Участники: Себастьен Буэми (Toro Rosso), Роберт Кубица (BMW Sauber), Хейкки Ковалайнен (McLaren Mercedes), Нико Росберг (Williams)
Вопрос: Себастьен, что вы думаете о Формуле 1 после первой трети сезона?
Себастьен Буэми: Все складывается очень неплохо – в начале сезона нам удалась пара удачных гонок. Предыдущие два этапа сложились не совсем так, как хотелось, но, в конце концов, это тоже опыт. Мы становимся конкурентоспособнее, движемся в верном направлении, но ещё многому предстоит научиться.
Вопрос: В большинстве гонок вам или Себастьену Бурде удавалось финишировать в призовой восьмерке. Чувствуете потенциал?
Себастьен Буэми: Думаю, мы пока еще далеки от призовой восьмерки – нам трудно пробиться в финал квалификации. Это удалось всего один раз, а в Монако мы были очень близки к этому – у нас хорошая машина, но нужно прибавить еще чуть-чуть, поскольку борьба чрезвычайно плотная, и пара десятых может оставить тебя за бортом третьей части квалификации. Необходимо чаще пробиваться в финал, ведь это единственный путь к очкам в гонке.
Вопрос: В Турции вам не приходилось выступать за рулем машины Формулы 1, но вы гонялись здесь в GP2. Насколько отличается поведение машин этих двух классов, особенно в тот момент, когда вы впервые приезжаете на автодром?
Себастьен Буэми: По-моему, с точки зрения пилотажа разница не так уж велика. Да, ты едешь гораздо быстрее, тормозишь намного позже и проходишь повороты на более высокой скорости, но основное отличие – в принципах работы. В GP2 ты работаешь с одним инженером, но в Формуле 1 вас окружает множество людей, если хочешь быть конкурентоспособным, придется научиться работать с каждым из них, а на это нужно время.
Вопрос: Разве это так сложно? Похоже, у вас не возникло проблем…
Себастьен Буэми: Да, проблем не было, но ты видишь потенциал в различных областях, и для хорошего времени на круге должен использовать все факторы. После гонки всегда возникает мысль: «А вот там-то и там-то я мог сработать лучше». В этом и заключается опыт – в умении собрать все воедино и в квалификации выложиться по максимуму.
Вопрос: Роберт, в Турции вы получите двойной диффузор. На какой результат рассчитываете?
Роберт Кубица: Главное - выступить лучше, чем в Монако, уверен, это будет легко! Посмотрим, какое преимущество обеспечит двойной диффузор, насколько вырастет скорость по сравнению с прошлыми гонками. В Барселоне все складывалось неплохо, но в решающие моменты возникали проблемы, а в Монако пришлось нелегко. Конечно, я рассчитываю на более удачное выступление, но насколько – пока не знаю…
Вопрос: Вы торопили команду с разработкой двойного диффузора? И еще - планируете ли вы использовать KERS в этот уик-энд? Похоже, у вас масса вариантов…
Роберт Кубица: Нет, здесь мы не используем KERS – нужно сосредоточиться на двойном диффузоре, он может всерьез повлиять на баланс машины и настройки. Завтра нужно выжать из него максимум, а там посмотрим, что получится.
Вопрос: Вы известны своим требовательным отношением к команде…
Роберт Кубица: Я? Нет, конечно, нет. С чего вдруг?
Вопрос: Об этом можно судить по опыту прошлого года. Вы подгоняете команду? Требуете многого?
Роберт Кубица: Я так не думаю. По-моему, каждый гонщик требует ровно столько, сколько ему необходимо, все выкладываются по максимуму – и он сам, и его команда. Это обычное дело.
Вопрос: У вас есть какие-то особые цели на эту гонку? Здесь вы дважды стартовали пятым, финишировали четвертым…
Роберт Кубица: Было бы неплохо повторить прошлогодние результаты на всех трассах, но на сей раз всё намного сложнее. В начале сезона было чуть легче – McLaren и Ferrari оказались позади, а мы уступали лишь командам с двойными диффузорами, но в последних гонках резко откатились назад.
В Бахрейне и Монако пришлось действительно нелегко, тогда как в Барселоне всё складывалось неплохо. Надеюсь, турецкая трасса лучше подходит нашей машине, а двойной диффузор поможет квалифицироваться в первой десятке. Впрочем, делать прогнозы сложно, поживем – увидим.
Вопрос: Нико, это ваш шестидесятый Гран При – что вы об этом думаете?
