100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru | |
Дата: 7 мая 1978 года | Место: Монте-Карло (Гран При Монако) |
Фабула
В конце 70-х – начале 80-х первый поворот трассы в Монте-Карло выглядел не так, как в наши дни. Прежде, чем устремиться направо и вверх, к площади Казино, трасса уходила влево. Такая конфигурация была гораздо опаснее - гонщикам приходилось сильнее сбрасывать скорость, а места для маневра было меньше.
В 1978-м пройти Ste Devote без проблем смогли лишь два пилота – Джон Уотсон из Brabham и Патрик Депайе из Tyrrell (любопытно, что стартовали они вторым и пятым соответственно). А вот дальше не смогли разъехаться Brabham Ники Лауды и Ferrari стартовавшего с поула Карлоса Рейтемана. Идущий следом Джеймс Хант вынужден был резко вывернуть руль в сторону – и его McLaren протаранил ограждение. По счастью, этим все и ограничилось – массового завала удалось избежать.
На середине дистанции ошибся в повороте и вынужден был свернуть на боковую дорожку Уотсон, а чуть позже пробил шину другой пилот из тройки лидеров – Лауда. После этого уже никто не смог догнать оставшегося в одиночестве Депайе – и французский гонщик одержал первую в карьере победу.
Памятные моменты
После пит-стопа Ники Лауда вернулся на трассу только шестым, но за двадцать кругов совершил почти невозможное для Монако – обогнал четырех соперников. Жиль Вильнев, пытаясь удрать от австрийца, разбил свою Ferrari.
Из 30 пилотов, приехавших в княжество, на старт допустили лишь 20 быстрейших. Среди тех, кто не прошел квалификацию, оказались будущий чемпион мира Кеке Росберг, победители Гран При Клей Регаццони, Рене Арну, Йохен Масс и Витторио Брамбилла.
Фокус: Патрик Депайе (гонщик)
Сын архитектора Патрик Депайе должен был стать зубным техником, но его семья жила в Клермон-Ферран, рядом располагалась гоночная трасса, куда Патрик регулярно ходил с отцом в детские годы. А в 15 он сам увлекся гонками на мотоциклах – и был навсегда потерян для мировой стоматологии.
Отслужив в армии, Депайе решил продолжить гоночную карьеру – но уже на четырех колесах. Пилоту потребовалось не год и не два, чтобы пробиться на вершину. В первой же в жизни гонке Патрик финишировал вторым, но отсутствие средств не позволяло ему стремительно шагать по карьерной лестнице. Даже в гоночную школу Маньи-Кура его взяли лишь по протекции Жана-Пьера Бельтуа, разглядевшего дарование земляка.
И лишь в 1971-м, когда гонщику уже исполнилось 26 лет, он наконец-то сумел проявить себя. В Формуле 3, где тогда гонялись многие пилоты знаменитого «золотого французского поколения», Депайе смог выиграть титул чемпиона страны. Годом позже он победил в гонке Ф3 в Монако, а в сезоне-74 стал чемпионом Европы в Формуле 2.
Но еще до этого Патрика пригласил в свою команду Формулу 1 Кен Тиррелл, который всегда умел разглядеть талант.
Дебют должен был состояться годом раньше, в 73-м, но гонщик упал с мотоцикла и сломал ногу. Эта задержка имела серьезные последствия. Именно с 1974 года начался спад Tyrrell. Депайе провел в команде пять сезонов – два из которых на шестиколесной модели Р34, но выиграть смог только однажды, на Гран При Монако 1978 года.
В паддоке улыбчивый гонщик пользовался большой популярностью. От своего коллеги с неизменной сигаретой в углу рта – расстаться с дурной привычкой Патрик так и не сумел – любой мог ждать дружеского розыгрыша. В то же время, француза часто называли настоящим джентльменом – и даже последним романтиком Больших Призов.
Поняв, что в команде Кена Тиррела рассчитывать на успех уже не приходится, Патрик перебрался к земляку Ги Лижье. В сезоне-79 у того была отличная машина. Напарник Депайе, Жак Лаффит, выиграл две первые гонки сезона, сам он стал первым в Испании – но затем сломал ноги во время аварии дельтаплана…
Патрик вернулся – всего через полгода. Машина его новой команды – Alfa Romeo – ехала быстро, но ломалась до обидного часто. Именно поэтому летом итальянцы не вылезали с тестов. 1 августа 1980 года, за восемь дней до своего 36-го дня рождения, Патрик Депайе проводил рутинные испытания в Хоккенхайме. В конце одной из скоростных прямых на машине развалилась подвеска – и неуправляемый автомобиль протаранил ограждение. Гонщик погиб на месте…
Цифры
Карьера Патрика Депайе в Формуле 1...
Год | Шасси | ГП | Лучший финиш | Победы | Поулы | БК | Очки |
1972 | Tyrrell 004 | 2 | 7 | - | - | - | - |
1974 | Tyrrell 005, 006, 007 | 15 | 2 | - | 1 | 1 | 14 |
1975 | Tyrrell 007 | 14 | 3 | - | - | 1 | 12 |
1976 | Tyrrell 007, P34 | 16 | 2 | - | - | 1 | 39 |
1977 | Tyrrell 007, P34 | 17 | 2 | - | - | 20 | |
1978 | Tyrrell 008 | 16 | 1 | 1 | - | 34 | |
1979 | Ligier JS11 | 7 | 1 | 1 | - | 1 | 22 |
1980 | Alfa Romeo N179 | 8 | - | - | - | - | - |
Проект F1News.Ru 2008-2009