Когда говорят о неудачах, часто вспоминают Криса Эймона, новозеландского гонщика, подававшего огромные надежды в 60-е годы, но всякий раз упускавшего победу из-за поломки машин. Британцы сравнивали его с Дженсоном Баттоном, но в 2006-м он все же выиграл свой первый Гран При, а Эймон провел 108 Гран При за неполные 14 сезонов, так и не победив. Историки Формулы 1 считают его лучшим из тех, кто никогда не выигрывал гонку...
Родившись 20 июля 1943 года, в семье зажиточного фермера, Крис Эймон должен был продолжить семейный бизнес, но увлекся гонками и к 18 годам гонял на старом Maserati 250F в региональных чемпионатах. В конце 1962-го он финишировал вторым в Ренвике и отправился покорять "большую землю" - в Австралию, на Лейксайд, где его и заметил Редж Парнелл, посчитавший, что судьба свела его с будущим чемпионом - столь очевиден был талант гонщика.
Уже в девятнадцать лет (невероятно рано для Формулы 1 тех лет) он дебютировал в Гран При - в 1963-м его машина лишь дважды не сломалась и оба раза он финишировал седьмым - во Франции и Великобритании, чудом избежав гибели после отказа управления на Нюрбургринге. Новозеландец заявился в Ле-Ман, но организаторы отказали - слишком молод. В январе 1964-го Парнелл умер, а 24 мая, в Голландии, Эймон финишировал пятым, заработав свои первые очки в чемпионате.
Оставшись без конкретных предложений в конце сезона, гонщик подумывал о возвращении в Новую Зеландию, когда земляк - Брюс МакЛарен предложил присоединиться к своему проекту. Год прошел на тестах, команда экспериментировала с шасси и резиной, скорость и умение работать с машиной пришлись кстати, но в 1966-м команда не угадала с моторами. Правда свое умение побеждать новозеландец еще раз доказал в Ле-Мане, на этот раз его заявка прошла и на пару с Брюсом он выиграл легендарную гонку за рулем Ford GT40.
1967-й. Старый, 22-километровый Нюрбургринг. Эймон - третий...
Осенью Эймона вызвали в Маранелло, он подписал контракт с Ferrari, став партнером Бандини, Паркса и Скарфиотти. Год начался с побед (вместе с Бандини) в марафонах Дайтоны и Монцы, в мае Бандини погиб в Монако, Паркс повредил ноги, а Скарфиотти не нашел должной мотивации - Эймон стал "первым номером" команды и четырежды поднимался на подиум. Увы, машина оказалась невероятно ненадежной - в следующем 1968-м Крис финишировал вторым в Брэндс-Хэтч, но лишь в той гонке смог проехать 100% дистанции. Желанная победа ускользала в последний момент, гонщик лидировал в Испании и сошел из-за поломки топливного насоса, в Канаде он выигрывал у соперников больше минуты, когда отказала коробка передач.
В биографии Криса подобных сходов хватит на десятерых, хотя в других гоночных сериях все получалось. Неудачам в Формуле 1 сопутствовали проблемы в бизнесе, потеряв деньги на компании, производящей моторы для F2, Крис попытался создать собственную команду, но и она разорилась в конце сезона. В 1977-м гонщик неожиданно покинул автоспорт, второй раз женился и вернулся в Новую Зеландию, где занялся фермерством.
Даты
- 1983 год - чемпионом мира стал Нельсон Пике
- 1983 год - Кубок Конструкторов достался Ferrari
- 24.01.1983 родился Скотт Спид
- 07.02.1983 родился Кристиан Клин
Гонщики
- 4083 круга проехал Жан-Пьер Бельтуаз
- 2683 круга лидировал Ален Прост
- 883 круга проехал Элизеу Салазар
- 483 круга проехал Рон Флокарт
- 183 круга лидировал Крис Эймон
- 83 очка заработал Крис Эймон
- 83 круга проехал Тони Ролт
Шасси
- 3283 круга проехало шасси Copersucar
- 983 круга у шасси Brabham
- 83 участия в Гран При у Prost
- 83 старта у Prost
Моторы
- 88483 кругов проехал мотор Ferrari
Шины
- 83 победы у шин Dunlop
Страны
- 883 круга проехали чилийцы
© F1News, проект "Числа". Данные из Энциклопедии F1News. Выборка Дмитрия Череповича. Текст: Дмитрий Бухаров.