Еще четыре десятилетия назад Бразилия была на карте гоночного мира лишь неприметной точкой. Слава местных футболистов уже гремела по всему миру, но с Формулой 1 на южноамериканском континенте ассоциировалась, прежде всего Аргентина – благодаря великому маэстро Фанхио и автодрому имени Оскара Гальвеса.
Все изменилось в начале 70-х. Два чемпионских титула Эмерсона Фиттипальди всколыхнули в стране интерес к гонкам – именно поэтому в наши дни бразильцев можно найти на лидирующих ролях в большинстве ведущих автоспортивных чемпионатов. На волне этого интереса и было принято решение о создании «национальной» гоночной команды. У ее руля встал Вильсон Фиттипальди (старший брат Эмо, набравший в 38 Гран При лишь три очка), конструировать автомобили взялся молодой бразильский инженер Ричард Дивила, помощь проекту оказали авиационный концерн Embraer и производитель сахара и алкоголя Copersucar. Одним из немногих иностранцев в команде стал тим-менеджер, мексиканец Хоакин Рамирес. В октябре 1974-го длинный и низкий Copersucar-Fittipald1 FD01 был представлен в бразильском парламенте, машину лично осмотрел президент страны Эрнесто Гейзель.
Загвоздка состояла лишь в том, что детище Дивилы, оснащенное стандартным мотором Ford-Cosworth, заметно уступало в скорости автомобилям соперников. В дебютном сезоне-75 Вильсон ни разу не финишировал выше 10-го места. Но тут на команду, словно благословение духов Амазонии, снизошло решение Фиттипальди-младшего перейти в лагерь земляков. С этого момента дела пусть и не слишком быстро, но уверенно пошли в гору. Правда, самому пилоту это стоило карьеры в Ф1…
Высшей точкой для Fittipaldi Automotive стал 1978 год, когда Эмерсон поднялся на вторую ступень пьедестала на домашнем Интерлагосе и еще пять раз финишировал в очках за рулем созданной Дэвидом Болдуином и Джакомо Калири F5 (буква D исчезла из индекса вместе с уходом Давилы). Даже располагая одним-единственным гонщиком, команда поднялась на седьмое место, опередив в Кубке Конструкторов McLaren, Williams и Renault. А потом в Формулу 1 пришла эра граунд-эффекта.
Угнаться за соперниками было все сложнее, а тут еще менеджеры Copersucar посчитали гонки слишком дорогим удовольствием. Лебединой песней «бразильской сборной» стал чемпионат-80, когда на спонсорские деньги пивоваров из Skol Вильсон и Эмерсон смогли приобрести выставленную на торги команду Wolf. «В комплекте» с неплохими, в общем-то, автомобилями братьям достались конструктор Харви Постлтуэйт и гонщик Кейо Росберг. Итогом стали еще два подиума, 11 очков и вновь 7-е место в споре команд. Но по окончании сезона решил завершить формульную карьеру Эмо, иссяк денежный поток от Skol, и желтые автомобили стали все реже и реже пробиваться на стартовое поле. 12 сентября 1982 года это случилось в последний раз.
Очередной «национальный проект» не снискал себе славы в многонациональном мире Ф1. И его идеологам оставалось лишь утешать себя тем, что за потраченные ими годы Бразилия смогла прочно занять место в ряду ведущих гоночных держав мира.
Даты
- 14.04.1912 родился Джой Читвуд
- 19.04.1912 родился Руди Фишер
- 12.06.1912 родился Майрон Фор
- 07.10.1912 родился Питер Уокер
Гонщики
- 5012 кругов проехал Кими Райкконен
- 512 кругов лидировал Кеке Росберг
- 412 кругов проехал Патрик Фризахер
- 312 кругов: Дон Брэнсон и Мойзес Солана
- 212 очков заработал Клей Регаццони
- 212 раз участвовал в Гран При Дэвид Култхард
- 112 кругов проехал Лорис Кессель
- 12 сезонов в Формуле 1: Рене Арну, Мартин Брандл, Жан-Пьер Жарье, Джон Уотсон, Джонни Херберт
- 12 результативных финишей подряд: Рубенс Баррикелло, Дженсон Баттон, Джим Кларк, Мика Хаккинен
- 12 побед: Марио Андретти, Алан Джонс, Карлос Ройтеман
- 12 подиумов: Стефан Йоханссон
- 12 лучших кругов: Рене Арну, Альберто Аскари, Джек Брэбэм, Хуан Пабло Монтойя
- 12 стартов с первого ряда подряд: Хосе Фройлан Гонзалес, Хайнц-Харальд Френтцен
- 12 поулов: Герхард Бергер, Дэвид Култхард
- 12 стартов: Ги Лижье, Джеф Лиз, Лелла Ломбарди, Джон Майлз, Сильвио Мозер, Вилли Мэресс, Брайан Редман, Джонни Серво-Гавен, Джорджо Скарлатти, Роджер Уорд, Коррадо Фаби, Джек Фэйрмен, Филип Этанцелен
- 12 участий в Гран При: Вольфганг Зайдель, Онофре Маримон, Андре Симон, Лудовико Скарфиотти, Питер Уайтхед, Роджер Уорд, Джим Холл, Боб Эванс, Филип Этанцелен
- 12 очков: Джонни Парсонс, Анри Пескароло, Кристиан Фиттипальди, Питер Эранделл
- 12 кругов: Жорж Бержер, Тифф Нидел, Пауль Питч, Брайан Харт, Пол Эмери
Шасси
- 18812 кругов у Renault
- 112 стартов у Alfa Romeo
- 112 участий в Гран При у Shadow
- 12 подиумов подряд у Lotus
- 12 лучших кругов у Matra
- 12 поулов у Alfa Romeo
- 12 стартов с первого ряда подряд у BRM
- 12 стартов с первого ряда у March
- 12 стартов у Kurtis Kraft и Mercedes
- 12 участий в Гран При у Kurtis Kraft
- 12 очков: Fittipaldi
- 12 кругов: EMW
Моторы
- 3612 кругов лидирования мотора Mercedes
- 3012 кругов у Hesketh
- 112 стартов с первого ряда у Mercedes
- 12 стартов с первого ряда подряд у BRM
- 12 побед: Alfa Romeo
- 12 стартов: Offenhauser
- 12 участий в Гран При: Life, Offenhauser, Osca
Резина
- 12 поулов у Englebert
Страны
- 104712 кругов проехали французские гонщики
- 17812 кругов проехали новозеландские гонщики
- 312 раз стартовали шведские гонщики
- 112 поулов у бразильских гонщиков
- 12 британских гонщиков становились чемпионами
- 12 хет-триков (поул+победа+лучший круг) у бразильцев
- 12 дублей (поул+победа) у американцев
- 12 раз аргентинские и французские гонщики лидировали от старта до финиша
- 12 побед у новозеландских и шведских гонщиков
- 12 подиумов подряд у американцев
- 12 результативных гонок подряд у финнов
- 12 лучших кругов гонки у колумбийцев
- 12 канадцев и 12 испанцев участвовали в чемпионате мира
© F1News, проект "Числа". Данные из Энциклопедии F1News. Выборка: Дмитрий Черепович. Текст: АК