Флавио Бриаторе (Renault), Рон Деннис (McL aren Mercedes), Жан Тодт (Ferrari)
Вопрос: Рон и Жан, как вы оцениваете свои шансы на данный момент? А затем, может быть, мы услышим точку зрения Флавио.
Рон Деннис: Шансов довольно много, как мы и говорили сначала. Мы стараемся демонстрировать равенство, но у наших гонщиков разное количество очков. Один стоит в таблице чуть выше другого, Кими тоже способен выиграть чемпионат, нужно сохранять спокойствие, и в этих напряженных условиях качественно делать свою работу. Всё просто - мы пытаемся сохранять спокойствие.
Жан Тодт: Нам сложнее - Кими отстает на семь очков, а конкуренты очень быстры и надежны. Мы не фавориты, но в этом бизнесе может случиться все, что угодно, и мы видели это в прошлой гонке. Даже если по прогнозам будет сухо и тепло, мы попытаемся сделать всё, на что способны, а там будет видно.
Флавио Бриаторе: Думаю, я чувствую себя гораздо спокойнее, чем Рон и Жан, и спокойнее, чем год назад. Но я полагаю, нас ждет фантастическая концовка сезона. У нас есть три гонщика, каждый из которых может стать чемпионом мира, и очень трудно сказать, будет это Хэмилтон, или Фернандо, или Кими - гонка длинная. Мы не знаем точно, какая погода нас ждёт в воскресенье, но так или иначе, борьба будет острой. Для меня вопрос о том, кто станет чемпионом, до сих пор открыт, и я бы не сбрасывал со счетов Ferrari, потому что никто не знает, что может случиться. У McLaren была хорошая возможность победить в прошлый уик-энд, но не вышло. Это не плохо и не хорошо, но, благодаря этому, я думаю, что Формулу 1, зрителей и телевидение ждут два фантастических дня.
Вопрос: Флавио, бразильская пресса очень хотела бы услышать, что вы думаете насчет младшего Нельсона Пике, каково его будущее?
Флавио Бриаторе: Нельсиньо - член нашей команды, но пока ещё не пришло время решать, кто будет выступать за Renault в 2008-м. У нас есть выбор: Физико, Ковалайнен, и конечно Нельсиньо, есть время посмотреть, как всё сложится. Мы посмотрим, что произойдёт в следующие несколько дней, несколько недель, несколько месяцев. Нет необходимости срочно принимать решение.
Вопрос: Флавио, вы хорошо знаете Фернандо, выигрывали с ним в последние годы. Вы поддерживаете его в сражении за чемпионат?
Флавио Бриаторе: У Хэмилтона на четыре очка больше, чем у Фернандо. Хэмилтона устроит и второе место, но Фернандо в самых трудных ситуациях остаётся человеком, который не допускает ошибок. Он отлично справляется с давлением, и я полагаю, что шансы Фернандо и Хэмилтона 50/50. Четыре очка - это и много, и ничего. Я помню прошлый год, когда мы боролись с Михаэлем и Жаном, и тогда тоже постоянно была разница в 3 или 4 очка. Всякое случается. Сначала надо закончить гонку, только при этом условии можно говорить, что у Хэмилтона четыре очка преимущества.
Вопрос: Жан, ваша цель - дубль и никак не меньше, не так ли?
Жан Тодт: Это зависит и от того, как выступят остальные, но да, мы должны финишировать на первом и втором месте. Легко сказать, трудно сделать. Как я говорил раньше, мы постараемся.
Вопрос: Давление на Кими как-то сказывается?
Жан Тодт: Чтобы узнать Кими лучше, нужно научиться понимать его чувства. Это потрясающий парень, он очень предан делу, не жалуется, просто делает свою работу. Мы очень рады, что он с нами, и счастливы попытаться сделать все, что можем, для него так же, как и он делает все для команды.
Вопрос: Перед этой гонкой вы объявили о продлении контракта с Фелипе...
Жан Тодт: В последние недели было много спекуляций по этому поводу, но у нас были свои планы насчет будущего наших гонщиков, потому мы просто подтвердили продление контракта с Фелипе. Он превосходно делает свою работу, очень мотивирован. Фелипе - гонщик, который вырос в нашей команде. Я думаю, что ответственность (за проблемы) лежит больше на команде, чем на гонщиках. Если мы дадим им машину, способную побеждать, они будут побеждать. Мы никогда не сомневались в том, что наши гонщики достаточно быстры, нужно дать им быструю и надежную машину, а они продемонстрируют всё, на что способны.
