Вряд ли когда-нибудь утихнут споры о том, кого из многократных чемпионов Формулы 1 можно считать лучшим за все времена: Сенну или Проста, Фанхио или Шумахера, Стюарта или Лауду… А вот в отношении первого из тех, кто никогда не был чемпионом мира, наблюдается почти полное единодушие: Стирлинг Кроуфорд Мосс, блестящий гонщик первых послевоенных лет, карьера которого прервалась весной 1962 года, когда он был в самом расцвете сил.
Стирлинг родился в семье Альфреда Мосса, профессионального дантиста и гонщика-любителя. В двадцатые годы Мосс-старший не раз выступал на главной в те годы британской гоночной арене в Гудвуде, а когда уехал учиться в США, попробовал свои силы в одной из знаменитейших гонок мира – Инди-500 (в 1924 году). Если к этому добавить, что и мать Стирлинга Мосса участвовала в соревнованиях по ралли и триалу, понятно, что у Мосса-младшего просто на роду было написано стать гонщиком (как, кстати, и его сестре Патриции, известной раллистке пятидесятых-шестидесятых годов).
И действительно, в 1947 году 18-летний Стирлинг провел свою первую гонку – горную за рулем спортивного BMW 328 своего отца. Впрочем, довольно скоро он переключился на кольцевые гонки, уговорив отца купить Cooper 500-кубовой Формулы Junior. Он неважно учился в школе и, казалось, был неспособен заниматься чем-нибудь более сложным, чем работа портье, но быстро выяснилось, что природа наделила уникальным даром – потрясающим чувством руля.
В 1950-м Стирлинг одержал свою первую громкую победу – он первенствовал в гонке Турист Трофи на частном Jaguar XK120 – а в 1951-м получил первый профессиональный контракт в команде HWM, в составе которой и дебютировал в Формуле 1 на ГП Швейцарии 1951 года.
В те времена было обычным делом гоняться везде, где только можно: на формулах, спортивных машинах, в ралли, в горных гонках… Вот и Стирлинг пользовался любой возможностью, и вскоре привлек к себе внимание Энцо Феррари, пригласившего британца в свою команду в 1953 году для участия в отдельных гонках. Но этот роман продолжался недолго: после того, как накануне одной из гонок машину Мосса передали Пьеро Таруффи, Стирлинг расстался с командой.
Он надеялся получить место в заводской команде Mercedes, но ее менеджер Альфред Нойбауэр счел его слишком молодым для гонщика заводской команды. Тогда Стирлинг купил Maserati 250F (к тому времени он уже неплохо зарабатывал на автоспорте и считался одним из наиболее профессиональных гонщиков Европы) и делом доказал свое право на контракт с Mercedes, заняв третье место в Спа. В 1955 году Мосс стал гонщиком Mercedes.
Тот сезон принес ему первую победу в Формуле 1 (на Гран При Великобритании в Эйнтри), первое место в гонке «Тарга Флорио» и знаменитую победу в «Милле Милья» (с известным британским журналистом Деннисом Дженкинсоном в качестве штурмана), могла принести победу и в Ле-Мане, но Mercedes снял свою команду после трагической аварии Пьера Левега, когда Мосс и Фанхио уверенно лидировали в этом марафоне. Сезон-1955 открыл собой беспрецедентную серию, которая принесла Моссу в личном зачете чемпионата мира четыре вторых места (подряд) и три третьих.
Он мог стать и чемпионом мира Формулы 1, но в 1958 году вступился за Майка Хоторна, которого должны были оштрафовать за нарушение правил в одной из гонок (которое Майк на самом деле допустил), тому сохранили призовые очки – и по итогам чемпионата Хоторн опередил Мосса на 1 очко, причем, в последней гонке сезона Хоторну подыграл его напарник по Ferrari Фил Хилл – Скудерия уже в те годы ради побед была готова на все. В отличие от Мосса, превыше всего ставившего принцип справедливой игры. Возможно, тогда и родилась его знаменитая фраза: «Уж лучше проигрывать за рулем британских машин, чем побеждать за рулем иностранных».
Стирлинг Мосс. Победа в Монако'61...
В последние годы своей карьеры Мосс оставался верен частной команде Роба Уокера, использовавшей шасси Cooper и Lotus, принес Lotus первую победу (в Монако-1960), но шанса побороться за рулем британской машины за титул чемпиона не дождался. В апреле 1962 года Мосс попал в аварию в Гудвуде, получил серьезные травмы головы, после которых его природное чувство руля восстанавливалось слишком долго – и Стирлинг предпочел закончить карьеру, опасаясь, что уже никогда не сможет гоняться как в свои лучшие годы.
Даты
- 1966 год - чемпионом мира стал Джек Брэбэм
- 1966 год - Кубок Конструкторов достался Brabham
- 31.01.1966 родился Джей-Джей Лехто
- 08.04.1966 родился Марк Бланделл
- 22.10.1966 родился Алессандро Дзанарди
- 30.11.1966 родился Мика Сало
Гонщики
- 4566 кругов проехал Крис Эймон
- 666 кругов лидировал Джоди Шектер
- 166 кругов проехал Томаш Энге
- 66 стартов у Стирлинга Мосса
- 66 кругов проехал Брауш Ниман
- 66 кругов проехал Альфредо Уриа
- 66 кругов проехал Масахиро Хасеми
Моторы
- 32766 кругов проехал мотор Climax
- 966 кругов лидировал мотор Alfa Romeo
- 866.5 очков заработал мотор Climax
Страны
- 12066 кругов проехали испанские гонщики
- 266 участий в Гран При у аргентинцев
- 166 кругов проехали чешские гонщики
- 66 французов участвовало в чемпионате мира
© F1News, проект "Числа". Данные из Энциклопедии F1News. Выборка: Дмитрий Черепович. Текст: Андрей Ларинин.