить соревнования по картингу на трассах для Формулы 1 смешно, ровно как и наоборот.Подобные предложения Макс Мосли высказывал и по поводу чемпионата по ралли, и тогда мы сказали: "Вы хотите, чтобы мы сделали одну резину для бездорожья и асфальта? Это невозможно, такой резины просто не существует". Да, мы можем попробовать, наверное это будет титановое или деревянное колесо, но предъявлять подобные требования к резине нельзя. С подобными идеями машина будет очень медленной, недорогой и смешной, но нужны другие варианты.
Вопрос: На прошлой неделе вы привезли на тесты в Сильверстоун семь грузовиков резины для трех команд, но потом у вас не оказалось дождевой резины, когда погода испортилась. Не слишком ли дорогими получились эти трехдневные тесты?
Пьер Дюпаскье: Компания, вроде нашей, проводит всю свою жизнь на тестах. Мы делаем покрышки для трейлеров и гоняем их по трассе 24 часа в сутки, чтобы проверить резину. Тесты жизненно необходимы, даже при том, что многое мы можем смоделировать на компьютере, но это моделирование все равно далеко от реальной жизни. Пока не существует компьютеров, способных ответить на все вопросы. Да, это очень дорого. Да, нужно сокращать затраты, подобная задача стоит не только в Формуле 1.Кто-то вчера сказал мне, что Формула 1 похожа на киноиндустрию, мы вкладываем деньги, чтобы создать зрелище, но если это кино не собирает зрителей, смысл пропадает. Но это не кино, не только зрелище. Зрителям важно понимание того, что это вершина автоспорта, что мы прогрессируем, появляются новые технические решения. Именно поэтому у Формулы 1 столько болельщиков, но стоит сделать из чемпионата соревнование механизмов, мы получим Формулу 3000. Она уже есть и, посмотрите на трибуны, сколько там зрителей? (показывает пальцами - Ноль).
Вопрос: Представители Ferrari говорят, что ход чемпионата может полностью измениться, если их конкуренты придумают новый состав резины. Это реально?
Пьер Дюпаскье: Если у Ferrari будет неконкурентоспособная резина, он действительно полностью изменится. Я не понимаю сути вопроса. Они ждут, что кто-то из нас сможет отыграть полсекунды на круге? Ничего подобного! Мы привезли в Сильверстоун семь грузовиков с резиной, чтобы попытаться отыграть одну десятую. Не ждите, что производители резины что-то изменят. С самого начала сезона я слышу только одно - Ferrari, Ferrari, Ferrari, Ferrari и Ferrari. Причем здесь резина?
Вопрос: Разумеется речь идет о совокупности...
Пьер Дюпаскье: Точно, тут вы попали в точку. Но если вы забываете о соперниках, то получаете совершенно иной чемпионат.Вопросы с мест
Вопрос: Дэвид, несколько месяцев назад Ричард Пэрри-Джонс говорил о необходимости сокращения затрат в Формуле 1. Какова реакция Ford, владельцев команды, на предложения FIA?
Дэвид Пичфорд: Мы уже внедряем у себя некоторые предложения. Мы стараемся создать команду с управляемым бюджетом и строгим финансовым контролем, стараясь заслужить доверие компании Ford, равно как и наших спонсоров, которые должны знать, что мы с почтением относимся к средствам, которые они вкладывают в команду. Поступило предложение ограничить количество тестов и мы уже уменьшили их количество, это действительно дорого из-за моторов. Многие говорят об экономии на перелетах и гостиницах, но по сравнению с моторами, это не так важно. Сокращение дистанции на тестах достаточно сокращает затраты, а значит большее внимание необходимо уделить компьютерному моделированию. Точно так же поступают все крупные автомобильные компании. Пятнадцать лет назад выпуску серийной машины предшествовало изготовление сорока моделей, а сейчас для этого необходим лишь десяток, остальное делается ан компьютере, подобное происходит и в Формуле 1. Меньше тестов - больше моделирования и стендовых испытаний.
Вопрос: Дэвид, вас не огорчают действия Кристиана Клина в Имоле и Барселоне?
Дэвид Пичфорд: Если говорить о Барселоне, то у меня пока нет претензий. В первой практике он отлично поработал, правда ошибся и вылетел в гравий во второй. Кристиан хорошо провел начало сезона, был быстр и осторожен, финишировав во всех Гран При, но в Имоле испытывал определенные проблемы. Он повредил шасси и очень мало времени провел на трассе перед квалификацией, соответственно не смог найти оптимальные настройки и потерял темп в гонке. Тем не менее, для новичка чемпионата он отлично справляется.
Вопрос: Противодействие между Michelin и Bridgestone не всегда понятна зрителям. Приведу два примера: в Имоле нам пришлось объяснить читателям, что дождь радикально изменил ситуацию на трассе, кроме того дождь подразумевает под собой несколько вариантов состояния трассы, при которых соотношение между Michelin и Bridgestone меняется очень серьезно. Если монополия на поставку резины не выход, как мы можем найти перемирие в вашей войне?
Хирохиде Хамашима: Вы говорите о радикальных переменах в Имоле? Хммм. Производители резины используют разные составы, поэтому работа резины отличается - иное сцепление, разная стабильность. Дождь действительно может изменить ситуацию, давай преимущество то одним, то другим.Пьер Дюпаскье: Я не понимаю сути вопроса и того, почему это сложно объяснить читателям. Вы до этого ни о чем подобном не писали? Вероятно стоит поблагодарить производителей резины, теперь вам есть о чем писать, готовя репортаж о Формуле 1.
Вопрос: Вы говорили, в основном о затратах, но Макс Мосли привел три причины для того, чтобы монополизировать поставку резины - стоимость, безопасность (вы можете контролировать время на круге) и справедливость (одинаковая резина для всех). Какие доводы и вас есть по поводу двух последних пунктов? Вы говорите, что Michelin не готов быть монопольным поставщиком резины для чемпионата?
Пьер Дюпаскье: У нас есть достаточно времени, чтобы подумать о своих предложениях. Пример, который я привел с ралли, говорит о том, что поправки к регламенту не всегда работают. Если, к примеру, будет объявлено о том, что резина должна выдержать дистанцию двух-трех гонок, значит ее ресурс должен составлять 2000-3000 километров. На машине с мощностью мотора в 900 сил это невозможно, либо это будет настолько плохая резина, что Формула 1 будет медленнее Формулы 3. А по поводу справедливости - вообще непонятно, победители, равно как и проигравшие, будут всегда. Равенства не существует, в любом случае у каждого свои возможности, даже если все стандартизировать, кто-то выиграет, а кто-то проиграет. Если вы хотите справедливости - не участвуйте в гонках.
Вопрос: Джон, ведущий гонщик Toyota в IRL проводит тесты за Williams, вашу команду не интересует Скотт Диксон?
Джон Хауэтт: У нас есть собственная программа работы с молодежью, пока вне игры Райан Бриско и еще два-три молодых гонщика. Мы пригласили Кристиано да Матту как раз из Америки, Скотт заслуживает уважения за свои достижения в IRL, но пока он не вписывается в нашу схему. Я не думаю, что у него есть шансы попасть в нашу команды Формулы 1.
Вопрос: Какие гонщики будут выступать за вашу команду в следующем году?
Джон Хауэтт: Разумеется у нас есть стратегия на два-три ближайших сезона, Toyota не удовлетворена существующей ситуацией и мы делаем все. чтобы подняться на вершину. Что касается гонщиков, мы пока не готовы сделать заявление и я не думаю, что оно может быть сделано по ходу сезона.