Вопрос: Рон, было интересно услышать вчера от ваших гонщиков, что они много думают о своих позициях в таблице чемпионата, и это будет влиять на их поведение в гонке. С командой дела обстоят также?
Рон Деннис: В настоящее время мы этого не обсуждаем. Мы сосредоточены на каждом отдельном дне, на конкретной сессии. Сегодня мы работали на подсыхающей трассе, завтра, надеюсь, будем бороться за первый ряд, и думать о стратегии на гонку. Мы должны продемонстрировать самим себе, и всем кто за нами наблюдает, что мы качественно поработали, и каждому предоставили возможность победить. Мы действительно не задумываемся о позициях в чемпионате на данном этапе.
Вопрос: Какова атмосфера в команде? Два ваших гонщика ведут борьбу за титул...
Рон Деннис: Сложности есть, но все профессионально и спокойно.
Вопрос: Кому сложнее, McLaren или английской сборной по регби?
Рон Деннис: Конечно, в воскресенье нам будет сложнее! Они здорово сыграли, я не так много знаю о регби. Мне повезло быть там (на полуфинале Кубка мира по регби, Англия-Франция - прим. пер.), у нашей сборной хорошая защита, и я надеюсь, что завтра у них всё получится, потому что все мы патриоты, но наша гонка будет в воскресенье, а они играют в субботу.
Вопрос: Наконец, что за путаница произошла сегодня с резиной? Действительно ли это была ошибка?
Рон Деннис: Это на 100% ошибка команды. Льюис проехал установочный круг на одном комплекте дождевой резины, а потом мы его поменяли. Целиком наша ошибка. Никакого преимущества это не дало и дать не могло, но мы нарушили правила. В двух других командах тоже допустили аналогичный просчет, теперь пусть стюарды выберут соответствующее наказание. Момент действительно напряженный, все работают на пределе, все мы люди, а людям свойственно ошибаться. Но, мы надеемся, что накажут только команды. Отнимите у нас очки в Кубке Конструкторов - ах да, они уже это сделали!
Вопросы с мест
Вопрос (Дэн Натсон - National Speed Sport News): Жан, ваша команда побеждает, борется за чемпионат - Ferrari сильна и после эры Шумахера и Росса Брауна. Как вы видите свое собственное будущее в Ferrari?
Жан Тодт: Всему своё время. Для меня сейчас будущее - это завтрашняя квалификация и воскресная гонка, потом будет время подумать о тех вещах, о которых вы говорите... Даже со значительными изменениями в составе, Ferrari осталась конкурентоспособной, сильной и сплоченной командой с хорошей атмосферой, именно это наша главная цель, со мной или без меня.
Вопрос (Ян Паркс - The Press Association): Рон, все допускают ошибки, но учитывая то, что произошло в этом сезоне, вы можете представить себе, какое негодование было бы сейчас, если бы вы допустили ошибку с шинами Фернандо, а не Льюиса?
Рон Деннис: Каждый делает то, что может, и мы действительно стараемся, но люди иногда ошибаются. Это доказывает только то, что все мы люди. Как я уже говорил, я не думаю, что кто-то получил от замены резины преимущество, но есть правила, и мы их нарушили.
Вопрос (Анна Джунтини - L'Equipe): Рон, как вы думаете, завтра гонщикам хватит времени, чтобы заработать горючего на дополнительный круг?
Рон Деннис: Анализируя данные в начале сезона, мы считали, что на Интерлагосе количество топлива, выжигаемого в течение круга, будет соответствовать компенсации, но теперь я думаю, что фактически это не так, и я не считаю, что Интерлагос - это та трасса, где есть смысл выжигать топливо. Но я не спрашивал инженеров и не могу дать вам точный ответ. Если количество выжигаемого топлива будет соответствующим, то мы изменим процедуру, но я не думаю, что так будет.
Вопрос (Джеймс Аллен - ITV): Рон, после Гран При Китая я слышал, что вроде бы Льюису не разрешали слишком бурно праздновать свою победу, и что вообще прошло какое-то сообщение о том, чего именно нельзя делать во время празднования. Вы могли бы пояснить это нам, и могли бы вы все трое высказаться по этому поводу? Что можно делать гонщику, празднуя свою победу?
