100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru |
|
Дата: 19 августа 1973 года | Место: Остеррайхринг (Гран При Австрии) |
Фабула
Эмерсон Фиттипальди, захвативший весной лидерство в чемпионате, в пяти летних гонках набрал всего одно очко и всеми силами стремился к победе. Завоевав поул, бразилец из Lotus проиграл старт, но затем вернулся на первое место – на McLaren Дэнни Халма соскочил провод со свечи, а Ронни Петерсон сам пропустил напарника.
Фиттипальди мчался к победе, когда всего за пять кругов до финиша на его машине лопнул топливопровод. Победителем Гран При Австрии стал Петерсон, но Джеки Стюарт смог после неудачной квалификации привести свой Tyrrell к финишу на втором месте – и практически гарантировал себе звание чемпиона мира.
Памятные моменты
Для команды Ferrari сезон 1973 года складывался столь неудачно, что Коммендаторе принял решение не ездить на два этапа в середине лета, чтобы доработать машину. Возвращение состоялось на Остеррайхринге, однако лидер Скудерии Жаки Икс настолько разуверился в команде и машине, что не приехал на гонку! Его напарник Артуро Мерцарио здорово стартовал с шестого места, но финишировал лишь седьмым. Ники Лауда был вынужден пропустить домашний этап из-за повреждения запястья, полученного в аварии на Нюрбургринге двумя неделями раньше.
Фокус: Surtees (команда)
Широко известен тот факт, что до настоящего времени британец Джон Сертиз остается единственным человеком на Земле, кто становился чемпионом мира и на двух, и на четырех колесах. Взяв четыре титула в «пятисотках» и три – в классе 350 см3, пилот из Суррея затем перебрался в Формулу 1, где в сезоне 1964 года стал сильнейшим за рулем Ferrari.
Куда менее известно, что на закате собственной пилотской карьеры Джон переквалифицировался еще раз – из гонщика в босса команды. В 1966 году, покинув Скудерию, Сертиз выступал в американской серии CanAm, уже во главе собственного коллектива. Вскоре был сделан важный шаг от закупок техники на стороне к ее производству. Так родилась Surtees Racing Organisation. Стоит отметить, что еще выступая в мото, британец показал, что имеет конструкторскую жилку – и теперь, следуя дорогой Джека Брэбэма и Брюса МакЛарена, готов был выходить на старт за рулем собственноручно созданной машины.
Несколько успешных шасси для F2 и F5000 убедили Сертиза – пришло время попробовать силы в Больших Призах. Дебют Surtees TS7 состоялся на британском этапе чемпионата мира 1970 года в Брэндс-Хэтч. Надо сказать, странная это была команда. Она строила в целом неплохие шасси и даже продавала их на сторону. Сам Джон уже в пятой по счету гонке открыл счет набранным очкам, заняв пятое место в канадском Мон-Тремблане. А по окончании сезона-72 он закончил выступления и полностью сосредоточился на управлении.
Но кадровая политика не выдерживала никакой критики. Гонщики приходили и уходили по ходу сезона, и хотя в составе Surtees успели погоняться и Алан Джонс, и Джон Уотсон, и Карлуш Пасе, и Йохен Масс – никто не задерживался здесь надолго. Лишь десятикратный чемпион мира по мотогонкам Майк Хейлвуд – не иначе, почувствовав родство душ – выступал за коллектив Джона больше двух лет. Именно он, к слову, впервые вывел Surtees в лидеры Гран При в Монце-71, а годом позже завоевал на этой же трассе первый подиум, финишировав вторым.
Сезон-72 вообще стал самым успешным – с 18 очками Surtees занял пятое место в Кубке Конструкторов. После этого пилотская чехарда потащила команду вниз. Ее последний успех пришелся как раз на Гран При Австрии 1973 года, где «бронзу» завоевал Карлуш Пасе. А затем – печально известная спираль, когда отсутствие денег не позволяло построить быструю машину, а отсутствие результатов отталкивало спонсоров. Кроме того, в 1974 году на Surtees разбился австриец Хельмут Кениг…
К тому же Джона Сертиза стали донимать боли в ногах – следствие травм, полученных еще в мотогонках. Финальным для команды стал сезон 1978 года. Любопытно, что для её владельца это обстоятельство неожиданно обернулось к лучшему – освободившийся от дел Сертиз лег в клинику, чтобы выправить здоровье, и именно там познакомился со своей будущей супругой - она работала медицинской сестрой.
Цифры
За девять лет выступлений Surtees в Формуле 1, команда сменила 33-х гонщиков. Наиболее продолжительным был период с Витторио Брамбиллой, но тринадцать пилотов провели в составе Surtees лишь одну гонку...
Гонщик | Гран При | Лучший финиш | Очки | Лучший круг |
М.Хэйлвуд | 27 | 2 | 16 | 1 |
К.Пасе | 22 | 3 | 10 | 2 |
В.Брамбилла | 32 | 4 | 7 | - |
А.Джонс | 14 | 4 | 7 | - |
Д.Сертис | 20 | 5 | 5 | - |
А.де Адамик | 13 | 4 | 3 | - |
Р.Штоммелен | 10 | 5 | 3 | - |
Д.Белл | 8 | 6 | 1 | - |
Й.Масс | 14 | 7 | - | - |
Р.Киган | 14 | 11 | - | - |
Б.Ланджер | 12 | 10 | - | - |
Д.Уотсон | 11 | 8 | - | - |
Т.Шенкен | 9 | 7 | - | - |
Х.Биндер | 9 | 9 | - | - |
В.Шуппан | 4 | 7 | - | - |
Л.Перкинс | 3 | 12 | - | - |
Ж.Долэн | 3 | - | - | - |
Р.Арну | 2 | 9 | - | - |
Х.Койнигг | 2 | 10 | - | - |
Б.Габьяни | 2 | - | - | - |
Б.Редман | 1 | 7 | - | - |
Д.Квестер | 1 | 9 | - | - |
Н.Такахара | 1 | 9 | - | - |
Л.Буэно | 1 | 12 | - | - |
К.Андерссон | 1 | - | - | - |
Джимакс (Карло Франки) | 1 | - | - | - |
Б.Хентон | 1 | - | - | - |
Ж.Жабуи | 1 | - | - | - |
Г.ван Леннеп | 1 | - | - | - |
Л.Ламберто | 1 | - | - | - |
Д.Морган | 1 | - | - | - |
С.Поузи | 1 | - | - | - |
П.Тамбэ | 1 | - | - | - |
Проект F1News.Ru 2008-2009