Жаки Икс

Жаки Икс

Первые шаги будущих звезд в мире автоспорта бывают разными. У кого-то любовь к гонкам возникает в юные годы, благодаря возможности посещать Гран При, кто-то садится за руль, повторяя путь знаменитого отца или дяди, другим же тягу к скорости приходится прививать едва ли не насильно.

Известный бельгийский гоночный журналист Жак Икс очень хотел, чтобы его сынишка Жаки стал выдающимся пилотом. Он брал мальчугана с собой на гонки, но тот, как назло, не проявлял особого интереса к стремительным автомобилям. И тогда Жак решил заменить теорию практикой, приобретя для сына 50-кубовый мотоцикл Zundapp. Дела сразу пошли на лад – вскоре юный пилот стал чемпионом Европы по триалу, а затем сменил два колеса на четыре, став в 20-летнем возрасте чемпионом своей страны в туринговых соревнованиях.

За этим последовали гонки спорткаров, а в 1967-м молодого пилота пригласили выступать за Matra в Формуле 2. Карьера Икса едва не прервалась, когда в одной из первых гонок он угодил в серьезную аварию. В знаменитой связке Masta Kink бельгиец стал одним из участников массовой аварии и получил небольшую травму. Гораздо сильнее был психологический шок, ведь в больницу ему пришлось ехать в карете «скорой помощи», которая перевозила тело погибшего коллеги.

Но Жаки нашел в себе силы вернуться в гонки, и во время Гран При Германии того же года сотворил сенсацию. Гонка была объединенной для машин Ф1 и Ф2, и бельгиец, располагая лишь полуторалитровым мотором, показал в квалификации в «Зеленом аду» Нюрбургринга третье время в абсолютном зачете, уступив лишь Джиму Кларку и Дэни Халму! Неудивительно, что сезон-67 Икс завершал уже в классе Гран При, а чемпионат-68 и вовсе провел в составе Ferrari.

В Руане бельгиец отпраздновал первую победу, затем два года подряд занимал второе место в споре за титул, а потом… Кто-то считает, что гонщик «перегорел», другие указывают, что Жаки несколько раз менял команду в откровенно неудачный момент. Быть может, сказалась и эволюция гоночных машин – качественное изменение аэродинамики и внедрение граунд-эффекта не всем представителям старой школы пришлось по душе. Выиграв за 5 первых лет восемь гонок, пилот в дальнейшем провел в Ф1 еще семь сезонов – выступая за Lotus, Williams, Wolf, Ensign и Ligier – но набрал всего 30 очков.

В дальнейшем он руководил гоночной трассой в Спа и до сих пор исполняет обязанность директора Гран При Монако. Именно Жаки досрочно взмахнул клетчатым флагом во время памятной гонки 1984 года, лишив юного Айртона Сенну первой победы.

Заканчивая рассказ про Икса, стоит добавить, что в его активе за пределами мира Ф1 – невероятные шесть побед в «24 часах Ле-Мана», выигранная гонка Париж-Дакар, титул чемпиона серии Can-Am и дочка Ванина. Но это – совершенно другая история…

Даты

  • 19.01.1914 родился Боб Джерард
  • 28.02.1914 родился Эли Байоль
  • 10.04.1914 родились Дюк Динсмор и Пол Руссо
  • 10.05.1914 родился Джон Джеймс
  • 18.05.1914 родился Эммануэль «Туло» де Граффенрид
  • 13.07.1914 родился Сэм Хэнкс
  • 15.07.1914 родился Принц Бира
  • 12.11.1914 родился Питер Уайтхед

Гонщики

  • 8314 кругов проехал Жак Вильнёв
  • 614 очков заработал Айртон Сенна
  • 514 кругов проехал Алекс Рибейру
  • 214 раз участвовал в Гран При Андреа де Чезарис
  • 214 кругов проехал Кит Эндрюс
  • 140.14 очков заработал Альберто Аскари
  • 114 стартов у Кеке Росберга
  • 114 раз участвовал в Гран При Йохен Масс
  • 14 сезонов в Формуле 1: Микеле Альборето, Марио Андретти, Рубенс Баррикелло, Герхард Бергер, Жаки Икс, Нельсон Пике, Крис Эймон
  • 14 побед: Джек Брэбэм, Грэм Хилл, Эмерсон Фиттипальди
  • 14 подиумов: Ричи Гинтер
  • 14 поулов: Альберто Аскари, Ронни Петерсон, Джеймс Хант
  • 14 лучших кругов: Жаки Икс
  • 14 кругов лидирования: Ханс-Йоахим Штук
  • 14 раз участвовал в Гран При и стартовал Эудженио Кастеллотти, Джорджо Пантано
  • 14 стартов: Лучано Бурти, Хорейс Голд, Марк Донохью, Алекс Йонг, Оливье Жендебьен, Ральф Фёрман
  • 14 раз участвовали в Гран При: Чико Годиа, Клаудио Ланджес, Стюарт Льюис-Эванс, Патрик Нэв, Рикки фон Опель, Андре Пилетт, Паскаль Фабр, Рон Флокарт, Дэйв Чарлтон
  • 14 очков заработали: Джанкарло Багетти, Карл Вендлингер, Бруно Джакомелли, Кристиан Клин, Джонатан Палмер, Майк Паркс, Роджер Уорд, Рольф Штоммелен
  • 14 кругов проехали: Йо Вонлантен, Ханс Кленк, Шарль Поцци, Хайни Уолтер

Шасси

  • 2414 кругов на счету шасси Wolf
  • 1714 кругов дистанции у Midland
  • 1514 очков у Lotus
  • 414 кругов дистанции у Eifelland
  • 214 очков у Alfa Romeo
  • 139.14 очков на счету шасси Mercedes
  • 14 раз Кубок Конструкторов достался Ferrari
  • 14 гонщиков становились чемпионами мира за рулем Ferrari
  • 14 поулов у Tyrrell
  • 14 результативных финишей подряд у BAR
  • 14 лучших кругов на счету Alfa Romeo
  • 14 стартов у: Euro Brun, HWM, Simca-Gordini
  • 14 участий в Гран При: BRP, Life, Tecno
  • 14 лучших кругов у Cooper
  • 14 кругов у ENB

Моторы

  • 2114 круга лидирования у мотора Offenhauser
  • 1405.14 очка заработал мотор Mercedes
  • 114 лучших кругов у Renault
  • 14 раз лидировал от старта до финиша мотор Mercedes
  • 14 подиумов у Peugeot
  • 14 лучших кругов гонки у BRM
  • 14 очков: Alta

Резина

  • 147.14 очков заработала резина Continental
  • 14 поулов подряд у Firestone

Страны

  • 14 раз немецкие гонщики лидировали от старта до финиша гонки
  • 14 результативных финишей подряд у американцев
  • 14 поулов у бельгийцев
  • 14 стартов у малайзийских гонщиков
  • 14 участий в Гран При у гонщиков из Лихтенштейна

© F1News, проект "Числа". Данные из Энциклопедии F1News. Выборка: Дмитрий Черепович. Текст: АК

Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё