1. Себастьян Феттель (Red Bull Racing) - 1 час 57 мин. 43.485 сек.
2. Марк Уэббер (Red Bull Racing) - 1 час 57 мин. 54.455 сек.
3. Дженсон Баттон (Brawn GP) - 1 час 58 мин. 28.460 сек.
Вопрос: Себастьян, как вела себя машина, в каких условиях вам пришлось выступать сегодня?
Себастьян Феттель: Решение стартовать за машиной безопасности было абсолютно верным. Да, в отдельных местах можно было атаковать, но в некоторых поворотах машина скользила – иногда меньше, иногда больше, в зависимости от дождя. Гонка получилась непростой: мы запланировали ранний пит-стоп и должны были создать отрыв – к счастью, нам это удалось.
Машина постоянно аквапланировала – иногда мы едва удерживали её на трассе, но нужно было с каждым кругом отрываться от соперников. Пожалуй, я оказался в более выгодной ситуации – передо мной никого не было, однако в последнем повороте и мне пришлось непросто. Он идет в горку, и вода просто текла навстречу – в отдельных местах машину невозможно было контролировать, и я старался не переключаться слишком резко, не тормозить с большим усилием – сохранял предельную осторожность.
Должен сказать, я невероятно счастлив – я второй раз побеждаю под дождем. Машина великолепна, команда проделала отличную работу при подготовке к гонке. Вчера мы выступили неплохо, но оставались проблемы с надежностью, которые за ночь удалось решить. В итоге мы финишировали и завоевали дубль – это невероятный успех для Red Bull!
Вопрос: Марк, вы давно выступаете за Red Bull, и этот успех наверняка много значит для вас…
Марк Уэббер: Именно. Успех не раз ускользал, но сегодня мне и Себастьяну удалось реализовать потенциал машины. На дистанции гонки мы постоянно подстегивали друг друга.
Условия были непростыми – к середине дистанции ситуация немного улучшилась, однако ближе к финишу вновь стала непредсказуемой. Изношенная резина практически не отбрасывала воду, так что сегодняшний результат можно считать настоящей наградой. Для меня это лучшее достижение в карьере – впрочем, я надеюсь двигаться дальше.
Да, это действительно потрясающий успех Red Bull - если подумать о том, как много сделал Дитрих Матешиц за последние пять или шесть лет, чтобы завоевать этот дубль, можно признать – он его заслужил.
Вопрос: Дженсон, неплохая гонка. Когда погода ухудшилась, у вас возникли проблемы?
Дженсон Баттон: Сегодня всем пришлось бороться с аквапланированием, особенно в последнем повороте. Как сказал Себастьян, там было настоящее озеро – мы не могли нормально тормозить! Кроме того, возникли проблемы с резиной: из-за низкой температуры началась вибрация, и на каждом круге казалось, что я вот-вот вылечу с трассы. В таких условиях финиш – это достижение, а подиум – действительно хороший результат. Сегодня мы не могли угнаться за этими парнями – они оказались быстрее, но нам удалось набрать шесть очков и продлить успешную серию.
Вопрос: Себастьян, RB5 оказалась прочной машиной - вспомним 19-й круг и инцидент на задней прямой. Было не совсем понятно, замедлился ли Трулли, однако вы получили удар от Себастьена Буэми…
Себастьян Феттель: Да, и был очень этому удивлен. Я понимал, где-то впереди едет Рубенс Баррикелло, и мне показалось, что это была именно его машина – я совершил обгон и слегка отпустил педаль газа, чтобы проверить, все ли в порядке. Я не знал, что сзади приближается Буэми – мне действительно жаль, что так получилось, но я не хотел врезаться в того, кто ехал впереди.
Из-за брызг в зеркалах ничего не было видно: я сместился вправо, обнаружил, что это не Рубенс, а кто-то из гонщиков Toyota, и продолжил гонку, как вдруг почувствовал удар от Себастьена. Досадный инцидент, к счастью, мне удалось добраться до финиша.
Вопрос: Это не сказалось на машине?
Себастьян Феттель: Я рад, что все обошлось. Мне удалось продолжить гонку – условия были очень непростыми, машина все время скользила, однако мы можем гордиться результатом.
