100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru |
|
Дата: 15 мая 1994 года | Место: Монте-Карло (Гран При Монако) |
Фабула
Первый Гран При после гибели Айртона Сенны и Роланда Ратценбергера начался, по худшему из возможных сценариев, с очередной серьёзной аварии. Потеряв контроль над своим Sauber на торможении после тоннеля, австриец Карл Вендлингер протаранил ограждение трассы и ударился шлемом о металлическую скобу, скреплявшую два пластиковых отбойника. Молодого гонщика отправили в госпиталь, к нормальной жизни он вернулся лишь спустя несколько месяцев.
На трассе был неудержим Михаэль Шумахер. Победитель трех предыдущих Гран При в квалификации выиграл у Мики Хаккинена из McLaren почти секунду. А когда на первом же круге финн столкнулся с Дэймоном Хиллом, в одиночку представлявшим команду Williams, стало ясно, что догнать Benetton Шумахера в этот день не сможет никто.
Правда, на 40-м круге немец едва не разбил машину – в послестартовом повороте залил трассу маслом после отказа мотора Марк Бланделл из Tyrrell. Михаэль лишь чудом увернулся от стены, а преследовавшего его Герхарда Бергера (Ferrari) и вовсе развернуло. Все это позволило выйти на второе место гонщику McLaren Мартину Брандлу. Более того, британец к тому моменту уже провел свой единственный пит-стоп, а Шумахеру еще нужно было совершить одну дозаправку. Кто знает, чем бы все закончилось, но у Брандла забился радиатор, так что ему все равно потребовалась внеплановая остановка.
Второе место британец сохранил, как и Бергер – третье. Вот только церемония награждения в княжеской ложе на этот раз вышла вовсе не веселой…
Памятные моменты
Два гонщика выступили в Монако гораздо лучше, чем позволяла их техника. Кристиан Фиттипальди, по ходу того сезона лишь дважды пробившийся по итогам квалификации в первую десятку, на этот раз стартовал на Arrows с шестой позиции. В какой-то момент он пробился на третью, а затем долго и безуспешно наседал на Ferrari Жана Алези в споре за четвертое место. Увы, молодого бразильца подвела коробка передач.
Итальянский ветеран Андреа де Чезарис, подменявший в Jordan дисквалифицированного Эдди Ирвайна, до финиша добрался. Гонщик, известный множеством аварий, стартовал только 14-м, но грамотная тактика с единственным пит-стопом и сходы лидеров помогли ему закончить гонку на четвертом месте. Причем последние 30 кругов одолеть де Чезариса безуспешно пытался тот же Алези.
Фокус: Джанкарло Минарди (владелец команды)
В семье Минарди страсть к автомобилям была семейной – еще в 1927-м итальянцы стали первыми в своей стране дилерами FIAT, а после войны Джованни Минарди построил гоночный автомобиль и участвовал на нем в соревнованиях. К сожалению, увлечение скоростью унесло его жизнь – и семейный бизнес лег на плечи вдовы и трех сыновей. Старший - Джузеппе - занялся торговлей машинами, средний – Нандо – логистикой и грузоперевозками, а на долю младшего – Джанкарло – осталась гоночная команда.
Не сразу, а спустя несколько десятилетий хронического безденежья, она добралась до Формулы 1. Демонстрируя чудеса дипломатии, и не забывая поддерживать молодых итальянских пилотов, Минарди вел свой небольшой кораблик в тени грандов и даже середняков. Первого очка Minardi пришлось ждать три с лишним года – случилось это летом 1988-го.
На стыке 80-х и 90-х детище Джанкарло выглядело весьма перспективно – в американской гонке 1990 года Пьерлуиджи Мартини завоевал (во многом благодаря шинам Pirelli) вторую стартовую позицию. В следующем сезоне – дважды финишировал четвертым и даже лидировал круг в португальском Эшториле.
Неплохим получилось и начало сезона 1993 года. Кристиан Фиттипальди занял четвертое место в Южной Африке, затем было несколько призовых финишей – и после шести этапов команда занимала в Кубке конструкторов пятое место! Но, денег на доводку машин не было, в середине 90-х затраты росли с каждым годом, и команда начала отдавать завоеванные позиции. В последний раз гонщик Minardi пробился по итогам квалификации в десятку лучших на Гран При Монако 1994 года. Однако, стартовав с девятого места, Пьерлуиджи Мартини не проехал и круга…
Дальше было только хуже. Долги, слияния с другими командами, продажа акций. Minardi стала символом команды-аутсайдера, но Джанкарло умудрялся остаться в Больших Призах, когда многие его недавние соперники – даже такие мощные и легендарные, как Brabham, Lotus и Tyrrell – оказывались вне игры.
Однажды Минарди решил, что и с него хватит – и продал команду Полу Стоддарту. Некоторое время итальянец еще работал в своем бывшем коллективе, а затем, когда дела пошли совсем уж скверно, ушел. Но едва ли кто-то в Италии, да и за ее пределами, будет спорить, какой команде дождливым сентябрьским днем 2008 года принес победу в Монце Себастьян Феттель за рулем Toro Rosso – ну конечно же Minardi!
Цифры
Все машины команды Minardi...
Год | Шасси | ГП | Лучший финиш | Очки |
1985 | M185 | 16 | 8 | - |
1986 | M185B, M186 | 16 | 8 | - |
1987 | M187 | 16 | 11 | - |
1988 | M188 | 16 | 6 | 1 |
1989 | M188B, M189 | 16 | 5 | 6 |
1990 | M189, M190 | 16 | 7 | - |
1991 | M191 | 16 | 4 | 6 |
1992 | M191B, M192 | 16 | 6 | 1 |
1993 | M193 | 16 | 4 | 7 |
1994 | M193B, M194 | 16 | 5 | 5 |
1995 | M195 | 17 | 6 | 1 |
1996 | M195B | 16 | 8 | - |
1997 | M197 | 17 | 9 | - |
1998 | M198 | 16 | 7 | - |
1999 | M01 | 16 | 6 | 1 |
2000 | M02 | 17 | 8 | - |
2001 | PS01, PS01B | 17 | 9 | - |
2002 | PS02 | 17 | 5 | 2 |
2003 | PS03 | 16 | 9 | - |
2004 | PS04B | 18 | 8 | 1 |
2005 | PS04B, PS05 | 19 | 5 | 7 |
Проект F1News.Ru 2008-2009