Рон Деннис: Я думаю, что важно соблюдать инструкции. Есть инструкции, которые описывают послегоночные процедуры. Я думаю, что важно сохранять атмосферу согласия, давайте этому следовать. Нам посоветовали строго придерживаться инструкций.
Вопрос: Флавио и Жан. Что вы думаете об этом? У вас есть какие-нибудь мысли о поведении на подиуме?
Жан Тодт: Всё зависит от ситуации, но эмоции не должны вами управлять, вы должны контролировать их. Обычно, если вы находитесь на подиуме, это сильные эмоции, на вас сосредоточено огромное внимание, и часто вы забываете обо всем вокруг, и просто чувствуете себя счастливым и удовлетворённым.
Вопрос (Ян Паркс - The Press Association): Рон, как мы понимаем, завтра чиновник FIA собирается присутствовать в боксах McLaren, чтобы наблюдать за происходящим. Берни Экклстоун сегодня сказал, что по его мнению, в этом нет необходимости. А что вы сами об этом думаете?
Рон Деннис: Прежде всего, я связался с представителем FIA в Испании, пообщался с ним и его помощником, и пригласил их сюда. В Испании есть устойчивое мнение, что мы не обеспечиваем равные условия для гонщиков, а это противоречит фактам. Я чувствовал, что такой ход, возможно, разрядит ситуацию. Мы встречались в среду утром, у нас была совершенно дружественная беседа, и я сказал, что они могут задать любой вопрос, и мы дадим им честный ответ.
Я полагаю, завтра у нас в боксах будет еще одним контроллером больше. Он может взять наушники и слушать переговоры, может делать все, что угодно. Оскорблен ли я? Это просто нас не касается. Мы делаем свою работу, цену которой узнаем по итогам гонки. Мы надеемся, что это будет хороший, справедливый результат, и ни у кого не будет жалоб.
Вопрос (Алан Болдуин - Агентство Рейтер): Рон, вчера мы видели Льюиса и Фернандо, они выглядели расслабленными и улыбающимися, и было похоже, что они снова большие друзья. Но вчера никто не спросил Фернандо, каковы его отношения с вами. Они улучшились?
Рон Деннис: Честно говоря, я попытался отстраниться от обоих гонщиков в этой очень сложной ситуации, оставшись доступным для них обоих в равной степени. Вы знаете, я пытаюсь удостовериться, что они, их инженеры и остальная часть команды занимаются подготовкой машин и понимают всю сложность ситуации. Мы просто должны хорошо сделать свою работу. Так что я доступен для любого из них в любое время, но я не собираюсь вмешиваться в ситуацию. И ещё раз - мои действия будут оценены результатами, и я готов к этому.
Вопрос (Байрон Янг - The Daily Mirror): Рон, могу я уточнить, поскольку было немного трудно расслышать из-за автомобилей на улице, вы действительно говорили, будто Льюису сказали, что он слишком много празднует?
Рон Деннис: Я никогда не говорил ничего подобного, или у вас избирательный слух.
Янг: Я думал, что был вопрос…
Рон Деннис: Нет, такого вопроса не было. Я думаю, что имелся в виду вопрос про FIA, которая выпустила определенные инструкции для команды относительно поведения наших гонщиков после гонки. Таков был вопрос. Верно? Или именно по поводу Льюиса? Мой ответ был таков, что FIA советовала нам строго следовать тем инструкциям, которые применяются после финиша Гран При, и дали конкретные примеры тех вещей, что их не устраивают...
Янг: Вы могли сообщить нам, каких?
Рон Деннис: Несоответствующих...
Вопрос (Эд Горман - The Times): Это установлено в правилах, или эти инструкции касались конкретно Льюиса?
Рон Деннис: Я не хочу делать из этого большую проблему. Они просто напомнили нам про пункты, которые нужно соблюдать. Я предполагаю, что их беспокоил юный возраст Льюиса, который мог проявиться, если бы он выиграл чемпионат. Не забывайте про сверхчувствительную среду, в которой мы соревнуемся. И для меня не было никакой проблемы в том, чтобы гарантировать строгое соблюдение инструкций. Оно не было направлено мне, оно было направлено менеджерам команды. Я не волнуюсь по этому поводу, поскольку есть много других вещей, которые нас сейчас занимают.