Вопрос: Марк и Дженсон – отличная борьба в середине гонки! Предлагаю взглянуть на повтор. Возможно, вы сами все расскажете…
Дженсон Баттон: Я ждал Марка не в зеркалах заднего вида, а где-то впереди. Перед поворотом я даже заблокировал колеса…
Марк Уэббер: А я поскользнулся и вынужден был заехать на траву. Я не представлял, где находится Дженсон, и всего лишь пытался вернуться на трассу. Каждые несколько кругов я смотрел на табло и понимал, что он где-то рядом, но не знал, насколько близко…
Вопрос: Дженсон, что же произошло?
Дженсон Баттон: Я пытался прогреть резину, а не сдерживал соперника – кажется, режиссеры не показали тот момент, когда Марк пытался обогнать меня по внешнему радиусу седьмого поворота. Из-за дождя видимость была практически нулевой – я не знал, где он находится, и был удивлен, когда мы поравнялись перед восьмым поворотом. В следующий момент Марк "захлопнул калитку", и я ничего не мог поделать. ККогда эти парни тебя догоняют, бороться бесполезно…
Вопрос: Похоже, вам было труднее прогреть резину, чем гонщикам Red Bull…
Дженсон Баттон: Не знаю, что было у остальных, но мне и Рубенсу пришлось нелегко. Похоже, машина работала не совсем так, как надо, надеюсь, мы сможем устранить эти проблемы - нельзя позволить этим парням оставаться в лидерах!
Вопрос: Себастьян, давайте ещё раз посмотрим повтор финиша… Приятный момент, не так ли?
Себастьян Феттель: Да, невероятный! За десять кругов до финиша я ехал в темпе ближайшего соперника, то есть, Марка, и пытался хоть как-то контролировать ситуацию, однако сделать это было нелегко. В какой-то момент мелькнула мысль – а что если просто доехать до финиша, но я сразу возразил себе: «Не делай этого, иначе быстро потеряешь концентрацию!» Я старался быть предельно сосредоточенным, не думал о перспективе, и сбросил темп лишь за пару кругов до клетчатого флага.
Фантастический результат: выиграть гонку за Toro Rosso и принести первую победу Red Bull – это великолепно! Я счастлив, надеюсь, мы продолжим в том же духе.
Вопрос: Себастьян, фантастический пилотаж! Каких усилий он потребовал?
Себастьян Феттель: Немалых. Гонка получилась длинной – да, мы проехали все 56 кругов, но не знаю, сколько времени на это ушло. Пожалуй, решение стартовать за машиной безопасности было верным – на трассе уже было много воды. Думаю, сегодня всем пришлось бороться с аквапланированием – где-то меньше, где-то больше.
Команда запланировала очень короткий отрезок, и я понимал - чем раньше машина безопасности свернет на пит-лейн, тем больше шансов создать отрыв. Когда она покинула трассу, я бросился в атаку, постарался создать преимущество, которое и стало ключом к успеху.
Фантастическая стратегия и невероятная работа команды – нам удалось устранить вчерашние неполадки! Перед стартом мы были уверены в том, что ничего серьёзного не случится, но на последних кругах я лишь надеялся довести машину до финиша.
В таких условиях нельзя расслабляться, нужно сохранять концентрацию и следить за условиями на трассе. Когда дождь усиливался, машина начинала аквапланировать, и поддерживать шины в рабочем состоянии становилось всё труднее – к концу отрезка они едва успевали отбрасывать воду. Учитывая все это, я невероятно рад сегодняшней победе. Мои поздравления команде – мы отлично провели гонку!
Вопрос: У вас было преимущество чистой трассы, но возникали ли какие-нибудь трудности?
Себастьян Феттель: Да, когда я уступил лидерство и пытался догнать Дженсона. Всем известно, что в таких условиях нелегко разглядеть идущую впереди машину – я видел брызги и понимал, что нахожусь где-то позади, но не представлял, где именно. Пожалуй, с точки зрения обгонов у Марка и Дженсона получилось более интересное сражение, я же довольствовался тем, что большую часть времени мой визор оставался чистым.