Нико Росберг: Что ж, здорово! Я этого не знал, не считал, сколько гонок позади… Поразительно, уже шестьдесят Гран При! Действительно, приятно…
Вопрос: После финиша предыдущей гонки появились сообщения, что вы оцениваете варианты на следующий сезон. Это правда? Если да, то насколько трудно искать себе место в нынешней иерархии Формулы 1?
Нико Росберг: Трудно угадать, в какой команде выгоднее выступать в следующем году, но я действительно ищу варианты, ведь действующий контракт заканчивается в конце сезона. Впрочем, больше мне нечего добавить, сейчас я целиком сосредоточен на чемпионате – нужно набирать очки в каждой гонке, и сейчас нам это по силам. В двух предыдущих Гран При мы финишировали в призовой восьмерке – надеюсь, в ближайшие два гоночных уик-энда все сложится не менее удачно.
Вопрос: Вам не кажется, что вы могли бы финишировать на пару позиций выше? Вас это не огорчает?
Нико Росберг: Пожалуй, да, но что-то все время шло не так: в Монако мы должны были финишировать на одну позицию выше, в Барселоне возникли проблемы, без которых мы вполне могли отыграть пару мест. Впрочем, такова жизнь – у нас неплохая основа, и в ближайших гонках главное – продолжать набирать очки.
Для этой трассы мы подготовили новые детали, и я уверен, что нам, по крайней мере, удастся сохранить свои позиции, а то и продвинуться немного вперед. Давайте сравнивать с Барселоной – в Монако совершенно иной случай, а в Испании мы финишировали в призовой восьмерке, и здесь, как мне кажется, должны повторить этот результат, хотя я надеюсь, что все сложится немного удачнее.
Вопрос: Вы уже не раз возглавляли протокол свободных заездов…
Нико Росберг: Да, но это не стоит принимать в расчет, поскольку мы ездили с меньшим количеством топлива. Этот показатель не имеет значения.
Вопрос: Но со стороны всё выглядит неплохо…
Нико Росберг: Это не причина, мы поступаем так потому, что для нас это лучший способ подготовиться к уик-энду.
Вопрос: Хейкки, McLaren постепенно прогрессирует. Уже виден свет в конце туннеля?
Хейкки Ковалайнен: Определенно. С начала сезона команда сделала огромный шаг вперед, но впереди ещё много работы. Нужно сохранять концентрацию, продолжать в том же духе – когда-нибудь усилия оправдаются, но вряд ли это произойдет в один момент. Иногда могло казаться, что мы не добились никаких улучшений, однако команда прогрессировала в каждой гонке…
Вопрос: На какой результат рассчитываете в предстоящий уик-энд?
Хейкки Ковалайнен: Думаю, с точки зрения скорости этот уик-энд окажется более сложным, чем Монако. Здесь больше скоростных поворотов, с которыми у нас возникают определенные проблемы, однако никогда не знаешь, что может произойти – в Бахрейне или Китае наш темп был вполне приемлемым, и на этот раз все может сложиться вполне удачно, однако предстоящий Гран При вряд ли будет похож на гонку в Монте-Карло.
Вопрос: Насколько изменилась команда? Со стороны все выглядит так, будто она использует иной подход… Это так?
Хейкки Ковалайнен: Не совсем. Команда действует так, как было в течение многих лет: мы по-прежнему сосредоточены на работе и тесно сотрудничаем с инженерами и коллегами из Уокинга. Так было всегда, и я не заметил серьёзных перемен.
Вопрос: Когда можно ожидать переломного момента?
Хейкки Ковалайнен: Трудно сказать, вряд ли это произойдет в один момент, скорее мы увидим постепенный прогресс. Сейчас главное – понять основные проблемы: мы уже обнаружили массу факторов, требующих определенных корректировок и иного подхода, однако нет никаких сомнений в том, что McLaren вернется на вершину.
Вопросы с мест
Вопрос: (Иорис Фиорити – AFP) Нико, вы говорили о планах на следующий сезон и команде, за которую хотели бы выступать, но вы уверены в том, что следующий сезон в принципе состоится? Вы все в этом уверены?
Нико Росберг: Я не сомневаюсь, что сезон будет. В Формуле 1 не раз случались большие политические столкновения, но чемпионат неизменно продолжался. Уверен, все вопросы будут решены, и Формула 1 не исчезнет.
Хейкки Ковалайнен: Думаю, вам лучше спросить об этом Мартина Уитмарша и Норберта Хауга, я здесь ради гонки.
Роберт Кубица: По-моему, лучше спросить тех, кто непосредственно участвует в этом процессе.
Текст: Валерий Карташев