Вопрос (Хитер Александр - BBC Radio 1): Я разговаривал с бразильскими болельщиками, они все еще скучают по Айртону Сенне. Может каждый из вас расскажет о наследии Сенны, что он до сих пор значит для Формулы 1?
Рон Деннис: После его смерти мне часто задавали подобные вопросы, и сейчас я отвечу так же, как и тогда - у меня были частные и очень личные отношения с Айртоном. Мы провели много времени вместе, и я не был бы удивлен, если бы он вернулся в McLaren, но в то время я сказал, что я не собираюсь делиться чем-либо подобным с окружающими, потому что я думаю, что это неправильно. Это слишком личное, не так эмоционально, как было тогда, но все еще слишком личное. Он был феноменальным гонщиком и великим человеком, и у него всегда оставалось право выступать за нашу команду. Он выиграл все свои чемпионаты в нашей команде и на наших машинах, и мы скучаем по нему всегда - и когда вспоминаем о нем здесь, и в любом другом месте в мире.
Флавио Бриаторе: Когда вы теряете такого человека, как Айртон, особенно так, как это случилось с ним, конечно в этом много эмоций, я помню Имолу… Сенна был настолько хорош во всем, что казалось - он будет в Формуле 1 всегда. Никто не мог предположить тогда, что с Сенной могла произойти такая трагедия. Для нас Сенна был кем-то действительно… у меня никогда не было каких-то отношений с ним, потому что он ездил у Рона, а затем у Фрэнка, но для Формулы 1 Сенна был кем-то невероятным. У него была невероятная индивидуальность, невероятные поклонники, он был действительно большой звездой, какой у нас никогда не было прежде. Это был шок. Весь уик-энд в Имоле был большим шоком. Я уверен, что бразильцы по нему очень скучают, и люди самых разных национальностей в Формуле 1 тоже скучают по нему.
Жан Тодт: Айртон был легендой, как Фанхио был легендой, Джим Кларк был легендой, и забыть их невозможно. Конечно, когда вы приезжаете в Бразилию, первый гонщик, о котором вы вспоминаете, это Сенна. К сожалению, его нет среди живых, но его всегда будут помнить как героя, и это - точное слово.
Вопрос (Ники Такеда - Formula PA): Вопрос ко всем. Хотели бы вы видеть Фернандо Алонсо в вашей машине, не обязательно в 2008-м году, но в будущем? И в случае Рона, я должен перефразировать: хотели бы вы удержать его в вашей команде?
Рон Деннис: Мой вопрос самый трудный, не так ли? На самом деле, я могу дать вам только такой же ответ. У Фернандо есть контракт с нашей командой, этот год был первым из трех, и мы говорили на прошлой неделе, две недели назад, четыре недели назад, что до окончания этого Гран При мы не собираемся вести какие-либо переговоры с нашими гонщиками о том, хотят они или не хотят остаться в нашей команде. Это единственный ответ, который у меня есть. В этом году результаты говорят за себя. Он, очевидно, великий гонщик и большой талант, так что я не думаю, что какая-то команда отказалась бы от него, но что касается нашего собственного положения, то, как я уже сказал, до окончания этого уик-энда вопрос будущего наших гонщиков не рассматривается. Мы сконцентрированы на борьбе за титул.
Флавио Бриаторе: Фернандо в McLaren, как сказал Рон, у него подписан контракт. В нашей машине он уже был. Мы провели с Фернандо четыре или пять лет, и затем он решил перейти в McLaren.
Жан Тодт: Он великий гонщик. Иначе бы он не выиграл чемпионат дважды подряд, и не претендовал бы на титул в третий раз, но в настоящее время это не тот вопрос, на который мы должны отвечать. У него есть контракт, у нас есть контракты, мы только что объявили о продлении контракта с Фелипе.
Вопрос (Ян Паркс - The Press Association): Рон, я ценю ответ, который Вы только что дали о Фернандо и о ситуации с его контрактом. Но если отвлечься от заключительной гонки, если бы он пришел к вам и сказал, "я хотел бы уйти", вы бы согласились на это, или вы из тех, кто удерживает гонщика контрактом?