Видимо, у меня на самом деле были лучшие шансы на успех, однако иногда и я едва удерживал машину на трассе. Местами траектория напоминала реку, провоцируя избыточную поворачиваемость – в этом случае остаётся лишь ловить машину, надеясь, что шины снова обретут сцепление с асфальтом. Как правило, так и происходит, однако ситуацию не назовешь комфортной.
Вопрос: Мы видели, как в вас врезался Себастьен Буэми… Были ли ещё какие-то моменты, ускользнувшие от телекамер?
Себастьян Феттель: Пожалуй, была пара моментов, но главное - машина не получила повреждений. Произошло, по сути, следующее - на трассу выехала машина безопасности, я постепенно её догонял, стараясь не выходить за лимит времени, как вдруг увидел, что слева от меня в пелене брызг замедлился кто-то из соперников.
Мне показалось, что это был Рубенс Баррикелло: я не знал, возникли ли у него проблемы, сбросил ли он скорость из-за впереди идущей машины, или мы просто уперлись в пелетон – на большом расстоянии ничего не видно. Я отпустил педаль газа, присмотрелся и понял, что это Toyota без заднего антикрыла. Я тут же совершил обгон и получил удар от Себастьена – жаль, если этот инцидент испортил ему гонку, но в такую погоду зеркала заднего вида практически бесполезны. К счастью, мне удалось продолжить борьбу…
Вопрос: Марк, вы сказали, что это ваш лучший результат, а ведь вы всю гонку провели в пелене брызг!
Марк Уэббер: Да, было нелегко. Пожалуй, Себастьян заслужил право на чистую трассу, ведь он стартовал с поула. Как только Фернандо поехал в боксы, я подумал – у нас не так много топлива, нужно оторваться от тех, кто едет с двумя пит-стопами, и тех, может свободно варьировать стратегию. Поначалу удержаться за Себом было практически невозможно – я ничего не видел и едва не вылетел с трассы.
Затем брызги немного улеглись, мне удалось подобраться чуть ближе, однако позже я поскользнулся в первом повороте, вышел слишком широко и потерял немало времени. В конце концов, пришлось бороться с Дженсоном – в шпильке он заблокировал передние колеса, и я вышел вперед, получив возможность впервые проехать чистый круг. Помнится, в голове мелькнуло – господи, я вижу всю трассу, здорово! Я атаковал, допустил еще одну небольшую ошибку, пытаясь нащупать предел – это был фантастический вызов!
Дженсон снова оказался впереди, и хотя у меня не было крайней необходимости вступать в борьбу, я по-прежнему стремился к победе, и в итоге прошел его по внешнему радиусу седьмого поворота, прекрасно понимая, что там он меня не ждет. Пожалуй, это был один из лучших моих обгонов, с которого и началась следующая часть гонки, ставшая, впрочем, простой формальностью.
Потрясающий день! Вы не представляете, через что пришлось пройти нашим механикам. Мы уже смирились с мыслью, что машина не дотянет до финиша, ведь еще вчера она останавливалась через каждые три круга, а после квалификации мой приводной вал был полностью разрушен. Невероятно, но нам удалось добраться до клетчатого флага. После неудач в Австралии и Малайзии сегодняшний максимум очков – великолепный результат для всей команды.
Вопрос: Дженсон, расскажите о борьбе с Марком…
Дженсон Баттон: Мы знали, что гонщики Red Bull очень быстры – как только машина безопасности свернула на пит-лейн, они сразу взяли высокий темп. Мы могли подтянуться чуть ближе, но на холодной резине их машина выглядела намного лучше.
После первого пит-стопа я оказался впереди Марка, и поначалу мне казалось, что я еду слишком медленно. Я пытался увернуться от потоков воды, но их положение менялось с каждым кругом! Впрочем, вскоре мне удалось войти в ритм, и мы с Марком стали быстро отрываться от преследователей. Затем я заблокировал колеса, и Уэббер вышел вперед, однако чуть позже он сам замешкался в последнем повороте, и контратака увенчалась успехом.
Проблема в том, что во время сильного дождя не видно машину соперника: кто-то скажет – так даже веселее, но это очень опасно. Марк провел великолепную атаку по внешнему радиусу – такое ощущение, что он мог заезжать на самую мокрую часть трассы, тогда как мы едва не плыли по траектории. Возможно, мы установили слишком малый клиренс, но, как бы то ни было, Red Bull вышли вперед, и нам не оставалось ничего иного, как просто ехать к финишу. Быстро ли, медленно – ситуация в любом случае оставалась непредсказуемой, и можно было легко соскользнуть на обочину, повторив инцидент с Адрианом Сутилом. Хорошо, что обе машины Brawn GP смогли закончить гонку, а мне в итоге удалось подняться на подиум, но мы должны поздравить этих парней, сегодня они сработали лучше.
Вопрос: Вопрос для всех – вы думали о подобной погоде?
Дженсон Баттон: Я не ожидал столь серьезного аквапланирования. Даже на мокрой трассе нам, как правило, удаётся обозначить траекторию, на которой машина не будет скользить, но сегодня и это оказалось невозможным. Мы скользили даже на главной прямой, а это очень, очень опасно! Поэтому финиш в такой гонке, пусть и не на первом месте, воспринимается с большим облегчением – здорово, что нам удалось набрать несколько очков!
Вопрос: Вы предполагали, что погода окажется именно такой?
Дженсон Баттон: Да, мы ждали дождя. Кстати, что удивительно, по количеству выпавших осадков сегодняшний ливень оказался не таким сильным, как две недели назад в Сепанге…
Марк Уэббер: Утром по дороге на трассу я думал – пожалуй, сегодня поедем на промежуточной резине, а если уж совсем не повезет, перейдем на дождевую. Не каждый день удается провести гонку на дождевых шинах – полагаю, отдельные элементы дренажной системы автодрома должны быть реконструированы, поскольку в одних местах все выглядело неплохо, а в других машина буквально плыла. Не знаю, ехал ли Адриан Сутил на промежуточной резине, но бывали моменты, когда мы просто держали руль прямо, опасаясь прикоснуться к педали газа.
Очень непростая гонка, на пределе безопасности. Да, гонщики высокого уровня должны справляться с любыми ситуациями, но нечто подобное мы уже видели в Фудзи, и за предел переходить не стоит. Проблемы с видимостью – это одно, а проблемы с видимостью плюс аквапланирование – совсем другое… Это не зависит…. Впрочем, мы добились неплохо результата, всё в порядке.
Себастьян Феттель: В пятницу нам сказали, что в ночь на воскресенье может пойти дождь. В субботу речь шла уже о воскресном вечере, и сегодня утром, когда только начало моросить, я впервые подумал о возможной дождевой гонке, однако не мог себе представить, что это будет продолжаться все 56 кругов!
В какой-то момент дождь утих, и я даже подумал – возможно, скоро можно будет поставить промежуточную резину, как ливень зарядил снова. Кто-то из гонщиков пошел на риск, но на траектории оставалось слишком много воды.
Невозможно было угадать, останешься ты на трассе, или нет – машина становилась все легче, её срывало в занос, а ты сидел в кокпите и повторял: «ничего, всё в порядке», и так на каждом круге… Как сказал Марк, мы работали на пределе, и если бы дождь еще немного усилился, удержать машину на трассе было бы невозможно.
Дженсон Баттон: Как правило, следуя за машиной в дождь, мы видим две линии и точно знаем, где проехал соперник. Более того, мы придерживаемся этой траектории, поскольку на ней не так много воды, но сегодня я не видел ничего подобного! Вода и не думала уходить с трассы!
Вопросы с мест:
(Майк Дудсон) Марк, учитывая проблемы с приводным валом, вы обрадовались дождю? Команде удалось модернизировать эти элементы, или вам все пришлось волноваться, что в случае сухой погоды они протянут всего три круга?
Марк Уэббер: Да, мы немного модифицировали масляную ванну и заменили само масло – режим закрытого парка позволяет внести коррективы. Разумеется, в случае сухой погоды и большей нагрузки на элементы нам пришлось бы понервничать, но наши инженеры отлично сработали.