Рон Деннис: Я могу дать вам только тот же ответ, что только что дал. Я не собираюсь говорить что-либо о гонщиках, пока не придёт подходящее время. И придёт оно конечно не здесь, конечно не в этот уик-энд. Это может случиться в будущем, но только в будущем, это всё что я могу вам ответить.
Вопрос (Джеймс Аллен - ITV): Может вы прокомментируете проблему температуры шин в конце третьей части квалификации в Китае. Фернандо снова вчера сказал, что она была высоковата, а он об этом не знал. Вы можете уточнить, имело ли место что-то подобное?
Рон Деннис: На этот вопрос нельзя ответить "да" или "нет", поэтому я попробую объяснить вам, и будет интересно посмотреть, придерживаются ли Жан и Флавио такой же точки зрения.
Гоночные шины - очень сложная вещь. Давление в шине гоночного автомобиля зависит от нескольких факторов. В Китае главным фактором была невероятно большая влажность в течение всего уик-энда, и сохранить влажность вне соответствующего цикла, вне чистого цикла, было очень трудно, так как поддерживать давление шины в диапазоне высоких температур всегда очень трудно.
Второй фактор - ни одна шина не имеет точно заданного давления, с которым она катится по трассе. Вы пытаетесь определить, как сильно нагрузит шины гонщик, ведь фактически все шины нагружаются по-разному, в зависимости от того, где они расположены на шасси. Затем, основываясь на практическом опыте, вы рассчитываете, когда шина заканчивает круг и входит в охлаждающую фазу. То есть вы должны запланировать что-то непоследовательное, и я бы сказал, что оптимальное давление, которое рассчитывают наши инженеры с точностью до одной десятой фунта, из-за постоянно меняющихся условий в квалификации держится менее 10% всего времени.
Таким образом, все шины, которые стояли на обоих наших автомобилях, не имели того оптимального давления, которое мы для них установили. Действительно ли верно, что оно было немного выше? Ответ - да. Они были неправильно настроены для этих условий? Нет.
Мы проанализировали поведение машин после гонки, и из разницы в пять десятых секунды между гонщиками в квалификации, две с половиной десятых определялись разницей в количестве топлива, потому что Льюис дозаправлялся раньше, а большую часть времени, что Льюис привёз Фернандо, он набрал в двух определенных зонах торможения. Причём в одной из них он получил почти две десятых секунды преимущества, а на оставшейся части круга собрал остальное. Таким образом, различие во времени круга было предопределено количеством топлива и тем, что Льюис проделал очень хорошую работу на торможении. И это - факты, чистые факты. Возможно, когда Фернандо вылез из кокпита, он чувствовал что-то другое, но я уверен, что теперь он все понимает.
Вопрос (Байрон Янг - The Daily Mirror): Я бы хотел дополнить свой вопрос, заданный ранее. Жан или Флавио, вы видели это руководство по правилам поведения гонщиков на подиуме?
Жан Тодт: В первый раз услышал об этом, и не могу прокомментировать, поскольку я никогда не слышал ни о каких специальных правилах для подиума.
Флавио Бриаторе: У меня такое же мнение, как у Жана. Я услышал об этом из новостей.
Вопрос (Ники Такеда - Formula PA): Вопрос ко всем. Если бы у вас был выбор между очень недовольным, но отличным гонщиком в вашей команде, и счастливым, отличным гонщиком в машине ваших конкурентов, что бы вы выбрали?
Рон Деннис: Я изо всех сил пытаюсь понять вопрос.
Ники Тэкеда: Вы предпочли бы недовольного отличного гонщика в своем собственном автомобиле, или видеть его счастливым у соперников?
Рон Деннис: Наша цель как команды состоит в том, чтобы выиграть каждую гонку, и то, как мы побеждаем, для нас очень важно. Но это не победа любой ценой.
Флавио Бриаторе: Очень трудно сделать всех счастливыми. Иногда в команде бывают трудные ситуации. Мы конкурируем, и гонщики конкурируют. Не забывайте, что первый противник гонщика - его напарник по команде.
Жан Тодт: Мы всегда пытаемся достичь превосходства, и для этого в команде все должны быть счастливы, включая гонщиков, менеджмент, инженеров и механиков, и именно это мы пытаемся сделать. Вы не можете поддерживать это постоянно, но если у вас в команде есть преемственность и люди счастливы, это очень помогает.