Должен признать, мне нравится, когда у кого-то из соперников впереди случается какая-нибудь неприятность. Сегодня я хотел бы победить, но этот дубль и второе место для команды… Если бы впереди меня ехал Дженсон, я был бы рад увидеть его на обочине, но если речь идет о Себастьяне, то отношение несколько иное. В нынешних обстоятельствах это отличный результат…
Вопрос: (Флавио Ванетти – Corriere della Sera) Вопрос для Себастьяна и Марка – мы знаем, что Эдриан Ньюи проектирует новую машину с двойным диффузором. Полагаете, это необходимо? Судя по всему, вы и так достаточно быстры...
Себастьян Феттель: Не знал, что вы настолько близки с Эдрианом… Думаю, ситуация одинакова для всех, у каждой из машин есть диффузор – не важно, какого вида. Как вчера сказал Фернандо, этим и интересен чемпионат: машины отличаются, и мы только начинаем их дорабатывать. Можно придумать новые элементы, не ограничивась диффузором – малейшие изменения могут серьезно повлиять на расстановку сил, ведь борьба очень плотная.
В квалификации от трех-четырех десятых зависит, будешь ли ты на поуле, или окажешься в середине пелетона. Каждая команда выкладывается, и мы не исключение - мы тоже хотим сделать машину быстрее. Я рад, что RB5 уже сейчас способна на равных бороться с соперниками, и надеюсь, что по ходу сезона она еще прибавит. Мы постараемся удержаться в группе лидеров, чтобы потом стать лучшими.
Вопрос: (Михаэль Шмидт – Auto Motor und Sport) Дженсон, вы не первый год выступаете в Формуле 1. В последнее время дождевые гонки начинаются за машиной безопасности, а сегодня вы упомянули проблемы с видимостью. Получается, эти машины слишком быстры для дождя? Они поднимают слишком много брызг? В чем разница?
Дженсон Баттон: Трудно сказать – я не так давно выступаю в Формуле 1, чуть дольше, чем эти двое! Машины всегда поднимали много брызг – вряд ли что-то изменилось. За последнюю пару лет мы видели немало дождевых гонок, но единственной новой проблемой стал прогрев шин. Похоже, сейчас резина работает не так эффективно, как раньше. Да, у этих двоих не возникло проблем, но нам пришлось бороться с жутким аквапланированием и вибрацией, чего не было, к примеру, пять лет назад.
Дождевые гонки всегда оказываются непростыми, но прошедший Гран При Китая, гонка в Фудзи два года назад, и несколько подобных этапов, оказались намного более сложными прежде всего из-за аквапланирования и невозможности прогреть шины…
Марк Уэббер: Если вспомнить Спа, когда одну из машин McLaren развернуло на выходе из La Source, то можно сказать… Да, подобное может произойти и при старте с хода, но мы уже убедились, что машина безопасности способна более организованно отправить пелетон в гонку.
Если при старте машины едут с разной скоростью, брызг всегда много. Полагаю, за последние десять лет мы смогли понять, что… к примеру, сегодня старт с места не являлся необходимостью. Мы воспользовались машиной безопасности, и это сработало, а в остальном условия точно такие же, как были в 93-м или 92 году… Все то же самое, разве что сегодня у нас есть методы, позволяющие сделать старт более безопасным…
Себастьян Феттель: Если вы спросите тех, кто постоянно стартует из первых рядов, они ответят вам – да, комфортно начинать гонку с этого места, однако для тех, кто расположен чуть ниже, старт за машиной безопасности окажется более предпочтительным, поскольку в противном случае ты понятия не имеешь, куда движешься.
Сегодня мне невероятно повезло, а ведь я даже не тормозил, а всего лишь убрал ногу с педали газа, решив, что впереди едет Баррикелло, когда на самом деле там была Toyota. В том инциденте участвовало всего три машины, и одна врезалась в другую – думаю, это ещё раз доказывает, насколько нелегко приходится гонщикам. При обычном старте с места у нас нет ни малейшего шанса разглядеть впереди идущую машину – да, есть сигнал, но он едва заметен.
Перевод: Валерий Карташев